Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и типы обучения.






Цели обучения с точек зрения работо­дателя и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и Х.Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непре­рывного обучения являются:

организация и формирование персонала управления;

овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

воспроизводство персонала;

интеграция персонала;

гибкое формирование персонала;

адаптация;

внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. В. Бартц и X. Шаибл опре­деляют следующие цели непрерывного образования:

- поддержание на соответствующем уровне и повышение про­фессиональной квалификации;

- приобретение профессиональных знаний вне сферы профес­сиональной деятельности;

- приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;

- развитие способностей в области планирования и организации производства.

Можно выделить 2 типа обучения: сохраняющее и инноваци­оное. Целью сохраняющего обучения является усвоение фиксиро­ванных взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях, оно совершенствует способность решать те проблемы, которые уже даны, Этот тип обучения предназначен для поддержания уже существующей системы. Но для долговременного выживания, особенно в бурные, неспокойные времена перемен более важен другой тип обучения - инновационное. Целью этого типа является создание ори­ентации на обновление, поиск проблем и их решении.

Исследователи замечают, что во многих сегодняшних органи­зациях сохраняющее обучение хорошо разработано и внедрено в структуру организации. Это необходимо, но этого недостаточно. В данном типе обучения сегодняшняя работа сравнивается только с работой в прошлом, а не с тем, что могло бы или что только может произойти. Меры по корректированию предназначены исправлять возникающие неудачи, а не использовать сильные стороны и новые возможности. А организационные структуры лишь усиливают тенденцию ограничивать обучение тем, необходимо для поддержания существующей системы.

Инновационное обучение — более трудное дело, потому что акцент в нем делается на подготовке организаций к работе в новых ситуациях, что требует предугадать, каким будет окружение, которого еще не существует. Инновационное обучение имеет дело с нарождающимися проблемами — проблемами, которые могут оказаться уникальными, так что не будет возможности учиться методом проб и ошибок, проблемами, решение которых еще неизвестно, и проблемами, сама формулировка которых может вызывать споры и сомнения. Поэтому инновационное обучение часто игнорировалось, в результате чего у многих организаций возникли серьезные трудности, связанные с адаптацией к изменениям в окружении. Менеджеры обычно хорошо подготовлены к поддерживающему обучению, но они должны также обеспечить инновационное обучение.

 

6. Форма и метод обучения. Форма обучения — это совокупность приемов и методов, используемых преподавателем в целях лучше­го понимания и усвоения слушателями учебного материала. Метод обучения — это способ воздействия на слушателей для дости­жения поставленных в каждом конкретном случае целей занятия. Какие же формы обучения эффективнее в каких случаях, как выбрать наиболее рациональный способ подачи нового материа­ла, как продуктивнее закрепить полученные знания и отработать | необходимые навыки? Ответ прост и сложен одновременно. Необ­ходимо владеть всеми возможными формами проведения заня­тий, чтобы профессионально подбирать лучшую для каждого кон­кретного случая.

Каковы критерии выбора формы занятия? Это зависит от ва­ших целей.

Если нам важно передать слушателям знания, то больше всего для этого подойдет лекция, лекция-беседа, групповая дискуссия, занятие, построенное в форме вопросов и ответов.

Если необходимо научить каким-либо навыкам, то это можно сделать с помощью тренингов, практикумов, деловых и ролевых игр, разбора практических ситуаций. Здесь уместны индивидуаль­ная и групповая работа.

Часто в педагогике разделяют методы, ориентированные на преподавателя и ориентированные на слушателей. Такое разделе­ние помогает в рациональном выборе метода. Это связано с тем, что в действительности регулярная смена формы обучения так же важна, как и сам выбор такой формы.

Для нас наиболее традиционны такие формы обучения как лек­ция и лекция-беседа. Ими часто пользуются в школе и вузах. Очевидно, что такие формы ориентированы в основном на преподавателя, главное преимущество их состоит в том, что информация передается сжато, спрессовано, в большом объеме и в малый про­межуток времени. Однако воспринимать, а главное, усваивать ин­формацию, подаваемую в таком виде, достаточно сложно. Нам трудно слушать. Длительное слушание утомляет. Так много ин­формации запомнить трудно и, если говорить честно, порой про­сто невозможно. Поэтому, если прочитать несколько укорочен­ных лекций, перемежающихся другими формами обучения, то эффект будет значительно выше.

Лекция лучше всего применима для вступления, подведения ито­гов и повторений. Лекцию-беседу целесообразно применять в таких случаях, когда участники располагают разными знаниями и могут использовать на занятии свой практический опыт. В лекции-беседе материал совместно разрабатывается на занятии. Понятно, что это весьма полезная форма обучения, но ее не назовешь легкой. Она требует от преподавателя педагогического мастерства и высокой техники владения методами опроса. Иначе из такой беседы может получиться скучная игра, состоящая из вопросов, на которые не хочется отвечать, и ответов, которые давно всем известны.

Недостаток этих методов в том, что ориентация на преподава­теля практически полностью вытесняет участника в роль пассив­ного слушателя. Люди обучаются лучше, если они активны в этом процессе, если они самостоятельно работают над материалом, раз­мышляют над путями и способами использования его в своей ра­боте, перерабатывают его для практической деятельности.

Конечно, лекцию в некоторых случаях ничем не заменишь. Речь идет о целесообразности выбора формы обучения, месте лекции в учебном процессе.

Что важно в формах, которые ориентированы на слушателей? Это, прежде всего, собственная активность участников, которая не дает им выйти из учебной проблемы, заставляет вспоминать свой жизненный опыт, толкает к высказываниям и проговариванию только что услышанного. Так, новые знания, передаваемые преподавателем, становятся частью собственных мыслей участ­ников, их собственными высказываниями, а новая информация оказывается прочно усвоенной.

На это нацелены такие формы обучения, как тренинги, работа с партнером и работа в группе, ролевые и деловые игры, разбор практических ситуаций, различные упражнения и практикумы Связь обучения с практикой достигается, прежде всего, в процессе тренинга руководителей, специалистов и кандидатов на эти должности.

Основными формами тренинга являются деловые игры и метод анализа практических ситуаций, так называемый «кейс-стадиз» (case studies).

Деловая игра индивидуализирована и близка к профессиональной деятельности. Она может быть глобальной (предмет — общее руководство фирмой) и локальной (решение отдельной пробле­мы). Игра позволяет обучаемым расширить представление об организации, выработать практические навыки управления, быстро и наглядно представить, к чему ведут те или иные действия.

Надо заметить, что первая такая игра была разработана и про­ведена в начале 1930-х гг. в Ленинграде, и лишь через два с лишним десятилетия этот метод стал применяться в США.

По сути так называемый кейс-стадиз близок к деловой игре.
Кейс-стадиз
представляет собой анализ, групповое обсуждение и решение реальной проблемы (представленной письменным
описанием, видеофильмом и т.д.), существующей в данной или
другой организации.

Одна из разновидностей кейс-стадиз — метод инцидентов, когда первоначально проблема описывается лишь в общих чертах, а до­полнительные сведения сообщаются при ответах на вопросы. Этот метод дает большую практику анализа.

Близка к нему и управленческая игра, состоящая в том, что обу­чаемым даются характеристики организации в виде уравнений, связывающих основные показатели ее работы (цены, закупки, объем производства и т.д.). После того, как участники приняли свои решения, общие результаты их действий просчитываются на компьютере и сопоставляются с тем, что было на самом деле.

Методом обучения и изучения социальных контактов в груп­пах является групповая динамика. На совершенствование профес­сиональных навыков обучаемых направлена их работа над проек­тами, которая контролируется менеджерами. Так они готовятся к выполнению более широкого спектра обязанностей.

Моделирование поведения менеджера заключается в том, что описываются или показываются, а затем обсуждаются ситуации и межличностные проблемы, с которыми сталкиваются руководи­тели (жалобы, интриги, сопротивление изменениям). После этого несколько человек разыгрывают сходные ситуации, а остальные следят за событиями и соответственно реагируют на них (могут предлагать и свои ситуации).

Это только несколько из десятков возможных методов обуче­ния, которые используются при подготовке управленческого пер­сонала.

Важно усвоить, что только при работе с партнером в груп­пе возможен обмен информацией и совместная проработка материала.

Работа в парах достаточно просто организуется, она хорошо применима для слушателей, у которых еще мало опыта в группо­вой работе, например, на первых практических занятиях, на небольших краткосрочных семинарах. Недостатком парной работы является то, что пять — семь человек могут гораздо серьезнее об­судить и разработать поставленную задачу, чем это получится в диалоге двух слушателей. Кроме того, в больших семинарах рассмотрение результатов работы в парах может занять слишком много времени и стать скучным.

Работа в группе принципиально занимает больше времени и очень влияет на соотношение «время — результат». Для групповой работы необходимо запланировать достаточно много времени не меньше 20 мин. Кроме этого, все рабочие фазы работы в группе должны быть хорошо подготовлены, чтобы стать понятными слу­шателям. Надо иметь под рукой и все вспомогательное средства (бумага, фломастеры, раздаточный материал, ватман и пр.).

Формы обучения, ориентированные на участника вовсе не означают, что преподавателю больше нечего делать. Наоборот под­готовка рабочих фаз (разработка заданий и материалом зачастую занимает больше времени, чем подготовка лекции. Во время про­ведения занятий преподаватель должен находиться в распоряже­нии слушателей как консультант, это важно и для рационального подведения итогов.

Существует еще целый ряд методов, которые целесообразно применять при определенном содержании занятий и длярешения некоторых конкретных задач.

При этом новые методы возникают постоянно. Особенно часто появляются новые творческие техники для преподавателей ме­тоды, стимулирующие воображение слушателей. Это и давно из­вестный метод «мозгового штурма», и психотехники, Переключа­ющие внимание слушателей на новые разделы темы, и методы поиска нестандартных решений.

Хорошо зарекомендовали себя различные видеопросмотры и видеотренинг. Они включают в себя получение отзыва о просмот­ре, обсуждение и анализ видеоматериала. Такой материал в зави­симости от целей обучения, может быть подготовлен заранее а может быть снят на самом занятии. Этот метод может служить хорошим способом наблюдения и оценки собственного поведе­ния и включает в себя попытки изменения нежелательного пове­дения.

Все шире распространяются методы обучения с помощью ком­пьютерных программ. Пока хороших обучающих программ не так много, но они могут стать дополнением и наглядным средством для слушателей. Обучающие программы не могут заменить очных занятий. Но их, безусловно, целесообразно использовать при под­готовке к занятиям, а также для закрепления и повторения мате­риала. Применение таких программ во время семинара не должно занимать более 30 мин.

Многообразие форм и методов дает преподавателю неограниченные возможности для творческого построения учебного процесса, позволяет решать задачи передачи знаний в увлекательной и интересной форме не только для слушателей, но и для самого преподавателя. Используя разные

Таблица 1. Пять основных ситуаций обучения

 

Конкретизация потребности в обучении Метод обучения
Специализированные программы обучения (тренинги продаж, пере­говоров, креативности) Программы командообразования Развитие межличностной и внутри­фирменной коммуникации, форми­рование навыков преодоления конфликтов Управленческая подготовка Подготовка к организационным инновациям Методы поведенческого тренинга Активная групповая и межгруп­повая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые иг­ры, стажировки, проектирование корпоративной культуры Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры Организационно-мыслительные иг­ры, разработка проектов, анализ ситуаций организации

 

методы обучения, вы никогда не сможете провести скучное занятие, слушатели не уйдут из аудитории расстроенными.

Обучение уже сложившегося профессионала, работающего в организации, важно в первую очередь для самой организации. Для успешного функционирования необходимо, чтобы руководство осуществляло деятельность в двух основных направлениях — внеш­няя адаптация и внутренняя интеграция.

Таким образом, с точки зрения направлений в обучении мож­но выделить пять основных ситуаций (табл. 1).

Оценка потребности в обучении. Планирование программ под­готовки — составная часть общего планирования трудовых ресур­сов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

В тех компаниях, где внутрифирменное обучение проводится планомерно, обучение представляет собой непрерывный процесс, состоящий из нескольких этапов. Цикл внутрифирмен­ного обучения начинается с определения потребностей, на основании анализа потребностей и ресурсов организации формирует­ся бюджет и определяются цели обучения, а также критерии оценки его эффективности. Так как затраты на обучение рассматриваются как инвестиции в персонал, организация ожидает от сотрудников отдачи в виде повышения эффективности и соответствующим об­разом ее оценивает.

Организация цикла внутрифирменного обучения начинается с выявления потребностей в обучении, которые вытекают из по­требностей развития персонала организации, а также из их не­посредственных обязанностей, необходимых для выполнения в рамках данной организации. Выявление потребности в обучении отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела персо­нала, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон вносит свой вклад в построение целостного образа конечного ре­зультата обучения, исходя из своего места в структуре организа­ции и роли, исполняемой в процессе профессионального разви­тия. Для адекватного определения потребностей в обучении каж­дая из участвующих в этом процессе сторон также исходит из соб­ственного понимания факторов, определяющих потребности орга­низации в развитии персонала. В целом список факторов включа­ет: динамические аспекты внешней среды (потребители, конку­ренты, поставщики, государство), тенденции развития техники и технологий, изменение стратегии развития организации; со­здание новой организационной культуры; освоение новых видов деятельности. Одним из традиционных методов определения и регистрации потребности в обучении является аттестация, при которой руководитель периодически оценивает эффективность исполнения должностных обязанностей сотрудниками органи­зации.

Существует несколько методов определения потребностей в обу­чении, основными из которых являются анализ деятельности и анализ исполнения.

Анализ деятельности особенно важен при определении потребности в обучении новых сотрудников. Анализ деятельности представляет собой детализированное изучение выполняемой работ с целью определения требуемых специфических навыков. Одним из вариантов составления анализа деятельности может быть проведение интервью с использованием опорного листа. В процессе интервью выясняются основные задачи данной деятельности; подробно расписываются обязанности, критерии эффективности и неэффективности выполнения данной деятельности, степень ответственности и квалификационные требования. При обработке такого рода информации выявляются требования к знаниям и навыкам, необходимым для успешного выполнения данной работы.

Анализ исполнения включает оценку результатов деятельное действующих работников, выявление недостатков и определен методов их устранения с целью определения возможностей обучения для решения их профессиональных проблем.

Кроме вышеперечисленных методов также используется и ряд других:

- опрос-интервьюирование будущих участников (примером мо­жет служить опрос, выявляющий их мнение о степени потребно­сти в обучении по различным темам — как мотивировать подчи­ненных, планирование и организация, межличностная коммуни­кация, навыки коллективной работы, стили руководства в прак­тическом применении и т.д.);

- опрос тех, кто выполняет аналогичную работу, плюс опрос их клиентов, партнеров и прочих лиц, связанных с ними по работе;

- тестирование участников;

- анализ критических происшествий и проблем;

- разработка конкретного заказа руководителя организации;

- оценка стратегического и бизнес-плана организации.

Все перечисленные методы могут использоваться как самосто­ятельно, так и в сочетании друг с другом, что, безусловно, повы­шает качество получаемых результатов.

Таким образом, в целях определения потребности в обучении и планировании образования целесообразно:

- использовать результаты оценки труда и персонала, выявляю­щие проблемы, с которыми сталкиваются работники;

- анализировать план технического обновления;

- оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты колледжей и университетов, приходящих на работу в организацию;

- диагностировать средний уровень подготовленности новых со­трудников.

 

7. Основные направления обучения менеджеров. Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет про­анализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы из­менения, подготовлены проекты изменения, определены сроки затраты.

На сегодняшний день сложилось два основных подхода к под­готовке управленческого персонала.

Традиционный подход — предполагает обучение отдельных ру­ководителей низового звена (реже групп) основным управлен­ческим знаниям и навыкам. Цель здесь стоит в повышении эффек­тивности индивидуальной работы персонала путем приведения Знаний и навыков в соответствие с текущими потребностями орга­низации.

Интегративный подход — направлен на обучение всех руково­дителей и специалистов. Помимо рациональных знаний им при­виваются навыки общения, умения разрешать конфликты и про­блемы. Во главу угла ставятся реальные интересы самих работни­ков и перспективные требования к ним. v

Таким образом, речь идет о переходе от фрагментарного повы­шения квалификации к целостному развитию личности.

Оценка эффективности обучения. Наиболее трудным аспектом в разработке и осуществлении обучающих программ следует при­знать оценку их эффективности. Эффективность обучения опреде­ляется тем, был ли достигнут заявленный результат. Соответствен­но, измерять эффективность обучения нужно по его результату. Если предполагавшийся результат — удовлетворенность участни­ков, то только этот фактор должен оцениваться при измерении эффективности. Если же все участники недовольны, но стали лучше работать — программа все равно не эффективна, поскольку она не достигла своей цели.

Если предполагающийся результат — реакция участников, оце­нить его эффективность очень просто: необходимо провести анке­тирование участников относительно их удовлетворенности про­граммой. Чем выше удовлетворенность, тем выше эффективность. Если предполагающийся результат обучающей программы (тре­нинга) — повышение бизнес-показателей, измерить эффектив­ность такого тренинга можно путем сравнения бизнес-показате­лей до и после тренинга. Главная трудность при этом в данном случае — отсечение побочных факторов. Такими факторами могут быть внешняя среда, технологии, организация работы и т.д. Учи­тывая, что сезонные колебания (общий рост фирмы или наобо­рот, сокращение) весьма велики, очень часто оценить вклад тре­нинга в изменение бизнес-показателей просто невозможно.

Иногда проводят сравнительное измерение бизнес-показате­лей сотрудников, прошедших и не прошедших тренинг (например, объем продаж продавцов после участия в тренинге, посвя­щенном технике продаж, и объем продаж продавцов, не прошед­ших тренинг). Этот метод может быть использован только в одном случае, если участники тренинга отбирались по случайному при­знаку. В реальности это происходит довольно редко — чаще на тренинг посылаются лучшие работники: во-первых, чтобы их поощрить, во-вторых, руководство в большей степени уверено, что в них стоит вкладывать деньги. Соответственно, увеличение объема продаж после тренинга не свидетельствует о его эффектив­ности.

Наиболее адекватным ожидаемым результатом тренинга является изменение самих участников. Соответственно, измерять эф­фективность тренинга стоит, основываясь прежде всего на крите­рии изменения участников. Такое измерение довольно трудоемко: оно требует замера определенных параметров до и после тренинга, наличия контрольных групп.

Если цель тренинга — ознакомить, то измерить его эффективность сравнительно просто: можно провести экзамен или специ­альные тесты на наличие знаний.

Мотивация и изменение установок могут быть измерены с по­мощью специальных тестов и опросников. Главная сложность в данном случае — это избегание фактора социальной желательно­сти. Существует немало опросников, выявляющих ориентацию на клиента. Сложность заключается в том, что участники, как прави­ло, знают что от них ждут именно этой установки, и отвечают соответствующим образом, даже если в действительности их ори­ентированность на клиента не повысилась. Составить же опрос­ник, где желательность данного ответа не будет четко просматри­ваться, крайне трудно.

Измерение изменения поведения осуществляется с помощью специально организованного наблюдения. Выделяются единицы наблюдения (например, количество вопросов в ходе разговора или количество реплик, апеллирующих к потребностям клиента) и подсчитывается количество данных единиц поведения до и после тренинга. Успешность такого измерения зависит от того, насколько исследователям удается выделить четкую, легкоразличимую единицу наблюдения, по поводу которой эксперты приходят к высокому индексу согласия: было ли данное поведение проявлено.

Помимо качества обучения на эффективность тренингов влияют дополнительные факторы, такие как способности участников и поддержка тренинга со стороны менеджмента, в том числе наличие программ отслеживания и закрепления навыков. Естествен­но, что эффект тренинга зависит от больших или меньших способностей участников. Зависимость эффекта от установок менед­жмента менее очевидна, хотя есть немало подтверждающих этот факт данных. Если участники знают, что руководство не ожидает ничего от тренинга, его эффективность будет намного ниже. Прин­ципиально повысить эффективность тренинга могут специальные программы закрепления навыков, например, отслеживание про­явления новых форм поведения в реальных ситуациях.

Если тренинг не дал желаемого результата, это отнюдь не все­гда означает, что он плох. Возможно, вмешались дополнительные факторы, например, на тренинг были посланы не те люди, или тренинг совпал с негативным для организации изменением внеш­ней среды.

Обратной стороной проведения обучения может стать тот фак­тор, что у сотрудников, прошедших обучение, может расти недо­вольство, чувство нереализованное своих возможностей, если та работа, которую они выполняют, не способствует проявлению приобретенных навыков. Результаты обучения находятся в прямой зависимости от организационного климата в компании, так как часто обучение внушает работникам ложные надежды — на улуч­шение условий работы, продвижение по службе и т.д., и в этом случае, если обучение не принесло результатов — это вина орга­низационной системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.