Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология работы учителей с одаренными детьми по разным предметам, в том числе и при подготовке к предметным олимпиадам.






Каждый ребенок неповторим. Один может обладать хорошими навыками чтения, но в арифметическом счете не отличатся от своих сверстников. Другой с высоким IQ, но заниженной самооценкой. Отсюда возникает необходимость в определении слабых и сильных сторон каждого ребенка и составление программ или форм работы с ним, отвечающим его потребностям.

Для отбора одаренных детей используются два существенно различных источника информации- учителя и родители. Именно родителям, кому первым одаренный ребенок создает проблемы. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: сначала со сном (они спят меньше) с едой и т.д. Затем повышенная познавательная активность одаренного малыша. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей – бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания. Поэтому он не всегда круглый отличник.

Особо хотелось бы отметить проблему отбора и подготовки учителей для работы с одаренными детьми. Среди качеств, необходимых учителю, можно выделить чуткость и доброжелательность, высокий уровень собственного интеллектуального развития, динамичный характер и чувство юмора (но без сарказма). Это наводит на мысль, что было бы неплохо, если бы такие учителя работали не только с одаренными, но и со всеми остальными детьми.

Среди других качеств можно выделить позитивную Я-концепцию, зрелость и эмоциональную стабильность. Почему же так важны эти качества? Дело в том, что часто основные проблемы одаренных детей проявляются при их взаимодействии с учителями. Своими репликами и вопросами, замечаниями и ответами эти дети нередко ставят учителя в тупик. Неуверенные в себе, имеющие негативную Я-концепцию, учителя с трудом терпят (а иногда и вовсе не хотят терпеть), подобное поведение одаренных детей, стараются «задеть», «поставить на место», «срезать» одаренного ребенка, что, конечно же, негативно сказывается на его личностном и интеллектуальном развитии. Не менее важны для учителя личностная зрелость и эмоциональная стабильность. Очень часто учителя переносят свои собственные проблемы на детей: недостаточная собственная эмоциональная устойчивость и стабильность воспринимается ими как исключительная «невоспитанность» детей, с которыми им приходится работать. Но ведь всем нам хорошо известно, что если возникают проблемы между учителем и учеником, то причину, прежде всего, надо поискать в учителе.

Какие сферы одаренности детей относятся к предметам естественнонаучного цикла. Прежде всего, интеллектуальная сфера. Здесь ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, охотно и легко учится, отличается умением излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому изложению своих знаний. Следующая сфера – сфера академических достижений. В математике: большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и упорядочиванию предметов. Ребенок проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических терминов, с легкостью выполняет простейшие операции по сложению и вычитанию, разбирается в измерении времени (часы, календари). Часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: внимательный к предметам и явлениям, проявляет

исключительный интерес к классификации, может долго сохранять интерес к предмету, связанному с естествознанием и природой, часто задает вопросы о происхождении и функции предмета, проявляет интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам, хорошее понимание причинно-следственных связей, хорошо охватывает абстрактные понятия.

Одной из форм работы с одаренными детьми является участие в олимпиадах (школьных, городских, зональных, краевых и всероссийских).

Технология работы с одаренными детьми еще не отработана. Результаты последних олимпиад показали необходимость в корне поменять подход к этой проблеме. На последнем заседании МО предметов естественно-научного цикла и прикладных дисциплин, учителя определили основные этапы выявления и обучения одаренных детей, а также их подготовке к предметным олимпиадам:

1. Поиск

2. Оценка

3. Отбор

4. Обучение

Поиск - в сентябре оповещаются родители учащихся 5-9 классов о том, что потенциально одаренные дети могут посещать специальные занятия по предметам (пилотные группы).

Оценка – процедура должна быть спланирована таким образом, чтобы информация поступала из двух независимых источников: от родителей ребенка и от специалистов, проводящих индивидуальное тестирование (психолог школы).

Отбор – цель: подобрать наиболее подходящий состав для подготовки к олимпиадам, конкурсам научно-практическим конференциям. Знакомство с самыми различными областями и предметами изучения, которые могут заинтересовать детей. Дать возможность определить ту область знаний, которую они хотели бы изучить глубоко. Выбор конкретного предмета является обязательным условием. Необходимо ориентировать детей на поиск все новых форм деятельности.

Обучение – групповое обучение: занятия могут строиться по принципу «брейнсторминга» - мозгового штурма. Предлагаются занятия на тренировку наблюдательности, способности оценивать, сравнивать строить гипотезы, анализировать и классифицировать.

Исследование и решение задач индивидуально и в малых группах:

-ребенок принимает активное участие, как в постановке проблемы, так и в определении методов ее решения;

- не существует ни стандартного метода решения, ни правильного однозначного ответа;

- круг интересов определяется самими детьми и предоставляется возможность самостоятельно распоряжаться продуктами своего труда.

Все эти действия закрепить решением педсовета. Все это даст возможность спокойно заниматься подготовкой к олимпиадам, не перегружая детей ни в учебном плане, ни в психологическом.

В настоящее время сделан хороший шаг вперед по работе с одаренными детьми. При Морском техническом лицее работает т.н. школа Федоренко – кандидата физико – математических наук, члена краевой комиссии по олимпиадам, тренер краснодарской краевой и ростовской областной команд подготовки краевых, всероссийских, и международных олимпиад. Наших учащихся 15 человек: 1 гр. -5-7 класс, 2-гр. 8-10 класс.

Талантливые дети не просто абстрактные носители, а, прежде всего люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть прежде всего человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.