Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маурер: тревога и теория научения 2 страница






4. Эволюция представлений о тревоге у Фрейда

Хотя другие мыслители, такие, как Кьеркегор, раньше Фрейда осознали, что понимание тревоги имеет решающее значение для объяснения поведения человека, Фрейд был первым ученым, который осознал фундаментальное значение проблемы1. Говоря конкретнее, Фрейд исследовал тревогу как

1 Фрейд принадлежит к тому кругу исследователей природы человека де­вятнадцатого века — включая Кьеркегора, Ницше, Шопенгауэра, — которые вновь открыли значение в жизни человека иррациональных «бессознатель­ных» элементов. (Ср. Томас Манн (Tomas Mann), Фрейд, Гете, Вагнер, Нью-Йорк, 1937.) В русле рационализма большинство западных мыслителей начиная с эпохи Возрождения стремились не замечать эти аспекты личности и тем или иным способом подавлять их, (Ср. глава 2.) Хотя Кьеркегор, Ниц­ше и Фрейд критиковали рационализм девятнадцатого столетия с разных точек зрения, они все были убеждены в том, что при традиционных способах мышления опускаются элементы, жизненно важные для понимания лично-

базовое явление, понимание которого необходимо для анали­за эмоциональных и психологических расстройств; тревога, как замечает он в своем последнем очерке, посвященном этой теме, является «фундаментальным явлением и лежит в основе невроза»1.

Ученые, стоящие на позициях динамической психологии, несомненно, согласились бы с тем, что Фрейд является вы­дающимся исследователем психологии тревоги. Он не только указал основное направление, но и предложил много эффек­тивных методик исследования. Поэтому его работа является образцовой и очень важной, даже если сейчас многие и счита­ют, что к ряду выводов Фрейда не следует относиться, как к абсолютной истине и они должны быть пересмотрены. Изу­чая воззрения Фрейда, мы приходим к выводу, что его взгля­ды на проблему тревоги эволюционировали в течение всей жиз­ни. Представления Фрейда о тревоге подверглись многим от­носительно второстепенным изменениям, а также одному революционному. Так как тревога — это во всех отношениях фундаментальная проблема, то на вопросы, которые возника­ют при ее исследовании, не получается давать простые отве­ты; и Фрейд, что показательно, признает в своих последних работах, что он пока лишь излагает гипотезы и еще не про­изошло «окончательное прояснение» проблемы2. Мы попыта­емся в данном обзоре не только представить основные взгля­ды Фрейда и его бесчисленные наблюдения за тем, как ведет

сти. Так называемые иррациональные источники поведения человека оказы­вались вне сферы научного исследования или сваливались в общую кучу под названием так называемых «инстинктов». Противодействие Фрейда попыт­кам современной ему академической медицины объяснить появление трево­ги исходя из «описания нервных путей, по которым распространяется возбуждение», и его убеждение в том, что методы академической психологии мало или совсем не помогают понять динамику поведения человека, к чему Фрейд стремился, могут быть рассмотрены, по нашему мнению, именно в этом свете. При этом Фрейд считал себя энергичным поборником науки, стремясь, как всеми признано, понять иррациональные элементы поведения на основе более широкого представления о научном методе вообще. То, что Фрейд привнес в свою работу некоторые представления из области традици­онной (физической) науки, которые господствовали в девятнадцатом столе­тии, можно заметить по его теории либидо, о которой речь далее.

1 Проблема тревоги, перевод X.- А. Бункера (Bunker), Нью-Йорк, 1936, с. 111.

2 Новые лекции по введению в психоанализ, Нью-Йорк, 1933, с. 113.

себя тревога, но также очертить основные направления, в ко­торых его представления о тревоге развивались.

Прежде всего, Фрейд проводит уже знакомое нам различе­ние страха и тревоги, упоминавшееся при обсуждении работ Гольдштейна и др. Фрейд считает, что при страхе внимание направляется на объект, в то время как при тревоге — на со­стояние индивида, а «объект при этом игнорируется»1. Для него более существенно различие между объективной (кото­рую мы назвали бы «нормальной») и невротической тревогой. Первая, «настоящая», тревога — это реакция на внешнюю опасность; Фрейд считает, что она выполняет естественную, рациональную и полезную функцию. Эта объективная тревога является выражением «инстинкта самосохранения». «Ее по­явление, зависящее от объектов и ситуаций, которые ее вызы­вают, очевидно, в значительной степени определяется зна­ниями человека и восприятием могущества, которым облада­ет внешний мир»2. Эта «тревожная готовность», как Фрейд называет объективную тревогу, является полезной функцией, так как она защищает индивида от того, чтобы быть застигну­тым врасплох при неожиданной угрозе (вызывающей страх), к которой он не готов. Объективная тревога сама по себе не яв-

1 Общее введение в психоанализ, с. 343. Кроме этого лаконичного утвер­ждения, Фрейд нигде — ни в главе, посвященной тревоге, книги Общее введе­ние в психоанализ, ни в более поздней работе Проблема тревоги — не стремится осветить проблему страха как такового. Фрейд считает, что так называемые врожденные страхи, список которых приводит Стэнли Холл, такие, как страх темноты, страх воды, грома и т.д., являются в действитель­ности фобиями, которые, по определению, выражают невротическую трево­гу. В.Хили (Healy), А.-Ф. Броннер (Вгоппег) и А.-М. Бауэре (Bowers) в своей книге Структура и значение психоанализа, где они кратко излагают взгляды Фрейда, вводят различие между страхом чего-то реального и невротическим страхом (с. 366), которое параллельно фрейдовскому различению тревоги, относящейся к чему-то реальному, и невротической тревоги. Страх чего-то реального, утверждают авторы, это реакция на объективно существующую опасность, в то время как невротический страх — это «страх импульсивного побуждения». Фрейд, как им представляется, считает, что «три практически универсальных детских страха» — страх одиночества, страх темноты и страх незнакомых людей — возникают вследствие существования «бессознатель­ного страха эго потерять защищающий объект, а именно мать». — Там же. Это перекликается с определением Фрейдом источников тревоги в похожих ситуациях; здесь явно термины «страх» и «тревога» используются как взаимо­заменяемые, причем первый термин означает появление тревоги в специфи­ческой форме.

2 Общее введение в психоанализ, с. 342.

ляется клинической проблемой. Но любое развитие тревоги за пределы первоначального побуждения ознакомиться с опасностью и принять наилучшие меры для избежания ее не­целесообразно, оно парализует действие. «Поэтому тревож­ная готовность кажется мне полезной функцией, а рост тре­воги — это нецелесообразное дополнение к тому, что мы назы­ваем тревогой или страхом»1. Конечно, именно это увеличе­ние тревоги выше уровня, соответствующего реально сущест­вующей опасности, а также ее возникновение в ситуациях, где никакой внешней опасности не существует, порождает проблему невротической тревоги.

Первая теория Фрейда — тревога как подавленное либидо2. Как, задает вопрос Фрейд в своих ранних работах, логически связать явление невротической тревоги с объективной трево­гой? В попытке дать ответ на этот вопрос он приводит неко­торые клинические наблюдения. Фрейд заметил, что боль­ные, у которых проявляется торможение или симптомы раз­личного рода, часто, что удивительно, свободны от открытой тревоги. При фобиях, например, больной проявляет тревогу, сильно сконцентрированную на одном пункте своей среды — а именно на объекте фобии, — но он свободен от тревоги в отношении других объектов. При навязчивых действиях, на­пример, больной, как кажется, свободен от тревоги до тех пор, пока ему позволяют выполнять свои действия, если они никому не досаждают. Но как только больному мешают вы­полнять навязчивое действие, появляется сильная тревога. Из этого следует, как логично рассуждает Фрейд, что должен иметь место какой-то процесс замещения, то есть симптом должен каким-то образом занимать место тревоги. Фрейд на­блюдал в то же самое время, что его больные, которые под­вергались длительному сексуальному возбуждению, которое не приводило к разрядке, — в качестве примера он приводит случай coitus interruptus — также проявляли сильную тревогу. Поэтому, делает вывод Фрейд, замещающим процессом, ко­торый имеет место, должна быть взаимозаменяемость трево­ги, или эквивалента тревоги в форме симптомов, и невыра­женного либидо. Он пишет: «Либидозное возбуждение исче-

Там же, с. 343.

2 Первая и вторая теории имеют дело с механизмом возникновения тре­воги, а не с тем, из чего она возникает.

зает, и вместо него появляется тревога, как в форме боязни чего-то, так и в форме приступов тревоги и появления ее эк­вивалентов»1. Позже, анализируя наблюдения, которые при­вели его к описываемой теории, Фрейд замечает: «Я обнару­жил, что определенная сексуальная практика, такая, как coitur interruptus, фрустрированное возбуждение, вынужден­ная абстиненция, вызывает внезапное возникновение тревоги и общую готовность к тревоге. Тревога, следовательно, может вызываться всякий раз, когда сексуальное возбуждение тор­мозится, фрустрируется или отклоняется от правильного на­правления в ходе разрядки в процессе получения удовлетво­рения. Так как сексуальное возбуждение, это выражение ли-бидозных инстинктивных импульсов, вероятно, не будет необ­думанным предположение о том, что посредством влияния подобных нарушений либидо превращается в тревогу»2.

В первой теории, таким образом, утверждается, что либи­до трансформируется в тревогу, " и таким путем проявляется как свободно плавающая тревога или как эквивалент тревоги (симптом). «Итак, тревога — это всеобщая ходячая монета, на которую меняются, или могут быть обменены, все аффекты, когда подавлено соответствующее идеаторное содержание»3. Когда аффект подавлен, его судьба — «превратиться в трево­гу, вне зависимости от того, какими свойствами обладал бы этот аффект, если бы проявлялся как обычно»4. Причина тре­воги ребенка при удалении (отсутствии) матери или при появ­лении незнакомых людей (это та же самая опасность, так как присутствие незнакомых людей означает отсутствие матери) состоит в том, что ребенок в таком случае не может разрядить свое либидо во взаимоотношениях с матерью, и либидо «раз­ряжается, превращаясь в тревогу»5.

Напоминая, что объективная тревога — это стремление убежать от внешней опасности, Фрейд задает вопрос, чего не боится индивид при невротической тревоге. Последняя, гла­сит ответ Фрейда, представляет собой бегство от потребно­стей своего собственного либидо. При невротической тревоге

1 Общее введение в психоанализ, с. 348.

2 Проблема тревоги, Нью-Йорк, 1936, с. 51—52.

3 Общее введение в психоанализ, с. 3.50.

4 Там же, с. 355.

5 Там же, с. 353.

«эго пытается убежать от потребностей своего либидо и реа­гирует на внутреннюю опасность, как если бы она была внеш­ней». «Подавление — это попытка эго убежать от либидо, ко­торое, как эго считает, является опасным. Фобии (например) могут быть сравнены с фортификационными сооружениями, построенными для защиты от внешней опасности, которая заняла место угрожающего либидо»1. Ранняя теория Фрейда относительно невротической тревоги может быть кратко опи­сана так: индивид воспринимает побуждения либидо, кото­рые считает опасными; побуждения либидо подавляются и без участия сознания превращаются в тревогу; они выражают­ся как свободно плавающая тревога или как симптомы, кото­рые являются эквивалентами тревоги.

Первая попытка сформулировать теорию тревоги, пред­принятая Фрейдом, вначале, без сомнения, основывалась на достойном внимания клиническом явлении: когда сильное и устойчивое желание сдерживается или подавляется, у индиви­да часто появляется хроническое беспокойство или различ­ные формы тревоги. Но это феноменологическое описание, которое значительно отличается от причинного объяснения воз­никновения тревоги, как позже вынужден был признать сам Фрейд. Более того, механизм появления тревоги как следст­вие необходимого подавления сексуального импульса не все­гда имеет место; «откровенный распутник», как пишет Маурер, может быть очень тревожным человеком, и очевидно, что у многих людей, не ведущих половой жизни, тревога не появ­ляется. Рассматриваемая ранняя теория Фрейда имеет то дос­тоинство, что в ней выделено интрапсихическое положение невротической тревоги. Но очень сомнительно, что предло­женный механизм автоматического превращения либидо — концепция привлекательная, возможно, потому, что предла­гает очень удобную физико-химическую аналогию, — дейст­вительно имеет место, в чем позже убедился Фрейд. Некото­рые недостатки первой теории, впоследствии отвергнутой Фрейдом, могут быть легко замечены, если проанализировать клинические наблюдения и проследить ход размышлений Фрейда.

Вторая теория Фрейда: тревога как причина подавления. При более поздних размышлениях о больных с фобиями и

1 Там же, с. 355.

другими симптомами тревоги Фрейд пришел к выводу, что тревога связана с совершенно иным процессом. Новая теория стала также необходимой из-за возросшего внимания Фрейда к функциям эго, которое играло в первой теории только вспо­могательную роль1.

Фрейд описал случай анализа, который привел к новой теории. Это случай Ганса, пятилетнего мальчика, который от­казывался выходить на улицу (торможение), так как боялся лошадей (симптом). Ганс испытывал очень противоречивые чувства по отношению к своему отцу, что Фрейд объясняет с помощью классического эдипового комплекса. Маленький мальчик испытывал сильное желание материнской любви и соответственно зависть и ненависть к отцу. Но в то же самое время он был настолько предан своему отцу, что его мать не вписывалась в мысленную картину как причина внутреннего противоречия. Из-за того, что отец обладал могуществом, аг­рессивные импульсы Ганса постоянно перерождались в тре­вогу. Враждебность несла с собой пугающую возможность на­казания, и это также вызывало у мальчика непрерывные про­тиворечивые чувства по отношению к отцу, которому он был так предан; вследствие этого враждебность и связанная с ней тревога подверглись подавлению. А затем эти аффекты сме­стились на лошадей. Не углубляясь в детали формирования механизма фобии, мы хотим только представить вывод Фрей­да о том, что фобия лошадей — это симптом, который заме­щает страх Ганса перед отцом. Фрейд представляет себе этот страх как типичный страх кастрации: страх быть укушенным лошадью — это страх того, что откусят пенис. «Это замещаю­щее образование (фобия) имеет два основных преимущества: во-первых, избегается конфликт, который возникает вследст­вие противоречия, поскольку отец — это объект, к которому одновременно испытывается любовь; и во-вторых, она дает возможность эго не допускать дальнейшего развития тревоги»2.

Решающий пункт в данном анализе в том, что эго воспри­нимает опасность. Такое восприятие вызывает тревогу (Фрейд говорит, что «эго» тревожится), и эго делает попытку избе­жать тревоги, производя подавление импульсов и желаний,

1 «Деление психических инстанций личности на суперэго, эго и ид... за­ставило нас занять новую позицию по отношению к проблеме тревоги». — Новые лекции по введению, с. 118.

2 Проблема тревоги, с. 80.

которые привели бы человека к опасной ситуации. «Не подав­ление вызывает тревогу», говорит теперь Фрейд в противопо­ложность своей более ранней теории, «но тревога возникает первой и вызывает подавление!»1. Тот же самый процесс име­ет место для других симптомов и торможений: эго восприни­мает сигнал опасности, затем возникают симптомы и тормо­жение в попытке избежать тревоги. Мы можем теперь, пишет Фрейд, принять новый взгляд: «В действительности место, где существует тревога — это эго, и следует отвергнуть старую концепцию о том, что катектическая энергия подавленного импульса превращается в тревогу»2.

Теперь Фрейд делает оговорку относительно предыдущего утверждения, что опасностью, которой боятся при невротиче­ской тревоге, являются просто инстинктивные импульсы. Фрейд пишет о Гансе: «Но каков вид этой тревоги? Это может быть только страх внешней опасности, то есть объективная тревога. Верно, что мальчик боится потребностей своего ли­бидо, в данном случае любви к своей матери; и это действи­тельно случай невротической тревоги. Но быть влюбленным представляется мальчику внутренней опасностью, которой нужно избежать, отказавшись от объекта только потому, что тот связан с внешней опасной ситуацией (наказание, кастра­ция)». Хотя Фрейд обнаруживает это взаимодействие внешне­го и внутреннего факторов в каждом случае, которые он ис­следовал в последний период, он признается, «что мы были не готовы к тому, что внутренняя инстинктивная опасность была только остановкой на полпути к внешней и действитель­но угрожающей ситуации»3.

Неизвестно, можно ли наблюдать «внутренние» или «внеш-

1 Новые лекции по введению, с. 119.

2 Проблема тревоги, с. 22.

3 Новые лекции по введению, с. 120. Эта взаимосвязь внутренних и внеш­них факторов, по мнению Фрейда, может быть показана на основе психоло­гии условного рефлекса. Если бы Ганс просто боялся, что отец его накажет (внешняя опасность), Фрейд не назвал бы такую тревогу невротической. Невротический элемент появляется потому, что эго воспринимает опас­ность, присущую внутренним инстинктивным побуждениям (например, ис­ходящую от враждебности Ганса по отношению к отцу). Теперь хорошо известно, что внутренние побуждения в индивидуальном восприятии часто могут означать существование внешних, объективно существующих опасно­стей. Если враждебность по отношению к кому-то из родителей приводит к наказанию, у ребенка скоро выработается условный рефлекс воспринимать тревогу всякий раз, когда возникают враждебные чувства.

ние» факторы поведения какого-то индивида в чистом виде и поэтому, может быть, мы не всегда правильно используем эти термины. Более подробно мы этот вопрос рассмотрим позже.

Многие исследователи считают, что вторая, более позд­няя, теория с ее упором на функциях эго, дает возможность более адекватно описать механизмы тревоги. Симондс указы­вает на то, что вторая теория более совместима с другими психологическими подходами к рассматриваемой проблеме. В том же духе рассуждает Хорни о том, что первая теория в ос­новном «физико-химическая», а вторая — «в большей степе­ни психологическая». Как бы то ни было, вторая теория сви­детельствует о существовании некоторых ясно очерченных и важных характеристик тревоги, как представляет ее Фрейд.

Происхождение тревоги. Фрейд утверждал, что способ­ность к тревоге является врожденной, что тревога является частью инстинкта самосохранения и унаследована в ходе фи­логенеза. Как он говорит, «мы полагаем, что у ребенка суще­ствует выраженная тенденция к объективной тревоге и долж­ны считать, что только полезно, если готовность к мрачным предчувствиям передается по наследству»1. Тревога относи­тельно чего-то конкретного, однако, появляется в процессе научения: что касается «объективной тревоги», под которой Фрейд имеет в виду страх залезть на подоконник, страх огня и т.д., то «ребенок тут, как кажется, приносит с собой очень ма­ло в существующий мир». И «только благодаря научению тре­вога по поводу чего-то реального в конце концов пробуждает­ся в нем»2.

Мы привели эту цитату для того, чтобы показать, что, по мнению Фрейда, тенденция к появлению тревоги или пред­расположенность к ней является частью наследственности

1 Общее введение в психоанализ, с. 353. Можно ли о способностях и каче­ствах личности, с точки зрения логики, говорить, что они «филогенетически унаследованы», это, конечно, спорный вопрос. (См. изложение взглядов Гольдштейна в третьей главе данной книги.) Автор сомневается, что понятие филогенеза в данном контексте имеет смысл, за исключением того, что мож­но говорить о культурном влиянии предыдущих поколений на последующие.

2 Там же. Фрейд принимает во внимание фактор созревания: «Несо­мненно существование определенной предрасположенности к тревоге со стороны младенца. Она не достигает своего максимума сразу после рожде­ния, чтобы дальше постепенно уменьшаться, но впервые проявляется позд­нее, в процессе психического развития, и продолжает существовать в течение определенного периода детства». — Проблема тревоги, с. 98.

индивида, в то время как специфические формы, которые примет эта тревога, появляются в результате научения.

Кроме описанного общего подхода к тревоге, у Фрейда имеется представление о том, что тревога появляется вследст­вие травмы рождения и страха кастрации. Эти две концепции в его работах переплетены между собой и в процессе развития постепенно подвергались изменению. Как утверждает Фрейд в своих ранних лекциях, аффект, который появляется вместе с тревогой, является воспроизведением и повторением неко­торого очень важного предыдущего опыта. Этот опыт — то, что человек воспринимает в процессе и в момент рождения: «опыт, который включает в себя такое сцепление чувства страдания, разрядки, возбуждения и телесных ощущений, что становится прототипом во всех случаях, когда жизни угрожает опасность, и с этих пор воспроизводится в нас всякий раз как состояние страха или «тревоги». Фрейд добавляет, что являет­ся предвосхищением его более поздних представлений о рож­дении: «Также очень показательно, что первое тревожное со­стояние возникает, когда происходит отделение от матери»1. То, что у ребенка возникает тревога при появлении незнако­мых людей и страх темноты и одиночества (которые Фрейд называет первыми фобиями ребенка), есть следствие перво­начального страха ребенка, который появляется во время от­деления от матери.

При рассмотрении поздних работ Фрейда возникает важ­ный вопрос, в какой степени он считает опыт, полученный при рождении, непосредственно воспринимающимся в ситуа­ции опасности, и в какой степени он рассматривает его как прототип символа отделения от объекта любви. Так как Фрейд придает большее значение кастрации как специфическому источнику тревоги, лежащему в основе многих неврозов, он старался объяснить, как кастрация и опыт рождения связаны между собой. Поэтому теперь мы рассмотрим главный труд Фрейда по проблеме тревоги буквально страница за страни­цей и проанализируем, как менялись его взгляды на кастра­цию и опыт рождения, как он соотносит эти понятия друг с другом2. Говоря об опасности, которая лежит в основе появ­ления фобий, конверсионной истерии и неврозов навязчивых

1 Общее введение в психоанализ, с. 344.

2 Проблема тревоги.

состояний, Фрейд замечает, «во всех этих случаях мы считаем связанную с кастрацией тревогу мотивационной силой, кото­рая влияет на стремления эго»1.

Даже страх смерти — это аналогия кастрации, так как ни у кого нет опыта своей собственной смерти, но у каждого есть опыт чего-то напоминающего кастрацию: это отнятие от гру­ди матери. Затем Фрейд говорит о страхе кастрации как «ре­акции на потерю, на отделение», прототипом чего является опыт рождения. Но он критичен по отношению к взглядам Ранка, который связывал тревогу и последующий невроз ис­ключительно с тяжестью травмы рождения. В противополож­ность Ранку он утверждает, что опасность при рождении со­стоит в «потере любимого человека (к которому стремишь­ся)», и наиболее базовая из всех — это «первичная тревога» рождения, которая возникает вследствие отделения от мате­ри2. Кастрацию Фрейд начинаем соотносить с потерей мате­ри, рассуждая аналогично Ференци (Ferenczi): потеря генита­лий лишает индивида возможности впоследствии соединить­ся со своей матерью (или ее заместителем). Страх кастрации позднее развивается в угрызения совести, то есть социальную тревогу; теперь эго боится гнева, наказания, потери любви су-перэго. На заключительном этапе трансформации этого стра­ха он превращается в страх смерти3.

Таким образом, мы видим иерархическое построение: страх потерять мать при рождении, потерять пенис на фалли­ческой стадии развития, потерять расположение суперэго (с социальной и моральной стороны) в латентный период и, на­конец, страх потерять жизнь. И все эти страхи связаны с пер­воначальным прототипом, отделением от матери. Все после­дующие проявления тревоги «означают в определенном смыс­ле отделение от матери»4, что наталкивает на мысль о том, что кастрация символизирует потерю высоко ценимого объекта в том же самом смысле, как рождение символизирует потерю матери. Другое обстоятельство, которое побудило Фрейда не интерпретировать кастрацию буквально, состояло в том, что женщины, «несомненно, больше предрасположенные к нев-

1 Там же. с. 75.

2 Там же, с. 99-100.

3 Там же, с. 105.

4 Там же, с. 123.

розу», как он замечает, не могут воспринимать кастрацию бу­квально, прежде всего из-за отсутствия пениса. Относительно женщин Фрейд утверждает, что тревога возникает скорее из-за страха потери любимого объекта (матери, мужа), чем из-за страха потери пениса. Хотя нельзя быть точно уверен­ным в том, насколько буквально Фрейд представлял себе роль опыта рождения и кастрации в развитии, а насколько — сим­волически, нам представляется, что направление размышле­ний Фрейда, изложенных выше, указывает на все возрастаю­щую символическую интерпретацию. По нашему мнению, мысль Фрейда развивалась в правильном направлении. Что касается кастрации, то тут может возникнуть законный и важ­ный вопрос о том, может ли кастрация в буквальном смысле этого слова быть источником тревоги в какой-либо сущест­венной степени. Мы полагаем, что кастрация —- это культур­но детерминированный символ, вокруг которого может кон­центрироваться невротическая тревога1.

Что касается травмы рождения, мы рассматриваем все бо-

1 Так как кастрация и другие элементы эдипова комплекса стали так важны для Фрейда в его размышлениях о тревоге, можно задаться еще одним вопросом. Не обращается ли невротическая тревога в сфере действия кастра­ции и эдиповых отношений только тогда, когда до этого возникли наруше­ния во взаимоотношениях между родителями и ребенком? Если взять в качестве примера историю Ганса, то не являются ли зависть ребенка и после­довавшая за этим ненависть к отцу сами по себе продуктами тревоги? Ганс явно нуждался исключительно в своей матери, и этой нужде могла угрожать любовь матери к отду. Но не может ли такая нужда (которая явно чрезмерна) сама по себе явиться следствием влияния тревоги? Очень даже вероятно, что конфликт и тревога, которые привели к фобии, принявшей определенную форму и анализированной Фрейдом, связаны конкретно с противоречивыми чувствами и враждебностью по отношению к отцу. И мы утверждаем, что враждебность и противоречивые чувства не появились бы, если бы у Ганса уже не были нарушены взаимоотношения с матерью и отцом, взаимоотноше­ния, которые вызвали тревогу и привели к чрезмерным запросам по отноше­нию к матери. Разумно предположить, что каждый ребенок в процессе развития индивидуальности и автономии (вспомните Кьеркегора, Гольд-штейна и других) осознает, что его интересы и интересы родителей не совпа­дают, но у нормального ребенка (которого мы рассматриваем как ребенка, во взаимоотношениях которого с родителями не возникает выраженная трево­га) такое противоречие не порождает невротических защит и невротических симптомов. Коротко говоря, можно предположить, что взаимоотношения на основе комплекса Эдипа и страх кастрации не возникают как готовые про­блемы — то есть не становятся местом притяжения невротической тревоги — если тревога уже не существовала ранее в семейных отношениях.

лее явную склонность Фрейда к символической ее интерпре­тации как положительное явление. В экспериментальной и клинической психологии до сих пор остается спорным вопрос о том, в какой степени опыт рождения, в буквальном смысле слова, является источником более поздней тревоги1. Но даже если реальный опыт рождения не является источником трево­ги буквально, многие, конечно, согласятся с тем, что ранние взаимоотношения младенца с матерью, которые в значитель­ной степени влияют как на биологическое, так и на психоло­гическое развитие ребенка, имеют очень большое значение для возникновения в будущем тревожных состояний. Поэто­му мы хотим особо подчеркнуть следующий аспект мышле­ния Фрейда, который утверждает: у тревоги имеется собствен­ный источник, и этот первичный источник актуализируется более поздней невротической тревогой; он представляет собой страх преждевременной утраты матери или отделения от нее (или утраты материнской любви), и отсюда происходит страх утраты формирующихся позднее ценностей. Подобное воспри­ятие теории Фрейда характерно для очень многих специали­стов, которые не только откликались на развитие теории Фрейда, но и применяли ее в клинической практике: наблю­дения свидетельствовали, что первичным источником тревоги часто является отвержение со стороны матери2.

Общее направление развития представлений Фрейда о тре­воге. Так как нас интересует эволюция представлений Фрейда

1 Проблема возможной связи между рождением и тревогой рассматрива­ется Симондсом (см. цитируемое произведение).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.