Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность профессиональной ориентации и социальной адаптации






Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным основным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством.

Профессиональная ориентация – представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что в конечном счете ведет к падению качества продукции, к росту профессиональных заболеваний и травматизма.

Одна из важных задач профориентации – это содействие быстрым структурным сдвигам в занятости при одновременном поддерживании безработицы на возможно низком уровне. На практике решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда. Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных мест удается плохо, т.к. мало кто согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузе стереотипов, но и в отсутствии знаний о содержании профориентационной деятельности и адаптации, их формах и возможностях в условиях рынка. Службы профориентации, которые действовали в отдельных школах, на крупных предприятиях и в административных районах, часто выступали как вербовочные и агитационные пункты. В результате лишь 15-20% выпускников школ выбирали профессию, связанную с полученными в школе навыками. Сейчас в республиках, краях, областях и крупных городах созданы хозрасчетные центры по трудоустройству, переобучению, профориентации и адаптации. Эти центры в своей деятельности широко используют зарубежный опыт.

Как показал опыт отечественных организаций, в стране недостаточно внимания уделяется проблеме профориентации и адаптации кадров. К сожалению, управленческие работники не до конца понимают значение профориентации и адаптации как методов регулирования предложения рабочей силы в организации. Узкая ведомственность противодействует развитию прямых связей органов управления профориентацией и адаптацией. И это не позволяет устранить организационные недостатки в практике профориентации и адаптации, углубляя их на каждом последующем уровне управления. Поэтому, именно на уровне основного звена – организации – необходимо прежде всего преодолеть недостатки в формировании личности работника путем выявления у него резервов психофизического и мотивационного механизмов выбора профессии, приведения в действие с учетом личных и общественных потребностей. Главной задачей профориентационной работы и адаптации должно стать преодоление дисбаланса потребности в профессиональном труде между работником и организацией. Ведь организация заинтересована в повышении конкурентоспособности своей продукции, а это требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства. Еще одной задачей профориентационной работы и адаптации является установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки и предприятиями, которые в свою очередь должны иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах. В этой связи целесообразно развивать комплексы трех типов:

комплексы региональной направленности, ориентированные на регион или группу организаций региона;

комплексы отраслевой направленности, создаваемые при базовых организациях отраслей;

местные комплексы в организациях, заключающие договора о прямых связях со специальными учебными заведениями.

Изучение отечественного опыта показало, что, как правило, специальной службы, которая бы занималась вопросами профориентации и адаптации в организации, не существует. Формально функции по профориентации выполняет специалист по подготовке кадров, который работает с выпускниками подшефных школ.

При организации научно обоснованной системы управления профориентацией и адаптацией исходят из целей и задач. (Схема). Для достижения целей в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять, как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников). Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.

Направления деятельности подразделения по управлению профориентацией и адаптацией персонала

 

В обязанности профконсультанта входят:

  1. Профессиональная консультация для работников предприятия.
  2. Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии.
  3. Участие в найме и отборе персонала.
  4. Организация (совместно с администрацией школ) работы по профориентации школьников.
  5. Налаживание связей с ПТУ.
  6. Организация оборудования кабинета профориентации на предприятии.
  7. Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации.
  8. Организация разработки профессиограмм.
  9. Организация тематических вечеров для школьников.
  10. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления предприятия.
  11. Организация в школах выставок литературы о выборе профессии.
  12. Проведение группового обследования профессиональной направленности школьников.
  13. Организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации.
  14. Проведение в организации дня открытых дверей.

В обязанности менеджера по персоналу входят:

  1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
  2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
  3. Организация экскурсии по рабочим местам.
  4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем).
  5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
  6. Введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с руководителем).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.