Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пиктограмма.






Используется в норме от 11 лет.

· Цель: изучить особенности опосредованного запоминания.

· Оборудование: список слов и словосочетаний (12-18 слов и словосочетаний), карандаш и бумага.

· Инструкция: «Сейчас будет зачитан для запоминания перечень слов и словосочетаний, чтобы Вы запомнили эти слова, нужно сделать в качестве «узелка на память» то или иное изображение. Нельзя писать слова, буквы. Качество рисунка не имеет значения».

Через час испытуемого спрашивают вразбивку.

· Анализ.

Для умственной неполноценности характерно стремление к наиболее полному рисунку. Такие слова, как справедливость, развитие, власть, ожидание, трудны для описания.

Для эпилептиков и перенёсших энцефалит характерна склонность к излишнему описанию. Они могут возвращаться к уже нарисованному.

Важный критерий оценки – адекватность ассоциации. Для шизофрении характерны вычурность, громоздкость, неразумность рисунков и объяснений, отсутствие содержания, могут быть палочки, галочки, чёрточки, геометрические фигурки.

Нейтральные и обобщенные рисунки говорят об отгороженности и интровертированности испытуемого.

Если 10 слов запоминаются плохо, а пиктограммы хорошо, то это может свидетельствовать об органической слабости памяти.

 

· Примерный список слов:

Праздник

Мысль

Дружба

Сердитая учительница

Беззубый дед

Ожидание

Ум

Болезнь

Власть

Война

Счастье

Девочке холодно

Беспорядок

Любимая книжка

 

 

Пиктограмма

Ф.И.О._____________________________ Дата исследования______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка_______________

 

Выражение или слово Рисунок и объяснение Воспроизведение через час
     

Опосредованное запоминание.

· Цель: изучить возможность использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов.

Этап.

Методика Занкова Л. В.

· Технина проведения: Ребёнку предлагается запомнить 5 слов:

свет

обед

лес

игра

учёба

Предъявляются картинки: лампа

хлеб

дерево

кукла

книга

корова

· Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» я дам картинку «кукла», потому что кукла нужна для игры.

· Ход исследования: при предъявлении картинки к слову следует спрашивать испытуемого о том, какая здесь связь. При затруднении оказывается помощь.

· Типы помощи:

1. Стимулировать словом (подумай, чем эта картинка напоминает тебе свет?)

2. Наводящий вопрос (что нужно для обеда?)

3. Экспериментатор сам устанавливает связь между картинкой и словом. Последовательно предъявляя картинки, экспериментатор спрашивает: «Какое слово тебе напоминает эта картинка?».

 

Этап.

Методика Леонтьева А. Н.

· Оборудование: 9 картинок, 5 слов.

· Техника проведения: раскладываются 9 картинок в ряд.

Картинки: молоток Слова: ночь

полотенце дорога

стакан праздник

окно работа

кровать молоко

поле

телеграфный столб

рубашка

· Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову» Требуется объяснение каждой установленной связи. Понравилось ли тебе задание? Как ты себя чувствуешь? А затем, последовательно предъявляя ребенку отобранные картинки, его просят воспроизвести заданные слова. Если нет переноса на третью пару, то исследование прекращается.

· Анализ.

Имбецильность: опосредованное запоминание невозможно.

Дебильность: справляется с первым этапом, но при помощи наводящих вопросов.

Эпилептическая деменция: опосредованное запоминание возможно, когда зрительный образ конкретен и близок к запоминаемому слову (свет-лампа). В случае, когда связь более абстрактная, запоминание не осуществляется.

ЗПР: первый этап не вызывает затруднений, второй выполняет с помощью учителя (экспериментатора). Более простые пары подбирают самостоятельно. Установление более абстрактных связей без обучающей помощи мало доступно. Наиболее трудными являются слова «праздник», «работа», «дорога».

Со значительными речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями методика мало диагностична.

Для нормы вариант Леонтьева доступен без обучающей помощи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.