Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимоотношения между тревогой и обеднением личности






В то время как защиты и симптомы, о которых мы говори­ли в предыдущем разделе, могут иметь только частичный ус­пех, в качестве средства избегания вызывающей тревогу си­туации существует другое средство, которое может успешно помочь избежать конфликта и невротической тревоги. Таким средством является обеднение личности. Эта сложная и важ­ная проблема будет обсуждаться с нескольких сторон.

Тревога обедняет личность. Уже отмечалось, что первое ис­пытание Брауна по тесту Роршаха, который предъявлялся в тот период, когда у него была довольно выраженная тревога, показало низкую степень продуктивности, отсутствие ориги­нальности, очень слабое использование как способности к чувственному отражению реальности, так и к мышлению, преобладание неопределенных ответов и отсутствие способ­ности принимать во внимание непосредственно окружающую реальность. Получалась, в общем, картина человека, отноше­ние которого к самому себе и к своей среде было «расплывча­тым». Но второй тест Роршаха, проведенный, когда у Брауна не было тревоги, продемонстрировал явно другие результаты: наблюдалась значительно большая продуктивность, опреде-

1 Когда такая тревога почитается или принимается за чистую монету в психотерапии, внутренний конфликт не выходит наружу, так как тревога (как и любая другая защита) служит для того, чтобы скрыть конфликт. Утвер­ждение Вильгельма Райха (Reich) о необходимости при терапии вести насту­пление на защиты больного, несмотря на резкое увеличение тревоги, является с этой точки зрения важным. См. его Анализ характера: принципы и методика в практике и обучении психоаналитиков, перевод Т.-П. Вольф (Wolfe) (Нью-Йорк, 1945).

ленная оригинальность, заметное увеличение использования способности к мышлению и чувственному восприятию реаль­ности и значительно большая способность взаимодействовать с конкретными, определенными ситуациями, которые созда­вала окружающая действительность. Неопределенность и рас­плывчатость отношения к реальности полностью исчезли. Другой пример — это случай с Долорес, приступ тревоги ко­торой буквально парализовал ее продуктивность при выпол­нении первого теста Роршаха, точно так же, как сделал ее в значительной степени неспособной общаться в другими людьми в Ореховом Доме. Эти примеры показывают, что тре­вога в большей или меньшей степени парализует творческую деятельность индивида с самых разных сторон — как мысли­тельные и чувственные способности, так и способность пла­нировать и действовать1. «Расплывчатое» отношение к само­му себе и другим людям, так же, как и к другим аспектам ре­альности, является примером к утверждению Гольдштейна о том, что тревога разрушает способность реалистично оцени­вать стимулы и отличать субъект от объекта, — что доходит, по его выражению, до чувства «разрушения самого себя».

Искажение реальности. Это еще одно средство устранить конфликт, которое включает в себя определенное обеднение личности. Мы писали о том, что при слабо выраженных пси­хотических состояниях у Шарлотты, казалось бы, никаких проблем на момент обследования не существовало; если в процессе беседы возникали темы, которые могли коснуться возможных конфликтов, Шарлотта демонстрировала искусст­венно созданную позицию веселого отношения ко всему, или наступал период безучастного молчания. В этом случае пси­хотическое развитие скрывало любые возможные конфликты. В отношении тех форм психоза, которые являются конечным

1 Такое действие тревоги, ведущее к обеднению, лежит в основе распро­страненного афоризма «тревога сводит на нет нашу работу». То обстоятельст­во, что многие люди в нашей культуре окунаются с головой в неистовую работу, когда они тревожатся, не противоречит вышеприведенному утвер­ждению. Их навязчивая деятельность является, с одной стороны, выражени­ем напряжения, испытываемого при тревоге, а с другой — попыткой освободиться от напряжения; подобная деятельность является лишь псевдо­продуктивной, о чем свидетельствует пример Брауна, который, например, очень быстро говорил, когда находился в состоянии тревоги.

результатом сильного субъективного конфликта, который не­возможно ни выдержать, ни в то же время ликвидировать на каком-то другом уровне, психотическое развитие представля­ет собой крайнюю форму выхода из конфликта и тревожного состояния. В случаях, подобных случаю с Шарлоттой, это про­исходит ценой искажения восприятия реальности (что видно по ее установке в отношении беременности, точно также, как и по искаженным ответам в тесте Роршаха)1.

Обеднение личности и отсутствие тревоги. История болезни Филис показала, что обеднение личности может быть успеш­ным средством избегания субъективного конфликта и невро­тической тревоги. Филис безоговорочно подчинялась требо­ваниям своей среды (особенно матери), принимала обеднение личности, которое происходило в такой ситуации, и у нее практически не было тревоги. Мы отмечали в главе 7, что Фи­лис была рада тому, что акушер не захотел сказать ей что-ни­будь о ее состоянии, что она положительно относилась к тому обстоятельству, что «ничего не знает», и что она использовала свою иррациональную «веру в науку» как магическое закли­нание для того, чтобы прогнать тревогу, — точно так же, как какой-нибудь суеверный человек в другой период истории ис­пользовал бы молитвенное колесо. Ее история болезни явля­ется примером структурированного ограничения личности; она приняла ограничение и так тщательно систематизировала свою деятельность, что (в противоположность Долорес и Брау­ну) ее способность к овладению новыми возможностями и развитие были в значительной степени атрофированы. Цена, которая была заплачена за такие способы избежания кон­фликта и тревоги, состояла в отказе от автономии, обеднении способности думать и чувствовать и значительном уменьше­нии способности к общению с другими людьми. Тот же са­мый метод, хотя и неудачно, применяла Франсис, которая пыталась ограничить свою личность и подавить ощущения и оригинальность с целью избегания вызывающих тревогу си­туаций. Когда ее попытки были успешными, тревоги не воз-

1 Ср. замечание Яскина о том, что наличие тревоги — это знак того, что сильное искажение еще не наступило. Если употреблять язык, принятый в этой книге, то наличие тревоги указывает на то, что у индивида еще доста­точно сил, чтобы не капитулировать перед конфликтом.

никало, но если ограничительная стратегия была безуспеш­ной — например, в случае проявления ею оригинальности, — возникала также и тревога.

Таким образом, ограничение и обеднение личности устраня­ет внутренний конфликт и сопровождающую его тревогу. Но, как указывали Кьеркегор, Гольдштейн, Фромм и другие, при этом происходит отказ от человеческой свободы, оригиналь­ности, возможности независимой любви, так же, как и от дру­гих возможностей расширения деятельности и развития лич­ности как независимой сущности. Принимая обеднение лич­ности, человек, конечно, может купить свободу от тревоги; но цена такой «сделки» — потеря тех лучших и прекрасных свойств личности, которые отличают человека от животного.

Тревога и творческая личность. Наконец мы подошли к той стороне проблемы, которая может быть сформулирована в ви­де вопроса: чаще ли творческая личность сталкивается с вызы­вающими тревогу ситуациями, чем это происходит с другими людьми! Мы видели, что у бедных по содержанию личностей довольно мало невротической тревоги; но есть ли тут обрат­ное соотношение? Кьеркегор положительно отвечал на этот вопрос; он утверждал, что так как тревога появляется, когда человек сталкивается с возможностями своего собственного развития, а также с возможностью расширения общения с другими людьми — а более творческие люди чаще других сталкиваются с такими возможностями, — то вероятность по­падания их в вызывающие тревогу ситуации будет выше, чем у других. Гольдштейн в том же духе говорит о том, что наибо­лее творческие личности рискуют попасть во многие ситуа­ции, где они подвергнутся ударам, и поэтому они более часто будут сталкиваться с тревогой. Нашим подходом к проблеме будет рассмотрение параллельных рядов построенных по ран­гу девушек, принимавших участие в исследовании, в соответ­ствии с выраженностью тревоги, с одной стороны, и потенци­альным интеллектом, оригинальностью и уровнем дифферен­циации — с другой. Мы понимаем, что такой метод далек от идеала; ранжирование — это неизбежно грубый метод для вы­несения суждения и, кроме того, вызывает сомнение, что та­кие факторы, как потенциальный интеллект, оригинальность и уровень дифференциации являются адекватными для опи­сания того, что Кьеркегор, например, вкладывает в понятие

«творческий». Он использовал немецкое слово Geist, под ко­торым он имел в виду способность человека, в отличие от жи­вотных, представить себе возможность и актуализировать ее (или, как об этом говорил Гольдштейн в своих исследованиях больных с поражением головного мозга, способность преодо­леть непосредственную, конкретную ситуацию в свете имею­щей место «возможности»). Однако, принимая во внимание недостатки нашего метода, мы считаем, что наш подход мо­жет представить убедительную, хотя и не во всем точную кар­тину.

Сравнительная оценка ранговых показателей тревоги и потенциальности интеллекта показывает, что все девушки, которые находятся в категории высокой или умеренно высокой выраженности тревоги (за исключением Ады), имеют высокую или умеренно высокую степень выраженности потенциального интеллекта, и, обратно, те девушки, которые попадают в две низшие категории по одному фактору, попадают в них же по

1 Показатели интеллектуального потенциала базируются на данных теста Роршаха, и их следует отличать от эффективности интеллекта. Очень сомни­тельно, что результаты психологических тестов, которые измеряют эффек­тивность интеллекта, могут иметь существенное значение для рассмотрения данной проблемы.

Историю болезни Шарлотты мы не принимали во внимание, так как психотическое развитие вносит посторонние элементы в общую картину.

другому (и снова Ада — единственное исключение). Данные, таким образом, указывают на то, что чем выше потенциаль­ность интеллекта у девушек, тем больше у них тревоги1.

Что касается сравнения количества оригинальных ответов с выраженностью тревоги, то можно отметить, что все девуш­ки, за исключением одной, находящиеся в высокой и умеренно высокой категории по отношению к количеству оригинальных ответов, имеют высокую или умеренно высокую степень выра­женности тревоги. Одним исключением является негритян­ская девушка Сара2. Точно так же все девушки, находящиеся в высокой или умеренно высокой категории по степени диффе­ренциации, за исключением одной, занимают две самые вы­сокие категории по выраженности тревоги, единственным ис-

1 Мы не имеем в виду, что девушки обязательно продемонстрируют тре­вогу открыто; наиболее интеллигентные люди, вероятно, развивают в себе эффективные способы управления и контроля над тревогой. Некоторые чи­татели предпочли бы говорить о «потенциальной тревоге», но введение этого термина не изменило бы существующее положение вещей; потенциальная тревога остается тревогой. (См. подстрочное примечание, с. 230.)

2 При обсуждении истории болезни Сары мы указывали на то, что для нее внебрачная беременность, вероятно, не вызывала тревогу в такой же сте­пени, как для белых девушек и для другой негритянской девушки Ады. По­этому сомнительно, что ее показателям, являющимся исключением из общего правила, следует придавать большое значение.

ключением опять является Сара. Мы не будем продолжать этот сравнительный анализ ранговых позиций дальше и выво­дить его за пределы описанных выше общих положений, так как считаем, что для того уровня, на котором рассматривается проблема в этой книге, метод ранжирования следует исполь­зовать скорее для подкрепления наших выводов, чем для по­лучения новой информации. Однако в той мере, в которой этот метод может быть использован, его результаты подтвер­ждают положение о том, что личности более интеллигентные, оригинальные и обладающие более высоким уровнем дифферен­циации, имеют более выраженную тревогу.

Заключение. В историях болезни, которые мы рассматри­вали в этом исследовании, обеднение личности было связано с отсутствием тревоги. Тревога имеет тенденцию обеднять и ограничивать личность, и когда обеднение принимается и становится частью личности, внутренние конфликты и невро­тическая тревога устраняются. В этом отношении подтвер­ждаются положения, выдвинутые Кьеркегором, Гольдштей-ном и Фроммом. Что касается обратного положения, предло­женного Кьеркегором и Гольдштейном, о том, что чем более творческой и продуктивной является личность, тем чаще она сталкивается с вызывающими тревогу ситуациями (и поэтому тем более ей свойственна потенциальная тревога), то можно сказать, что данные настоящего исследования подтверждают такое положение.

Теперь мы хотим свести изложенные положения в общую концепцию, которая сможет соединить вместе отдельные представления о тревоге. В предыдущих разделах этой главы мы указывали, что невротическая тревога возникает вследст­вие разрыва или противоречия между ожиданиями и реально­стью, противоречия, которое первоначально появляется во взаимоотношениях ребенка со своими родителями и установ­ках по отношению к ним. Сейчас важно подчеркнуть, что у разрыва между ожиданиями и реальностью есть своя нор­мальная и здоровая форма, точно так же, как и невротиче­ская; в самом деле такой разрыв является одним из условий любой творческой деятельности. Художник представляет в своем воображении пейзаж, который имеет более выразитель­ные очертания, чем реальный вид, находящийся перед ним, и его картина является результатом способности соединить свои собственные ожидания — в данном случае его художест-

венные образы — с реальностью сцены, которая находится перед ним. Картина, сотворенная человеком, будет таким об­разом более прекрасной, чем неодушевленная природа, кото­рая является для этой картины образцом. Любое научное ис­следование — это результат стремления ученого связать свои собственные ожидания — в данном случае гипотезы — с окру­жающей реальностью, и когда такой процесс является успеш­ным, ученому открывается новая реальность, о которой до сих пор никто не знал. В области этики человек стремится связать свои ожидания — в данном случае идеальные пред­ставления о том, каковы должны быть отношения между людьми — с реальностью своих непосредственных отношений с другими людьми, и таким образом он изменяет свои меж­личностные отношения. Эта способность воспринимать раз­рыв между ожиданиями и реальностью, и вместе с тем спо­собность доводить ожидания до реальности является свойст­вом всех творческих устремлений, которые Кьеркегор описы­вал как несущие в себе «возможность» и осуществляющие эту возможность в реальности. Мы можем также увидеть описа­ние этой способности у Гольдштейна — как способности че­ловека иметь дело с «возможным», и у Лиддела — как способ­ности человека «планировать»1.

Таким образом, мы пришли к заключению, что такая спо­собность, какое бы название мы ей ни дали, является услови­ем возникновения как тревоги, так и творчества. И то, и дру­гое являются связанными: как писал Лиддел, тревога — это тень интеллекта. Итак, наше обсуждение теперь заканчивает­ся у исходной точки: мы видим, что творческие способности и уязвимость по отношению к тревоге являются двумя сторо­нами одной и той же способности, которой владеет только млекопитающее по имени человек, и мы осознали, что суще­ствует разрыв между ожиданиями и реальностью. Но сущест­вует большая разница между невротическими и здоровыми проявлениями этой способности. При невротической тревоге трещина между ожиданиями и реальностью существует в фор­ме противоречия; ожидания и реальность нельзя свести вме­сте, и так как невозможно вытерпеть постоянное восприятие такого противоречия, у индивида происходит невротическое

1 В этом контексте человек может быть описан как млекопитающее, имеющее воображение.

искажение реальности. Поскольку такое искажение предпри­нимается с целью защитить индивида от невротической тре­воги, в долговременной перспективе это делает противоречие между ожиданиями индивида и реальностью более укоренен­ным и, таким образом, подготавливает почву для развития еще большей невротической тревоги. При продуктивной дея­тельности, с другой стороны, ожидания не противоречат ре­альности, но используются для творческого преобразования реальности; разрыв постоянно устраняется посредством того, что индивид все время приводит ожидания и реальность в большее соответствие. Такой путь, как мы пытались показать много раз на протяжении этого исследования, является здо­ровым путем преодоления невротической тревоги. Таким об­разом, способность человека ликвидировать конфликт между ожиданиями и реальностью — его способность к творчест­ву — является в то же самое время его способностью преодо­леть невротическую тревогу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПРОСНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОГИ № 1

Страхи, которые были у вас в детстве

Почти каждый ребенок беспокоится, чего-нибудь боится или тревожится. Пожалуйста, прочтите следующие вопросы и определите, боялись ли вы в детстве «никогда», «иногда» или «часто».

Никогда Иногда Часто

1. Получить неудовлетворительную оценку......_—„— „----__ _„------

2. Что отец потеряет работу...................------——------—--------

3. Что будет ругать учитель..................._——------_—--------

4. Что попаду в неприятную историю..........----------- ---------- --------

5. Что моя мать покинет меня.................----------- ---------- ------—

6. Что придется голодать.....................----------- ---------- --------

7. Что не будет подружек.....................----------- ---------- --------

8. Что меня оценят хуже,

чем других учеников класса................----------- ——— --------

9. Что родители заболеют....................—-------- —------- --------

10. Что кто-то будет идти за мной ночью.......—-------- _-------- ——

11. Что брат или сестра покинут меня.........._______ _______ --------

12. Что окружающие не будут

хорошо ко мне относиться................___—— _______ __—-

13. Что меня собьет машина.................._________________-——

14. Произнести речь в школе

перед коллективом......................------------________---------

15. Заболеть...............................------------ -----------.——

16. Что отец будет меня ругать................------— ---------- —-—■

17. Что приснится неприятный сон............----------- ----------.--------

18. Что у меня не будет друзей

среди мальчиков.........................---------- _____—--------

19. Что я не смогу получить работу............----------_______--------

20. Что я умру..............................----------- -_____- —

21. Что я не добьюсь успеха...................----------- _______ ——

22. Что брат или сестра будут меня дразнить...._______, _______ —-----

23. Что когда-нибудь нужно будет

заботиться о своих родителях.............--------— „__— -

1 Три приведенных здесь опросника использовались при изучении ос­новных причин, вызывающих тревогу у не состоявших в браке матерей.

24. Что моя мать будет меня ругать.............-----------

25. Что на Рождество я получу мало подарков.... _______

26. Играть в школьном спектакле

(испытывать страх перед выходом на сцену)... -----------

27. Что сгорит мой дом...................... -----------

28. Быть бедной............................ _______

29. Быть одной в темноте.................... —_—

30. Что моя сестра или брат получат

на Рождество больше подарков, чем я....... -----------

31. Что мой отец покинет меня................ _______

32. Что мне не удастся выйти замуж............ ^_. ______

33. Что мой отец накажет меня................--------—

34. Что моя мать умрет....................... -----------

35. Что у меня будут менструации............. _______

36. Что в дом вломятся грабители.............. _______

37. Что мой дом не будет привлекательным.....-----------

38. Что умрет мой брат или сестра.............______-

39. Что я буду одинокой..................... „--------

40. Почувствовать, что родители,

возможно, меня не любят................ -----------

41. Что придут ведьмы или привидения......... о.---------

42. Что моя мать накажет меня................______-

43. Что мой отец умрет......................--------—

44. Что я не буду привлекательной............. _______

45. Что я не буду здоровой................... -----------

46. Персонажей художественных фильмов,

таких, как Франкенштейн................ _--------

47. Быть вне дома, когда гремит гром

или сверкает молния..................... -----------

48. Что другие будут выискивать

повод для драки......................... -----------

49. Встретиться со змеей..................... -----------

50. Встретиться с крупным животным.......... -----------

51. Удалить зуб............................. —---------

52. Что кто-нибудь посмеется

надо мной или меня разыграет............. -----------

53. Упасть с большой высоты................. _______

54. Оказаться запертой в комнате.............. _______

ОПРОСНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОГИ № 2

Страхи, которые вы испытываете сейчас

Люди беспокоятся или тревожатся по разным поводам.

Пожалуйста, прочтите этот опросник и определите, испыты­ваете ли вы беспокойство «часто», «иногда» или «никогда» по поводу того:

Никогда Иногда Часто

1. Что меня может сбить автомобиль........... ----------- ——— --------

2. Что я не привлекательна................... ----------- ---------------_

3. Что мне нужно будет лечь в больницу........ ----------- —_----_--------.

4. Что я не справлюсь со своей работой. .*....... —----------------------------_

5. Что я слишком быстро старею.............. ----------- ---------- --------

6. Что моя мать, может быть,

разочарована во мне...................... --------— —-----__ ------_

7. Что я буду несчастной..................... --------------------------------

8. Что у меня недостаточно денег.............. _______ _______ ______

9. Что меня будут оперировать................ ______________._____

10. Что у меня нет друзей среди мужчин........ _——-—------__.--------

11. Будет ли здоров мой ребенок.............. _____________________

12. Что скажет мне персонал больницы......... _______. _______ ____

13. Что меня уволят с работы.................,.__________________

14. Что думает обо мне мой брат или сестра..... _______ _______ ______

15. Что город подвергнется бомбардировке

вражеской авиацией...................... ______________. —-___

16. Что, может быть, я умру.................. _______ _______ ___.___

17. Что я испытываю ночные кошмары или

у меня бывают неприятные сновидения..... ----------- —----_ —------

18. Удастся ли мне выйти замуж............... ______________._____

19. Что меня остановит грабитель............. _______ _______ ______

20. Как будет выглядеть мой ребенок.......... _______ _______ _____

21. Что моя фигура портится.................. _______ _______ ______

22. Что у меня не очень хорошее здоровье...... ___.___________ --------

23. Что думают обо мне мои подруги........... _______ ___„___._____

24. Что я умираю........................... _______ _______ ______

25. Что я буду испытывать родовые муки....... _______ _______ ______

26. Что думают обо мне мои друзья-мужчины..... ______________________

27. Что мне не повезет....................... _______ _______ ______

28. Что, может быть, я не смогу содержать

своего ребенка.......................... ----------------------------------

29. Что думает обо мне мой отец..............

30. На какую работу мне следует устроиться..... _______.___„___ ______

31. Что я одинока........................... _______ _______ ______

32. Что мой отец или мать умирают............, ___.------„___.___ ___.__.

33. Что люди на меня сердиты................ —-------_______ ______

34. Что меня отравят........................ ____________________

35. Что я не добьюсь благосклонности

любимого человека...................... _______ ______ '„ ______

36. Что друзья покинут меня.................. _______, _______ ______

37. Что я утону............................. _______ _______ ______

38. Что моя работа не нравится

моему работодателю...................... ____.___ _______------—

ОПРОСНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОГИ № 3

Страхи, которые будут у вас в будущем

У каждого человека есть причины для беспокойства или тревоги. Пожалуйста, прочтите этот опросник и попробуйте определить, будете ли вы в будущем испытывать беспокойст­во «часто», «иногда» или «никогда» по поводу того:

Никогда Иногда Часто

1. Что друзья не останутся со мной............ ----------- ---------- —

2. Где и как я буду жить...................... ----------- ---------- __—-

3. Что меня уволят с работы.................. _______ _______ _____

4. Что я пострадаю во время воздушного налета.._____— _______ _____

5. Что у меня не будет друзей-мужчин.......... _______ _______ _____

6. Что моя сестра или брат будет обо мне думать. _____ _______ _____

7. Что в моем доме будет пожар............... _______ _______ _____

8. Что будет с развитием моего ребенка......... ______ _______ _____

9. Что у меня будет операция................. __-------_______ _____

10. Удастся ли мне выйти замуж................______________ ____

11. Что у меня будут неприятные сновидения

или ночные кошмары.................... ___________.___ ___-___

12. Что я не добьюсь благосклонности

любимого человека...................... ----------- ---------- ------—

13. Что меня отравят........................ _______ _______ _____

14. Что умрут мои отец или мать...............„____-__---------------------

15. Что я буду одинокой..................... _—.—. ---------- --------

16. На какую работу я устроюсь............... __________.___ _____

17. Что мои друзья-мужчины

будут обо мне думать..................... ----—_ - —.—-

18. Что со мной случится

какое-нибудь несчастье..................., ____-__ —____- --------

19. Что у меня не будет хорошей фигуры........ _______ _______ _____

20. Что будет думать обо мне мой отец......... _______ _______ _____

21. Каковы будут мои планы

в отношении моего ребенка............... ______ _______ --------

22. Что я умру.............................. ----------- _—— --------

23. Что у меня не будет хорошего здоровья...... _______.—-___ --------

24. Что мои друзья будут обо мне говорить...... _______----------_-------

25. Что на меня налетит автомобиль........... _______ _______ --------

26. Что я слишком быстро состарюсь........... _______ _____„__ --------

27. Что я не буду справляться со своей работой.. _______ _______ --------

28. Что мои соседи будут обо мне думать....... _______ ______ --------

29. Буду ли я несчастной..................... _______ _______ --------

30. Будет ли мне хватать денег................, _______ ---------- ——

31. Каким будет здоровье моего ребенка........ _______ _______ _____

32. Что я не буду привлекательной............. _______________________

33. Что моя работа не понравится

моим работодателям..................... _______ _____________

34. Что другие будут искать повод для драки..... _______ _______ _____

35. Что грабитель проникнет в мой дом......... _______________ ______

36. Что моя мать будет обо мне думать......... _______________________

37. Что мне будут удалять зуб................. _______ _______ ______

38. Что придется опять ложиться в больницу.... _______ _______' ______

Примечание. Приведенные выше три опросника не предлагаются в качестве эталона для других исследований. Они были составлены для исследования автора, и содержание пунктов предназначено специально для этого исследования. Эти опросники представлены здесь, чтобы дать возможность читателю более конкретно понять основу подхода, который использовался применительно к историям болезни, изложен­ным в главах 7 и 8.

 


[1] Особенно обратите внимание на Высматривай ангела, ведущего к дому (Нью-Йорк, 1929), Ты больше не можешь вернуться домой (Нью-Йорк, 1934) и последнее произведение О времени и реке (Нью-Йорк, 1935). Крайне инте­ресно, что центральная психологическая тема произведений Вольфа, взаимо­отношения героя со своей матерью наряду с возникающими на основе этих отношений конфликтами является одной из основных тем в любом обсужде­нии причин тревоги. Этот вопрос будет обязательно подробно обсуждаться в последующих главах этого исследования. Далее во второй части книги мы расскажем истории болезни, из рассмотрения которых будет ясно, что трево­га часто, а иногда и по своей сути определяется тем, что символически может быть выражено названием книги Вольфа — Ты больше не можешь вернуться домой. При рассмотрении этих историй мы увидим, что невротическая трево­га возникает потому, что больные неспособны принять психологическую ре­альность, невозможность вернуться домой, а именно психологическую автономию. Можно задаться следующим вопросом (принимая как данность, что художники слова выражают в символической форме, часто с поразитель­ной точностью, те выводы, к которым люди приходят бессознательно, а так­же конфликты, свойственные культуре эпохи), не потому ли в произведениях Вольфа были выбраны эти символы, чтобы показать, что многие люди в кон­це двадцатых и начале тридцатых годов начали догадываться, нельзя возвра­титься в прошлое, что, например, безопасность не обеспечивается прошлым экономическим, социальным и этическим развитием и что следствием тако­го понимания будет увеличение проявления открытой тревоги, ставшей осознанной проблемой, а также нарастания чувства «бездомности». Это предположение, конечно, является чрезмерным упрощением, но оно может быть принято во внимание при размышлении о таких базисных символах, как дом и мать. Может быть, стоит поискать место и время для рассмотрения этой проблемы, с которой мы будем сталкиваться, а также поговорить о ней в этом исследовании.

[2] В. Х. Оден, Век тревоги (Нью-Йорк, 1947).

[3] Там же, с. 3.

[4] Там же, с. 45.

[5] Там же, с. 44.

[6] Там же, с. 42.

[7] Автор этой книги был рад узнать, работая над рукописью, что Леонард Бернстайн (Bernstein) сочинил симфонию, премьера которой состоялась в 1849 году и которая называлась «Век тревоги». Будучи убежден в том, что по­эма Одена вообще представляет собой правдивое изображение «состояния нашего времени», а также в том, что она выражает взгляды конкретных инди­видов, подобных ему самому, Бернстайн перевел поэму на язык эксперимен­тальной музыки.

[8] Цитировано по «Нью-Йорк тайме», декабрь, 21, 1947, часть 7, с. 2.

[9] Франц Кафка, Замок (Нью-Йорк, 1930).

[10] Макс Брод (Max Brod), приложение к Замку Кафки, с. 329.

[11] Герман Гессе, Степной волк, первоначально опубликована в Германии в 1927 году. Осознание того, что в двадцатом веке происходят причиняющие страдания социальные перемены, случилось в Европе раньше, чем в Амери­ке; поэтому то, о чем писал Гессе, в гораздо большей степени осознавалось как проблема в нашей стране в сороковые годы, чем в 1927-м. В конце кон­цов Гессе в 1946 году получил Нобелевскую премию по литературе.

[12] Там же, с. 28.

[13] Р.-С. Линд и Х.-М. Линд, Мидлтаун (Нью-Йорк, 1929) и Мидлтаун подвергается переменам (Нью-Йорк, 1937.

[14] Мидлтаун, с. 87.

[15] По воскресным дням многие регулярно занимались тем, что садились в машину, ехали пятьдесят миль, а затем возвращались назад. Это напоминает некоторые симптомы скрытой тревоги, о которых писал Паскаль (Pascal): постоянные попытки отвлечься, избежать скуки, одиночества, до тех пор, пока «возбуждение» не пройдет само собой (смотри следующую главу).

[16] Цитируемое произведение, с. 493.

[17] Мидлтаун подвергается переменам, с. 315.

[18] Там же, с. 177.

[19] Эта проблема будет затронута в " главе 5, где мы попытаемся показать взаимоотношение между культурными переменными и тревогой.

[20] Цитируемое произведение, с. 315.

[21] Поль Тиллих, Эра протестантизма (Chicago, 1947) с. 245.

[22] Сравни: Гольдштейн, с. 47, ниже. Очень похожую мысль излагает Гер­берт И. Матьюз (Matthews), исследователь итальянского и испанского фа­шизма: «Фашизм похож на тюрьму, где человек находится в определенной безопасности, у него есть крыша над головой и еда на каждый день». — Обу­чение корреспондента (Нью-Йорк, 1946).

[23] Артур М. Шлезингер (Schlesinger) младший: «(коммунизм) заполнил «вакуум веры», образовавшийся после упадка традиционных религий; благо­даря ему появилось чувство цели, которое вылечивало происходившие внут­ри приступы тревоги и сомнения». — «Нью-Йорк тайме», февраль, 1, 1948.

[24] См. также: Эрих Фромм, Бегство от свободы (Нью-Йорк, 1941); про­блемы, затронутые здесь, обсуждаются ниже.

[25] Мировой коммунизм сегодня (Нью-Йорк, 1948).

[26] Задача, которая стоит перед исследователями тревоги, это тщательное изучение диктатуры как связанного с тревогой явления. Правильным, до не­которой степени, является утверждение о том, что диктаторы рождаются и приходят к власти в периоды, когда в культуре преобладает тревога; будучи у власти, диктаторы живут в тревоге — например, многие действия тех, кто осуществляет диктатуру, мотивируются своей собственной безопасностью; и диктаторы сохраняют свою власть, используя тревогу, возбуждая ее у своего собственного народа, а также у наций, являющихся соперниками. Однако да­ют ли приведенные утверждения достаточно полную картину реальности, можно будет установить, проведя продолжительные исследования; что каса­ется меня, то я считаю, что такие исследования были бы очень плодотворны.

[27] Современный человек обветшал (Нью-Йорк, 1943, с. 1). Впервые напеча­тано как передовая статья в «Saturday Review of Seterature» и затем опублико­вано в форме книги.

[28] Арнольд Тойнби, Как победить Россию ее же оружием, Womans Home Companion август, 1949, 30 и следующие страницы. Тойнби излагает притчу, в которой в сжатой форме так хорошо показано, как можно конструктивно ис­пользовать тревогу, что мы кратко излагаем ее здесь. Рыбаки везли сельдь, выловленную в Северном море, чтобы ею торговать. Они столкнулись с тем, что рыба в их хранилищах плавает медленно, возникла угроза, что она поте­ряет свою свежесть, а вместе с ней и рыночную иену. Одному рыбаку пришла в голову идея выпустить в хранилище для селедки двух сомов, так как при­сутствие сома представляет для селедок угрозу их жизни, сельди перестали замедлять свое движение и даже активизировались и оживились. Конечно, другой вопрос, будет ли реакция западного мира на сома (Россию) конструк­тивной, или нет; другими словами, используем ли мы тревогу, которая рас­пространена в нашем мире, в основном в положительном направлении — это нам по большей части предстоит еще увидеть. Существуют некоторые имею­щие важное значение положительные моменты, например, план Маршалла (Marshall); с точки зрения психологии, на взгляд автора, слова, которые при­ходят в голову при размышлении над этим планом, такие, как «открытость*, «сотрудничество», «мужество», типичны для конструктивного подхода к тре­воге. Но с другой стороны, существуют и негативные моменты, такие, как «шпиономания», «охота на ведьм» и т.д., которые, если опять обратиться к психологическим аналогиям, выглядят очень похожими на наблюдаемые при фобии ограничение и отказ, что, согласно классическим работам, характери­зует невротическую реакцию на тревогу.

[29] В свете мысли, которую излагает Ницше (Nietszche), о том, что фило­софия — это «врач культуры», рассуждения авторов, описанные выше, нель­зя рассматривать как просто спекуляции, подобные замкам из слоновой кости; эти рассуждения являются точным диагнозом и четко характеризуют фазу, в которой находится наше общество.

[30] Представления Тиллиха были сформулированы еще до появления атомной бомбы, но бомба, без всякого сомнения, является символом, благо­даря которому значительно больше людей, чем ранее, могут осознать навис­шую угрозу небытия.

[31] Сравни представления Кьеркегора — тревога как «страх отсутствия че­го-либо».

[32] Ссылка на произведения Тиллиха,.в которых он объясняет, почему бес­смысленность жизни широко распространена в нашей культуре, будет дана в соответствующих разделах позже (см. главы 2 и 5).

[33] Рейнольд Нибур, Природа и судьба человека (New York, 1941), с. 182.

[34] Там же.

[35] P.P. Вилоби, Магия и родственные явления, гипотеза // Карл Марчинсон (ред.), Руководство по социальной психологии (Вочестер Массачусон, 1935), с. 498.

[36] Важным обстоятельством является то, что в Америке только разводы вследствие «жестокого обращения» «растут, и из-за них общее число разво­дов увеличивается, количество разводов вследствие других причин постоян­но уменьшается», Вилоби считает, что «жестокое обращение» — это и есть то, что усиливает тревогу — «если поведение супруга является таковым, что оно увеличивает тревогу, оно жестоко» (там же).

[37] П.-М. Симондс, Динамика приспособления человека (Нью-Йорк, 1946), с. 138.

[38] Зигмунд Фрейд, Новые лекции по введению в психоанализ (Нью-Йорк, 1933), с. 113.

[39] Так как тревога индивида определяется тем обстоятельством, что он за­нимает определенное положение по отношению к историческому развитию своей культуры, понимание развития культуры необходимо для понимания развития человека. Данное утверждение, которое подробно не анализируется в этой главе, будет основательно рассмотрено в главе 5.

[40] Например, это стремление проявилось в нескольких случаях изучения тревоги у незамужних матерей, о чем рассказывается в главе 7. Особенно об­ратите внимание на историю болезни Элен (случай 4), у которой была силь­ная тревога, так как она забеременела не будучи замужем, но которая стремилась подавлять свою тревогу, все время проявляя якобы с научной точки зрения интерес к беременности. У Элен было стремление исключить из осознанного рассмотрения все мысли и чувства, которые не укладываются в «интеллектуальную» схему и не поддаются формулировке на языке этой схемы. По-видимому, можно сделать вывод, что такое стремление присуще многим людям нашего общества.

[41] В дальнейшем обсуждении мы не будем трактовать формулировки фи­лософских идей как послуживших причиной чего-то или на что-то повлияв­ших. Мы скорее будет считать их выражением общего культурного развития рассматриваемого периода. Те философы, чьи формулировки имели важное значение для того времени, когда они жили, и для последующих столетий (например, такие мыслители, о которых мы рассказываем в этой главе), это как раз те философы, которые смогли осознать и выразить доминирующие тенденции и направления развития своей культуры. Именно в этом смысле формулировки интеллектуальных лидеров одного столетия заняли господ­ствующее положение, приняв форму бессознательных представлений, для большого числа людей в последующие столетия. Другие стороны развития современной культуры и то, как они влияют на проблему тревоги (например, экономическая и социологическая составляю­щие), будут рассмотрены в главе 5. Сжатое изложение предпосылок возник­новения тревоги, имеющих культурное происхождение, будет дано в главе 6 и может служить дополнением к тому, что написано в этой главе.

[42] Многие базовые принципы, которые разделялись учеными и филосо­фами этого столетия, появились в эпоху Возрождения, но были изложены в систематизированном виде в семнадцатом столетии, и это сделали такие за­мечательные классики, как Декарт, Спиноза (Spinoza), Паскаль, Лейбниц (Leibnitz), Локк (Locke), Гоббс (Hobber), Галилей (Galileo), Ньютон (Newton).

[43] Эрнст Кассирер (Cassirer), Заметки о природе человека (New Haven, 1944, с. 16).

[44] Целью Декарта было «объяснить все в мире, за исключением бога и ду­ши, с помощью законов механики и математики...». Уилл Дюрант (Durant), История философии (Нью-Йорк, 1926, с. 167).

[45] Подавление не сводимых к механическим или «иррациональным» ас­пектов опыта идет рука об руку, как причина и следствие, с запросами новой индустрии, возникшей вслед за эпохой Возрождения. Все, что может быть вычислено и измерено, имеет практическую пользу для индустриального, будничного мира, а все «иррациональное» — нет (Тиллих).

[46] Сравни Джоан Хайзинга (Huizinga) и Карл Мангейм (Mannheim) в гл. 5.

[47] Учение о свободном разуме в семнадцатом столетии по своей природе в действительности, так или иначе, выражало на интеллектуальном уровне ин­дивидуализм эпохи Возрождения. Автору кажется, что известная фраза Де­карта «Я мыслю, следовательно, существую» показывает представления о рациональных процессах как критерии существования. Здесь также подразу­мевается, что человек приходит к вере в свое собственное существование в пустоте, отсутствии общества. Можно сравнить эти взгляды с современной психологической теорией о том, что восприятие собственной идентичности происходит, когда ребенок начинает осознавать, что существуют люди, от­личные от него самого. В.-Х. Оден сформулировал эту идею о социальном происхождении самосознания в сжатом виде в поэтической форме;...так как это, это сновидение. До тех пор, пока у ближнего не будет потребности назвать его имя, таким образом сотворив Век тревоги. (Нью-Йорк, 1977, с. 8.)

[48] Как индивидуалистический характер мышления его времени, так и уравновешивающие этот характер факторы можно наблюдать на примере Лейбница. Его базовое учение о «монадах» индивидуалистично в том смысле, что монады являются единичными, отдельными от других вещей; но компен­сирующую функцию имеет его учение о «предустановленной гармонии». Тиллих красочно описывает эту идею: «В системе гармонии метафизическое единство каждого индивида особо подчеркивается в учении о том, что «не су­ществует дверей и окон», чтобы перейти от одной «монады» к другой. Любая отдельная единица одинока, у нее нет прямой связи с чем-либо. Ужас, кото­рый вызывает такое учение, преодолевается, если предположить, что сущест­вует гармония, что каждая монада потенциально содержит в себе весь мир, и что развитие каждого индивида связано естественной гармонией с развитием всех других индивидов. Это абстрактное учение на символическом уровне очень глубоко характеризует положение, сложившееся в ранний период бур­жуазной цивилизации. Оно очень подходит для характеристики этого поло­жения, потому что, несмотря на возрастание отделенности членов общества, продолжает существовать общий для всех индивидов мир» (Чикаго, 1948, с. 246).

[49] Кассирер, цитируемое произведение, с. 16.

[50] Там же, с. 16.

[51] Его психологические откровения поразительно схожи с современными научными психологическими представлениями, например, его утверждение, что психические и физические явления — две стороны одного и того же процесса. Его определение эмоции предвосхитило современную теорию Джеймса-Ланге (James-Lange): «Под эмоцией я понимаю изменения в теле, посредством которых сила действия, находящаяся внутри тела, увеличивает­ся или уменьшается, растормаживается или ограничивается, а также мысли об этих изменениях». — Происхождение и природа эмоций, Этика Спинозы, книга для каждого (Лондон, 1910, с. 84).

[52] Этика Спинозы, сила интеллекта, с. 203. Спиноза представляет себе по­литическую сторону «свободы от страха*. Например, цель государства состо­ит в том, чтобы «таким образом освободить каждого человека от страха, чтобы он мог жить и действовать в полной безопасности и чтобы ему и его близким не причинялся вред». — Дюрант, цитируемое произведение, с. 211.

[53] Этика Спинозы, происхождение и природа эмоций, с. 131.

[54] Представив себе эти утверждения Спинозы, можно задуматься с поль­зой для себя, как сильно этап истории, к которому принадлежит человек, оп­ределяет его тревогу и страх. Можно сказать, что жить без страха — когда существуют атомные бомбы, тоталитаризм и травматические социальные пе­ремены, — значит демонстрировать слабость духа, или, если сказать более точно, выразительно, атрофию духа.

[55] Этика Спинозы, сила эмоций, с. 175.

[56] Сила интеллекта в этике Спинозы (Лондон, 1910, с. 208).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.