Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Ст. 1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.






Ст. 1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Ст. 2. И я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Агнец снимает первую из семи печатей, препят­ствующих истине открыться людям. И одно из четы­рех животных призывает Св. Иоанна прийти и смотреть. Чтобы узреть чудесную истину Иисуса Христа, нужно прежде к Нему прийти. Однако люди поступают иначе: они пытаются познать истину умом, что, безусловно, не дает желаемого результата, ибо истина только в Иисусе Христе. В Нем ее нужно искать, а для этого необходимо прийти к Нему. До пришествия Иисуса Христа некоторые философы старались обрести премудрость и познать истину.

Они даже назывались мудрецами, доколе самый про­свещенный из них не дал им познать, что премудр только Бог, и что вся премудрость заключается в Нем Одном. Они же — всего лишь любители премудрос­ти, как они потом и стали себя называть. Итак, люди не могли обрести премудрость до того времени, пока Иисус Христос, воплотившись, не открыл им Себя. Помимо премудрости, Он принес на землю истину, которая изгнана была с нее в результате грехопадения Адама. Иисус Христос уверял Пилата: «Я на то ро­дился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Мо­его» (Иоанн. 18: 37). Итак, надобно идти ко Христу, чтобы обрести истину. Искать же ее вне Его — значит искать заблуждение и ложь. Блаженный Августин, имевший глубочайший ум, долгое время мучился в по­исках истины и не находил ее, потому что, как он сам говорил, искал не там. Но, обратившись к Иисусу Христу, он нашел ее. Поэтому-то Св. Давид просил у Бога света истины, то есть Иисуса Христа, через Кото­рого истина должна была прийти в мир. Животные, окружающие престол Божий, — первые вестники истины. Они приглашают всех прийти к Иисусу Христу и познать истину, ибо вне Его ее не существует.

Итак, Агнец снимает одну из семи печатей, и яв­ляется конь белый, и на нем всадник, имеющий лук. Это есть образ первого состояния души, которой Иисус Христос хочет явить истину Свою. Таков пер­вый возраст Церкви. Сие состояние есть время борьбы и победы, и кто больше сражается, тот боль­ше и побеждает. За победу дается венец, и за первой победой следует вторая. Всякая борьба награждает­ся и увенчивается. Душа видит свой подвиг и приобретает бесчисленные трофеи. Здесь-то и про­исходят великие сражения, заканчивающиеся побе­дой. Потому-то первым животным, призывающим на брань, был лев. Конь белый является символом души, очистившейся покаянием.

Ст. 3. И когда он снял вторую печать, я слы­шал второе животное, говорящее: иди и смотри.

Ст. 4. И вышел другой конь, рыжий; и сидя­щему на нем дано взять мир с земли, и чтобы уби­вали друг друга; и дан ему большой меч.

Первое состояние борьбы души заканчивается победой, и, кажется, враги падают при одном ее приближении. Ей дан лук; она пускает стрелы и по­ражает противника, сама не получая ран. Это время благоприятное. Здесь Бог удерживает врагов от на­падения. Таковыми были первые брани израильтян, когда враги падали к их ногам еще до начала сраже­ний. Но вторая брань при снятии второй печати, препятствующей истине открыться, не такова. Здесь конь рыжий, а не белый, потому что из второй бра­ни душа выходит уже потемневшая.

Сидящему дано было взять мир с земли. Это пер­вое испытание души, причиняющее ей многие стра­дания. Она теряет спокойствие, которое ранее приносило ей сладостное присутствие Бога. Она при­ходит в смущение, страх и беспокойство. Нет уже для нее ни победы, ни венца. Она уже не торжествует, но ощущает боль от своих ран. Ей дан большой меч, ко­торый она хотела бы употребить, но он дан ей для защиты, а не для нападения. Она не может им вос­пользоваться как оружием борьбы. Эта брань в кор­не отличается от первой брани, в которой и нападают, и отражают нападения. Но раны, получа­емые в этой брани, несравненно чувствительнее зла, причиняемого врагу. К этому нужно добавить гоне­ния со стороны людей. Потеря внутреннего мира сопровождается потерей мира внешнего. Но почему Бог допускает это? Потому что Он хочет взять мир с земли. Он хочет, чтобы душа утратила мир, который она имела в самой себе, и оставила себя. И здесь те­лец призывает к сражению, потому что брань сия жесточайшая.

Ст. 5. И когда Он снял третью печать, я % слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Ст. 6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Вороной конь символизирует ужаснейшее состо­яние души. Она уже даже не темна, а черна. Уже нет брани. О, люди! Придите и посмотрите: душа уже не сражается, не отражает нападения внешних врагов, а тяготится собственной тягостью. Она держит меру в руке своей. Это значит, что она уже не уязвляется, не нападает, не защищается., ничего не чувствует, кроме естественной склонности, ее увлекающей.

Она взвешивается на весах Божьих. Все дела, кото­рые казались ей добрыми, на самом деле оказыва­ются ничего не стоящими, не имеющими ни веса, ни ценности. Что она прежде уважала, тем ныне гнушается. Ощущая пустоту и крайнее лишение, она начинает испытывать своего рода голод. Она никогда так не желала иметь в сердце своем Бога, как теперь, и никогда не была настолько удалена от Него. Если ей и представляется маленькое минутное утешение, что случается крайне редко, то оно обхо­дится ей очень дорого. Но, между тем, она еще под­держивается и подкрепляется тайным помазанием и вином крепким, хотя она этого и не ведает.

Ст. 7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говоря­щий: иди и смотри.

Ст. 8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.

Четвертое животное, которое есть орел, призыва­ет смотреть на смерть. Кажется, в этом есть некото­рое противоречие: птица, взлетающая к солнцу, указывает на смерть. Почему же так? Потому что че­рез нее человек может приобрести истину и жизнь. Смерть восседает на коне бледном. Это говорит о том, что в таком состоянии душа ощущает только страх и ужас. Ад следовал за ней. Сие значит, что смерть сама по себе была бы ничем, если бы не влек­ла за собой столь ужасные последствия. Душе, нахо­дящейся в таком состоянии, кажется, что погибель ее неизбежна, и что смерть низвергнет ее в ад.

И в этом она не обманывается, ибо часто ощуща­ет в себе муки очищения, представляющиеся ей подлинным адом. Однако смерть сия имеет власть только над четвертой частью земли, потому что про­чие три уже претерпели сие нападение. Другими словами, смерть начинается с чувств. Именно по­средством чувств душа начинает испытывать смерт­ные муки.

Но какое оружие использует смерть? Есть четыре орудия смерти. Во-первых, меч. Это удары, уязвле­ния и огорчения. Во-вторых, глад. Это жесточай­ший, сильнейший и продолжительнейший род казни, хотя и не столь болезненный. К сим пораже­ниям присоединяется смертоносная язва, то есть ощущение собственной бедности и немощи, а ино­гда и греховности. О, бедный человек! Что ты бу­дешь делать в таком состоянии? Ты без конца поражаешься и уязвляешься, лишаешься всякой опоры. Кроме того, на тебя посылаются язвы и бо­лезни, повергающие тебя в состояние величайшей немощи. И так постепенно к тебе приближается смерть — во внешности, в чувствах, в силах и в са­мом основании души. Но и это не все. Еще могла бы сохраниться некоторая надежда на жизнь, если бы не звери земные, которые пришли поглотить бедную душу. Это есть не что иное, как гонения со стороны людей, которые в сочетании с другими ис­пытаниями являются особо мучительными. Кроме того, собственная натура, как свирепый зверь, ополчается на бедную душу и пожирает ее. Все эти бедствия причиняют ей смерть. О, Боже! Сколько ужасных средств Ты употребляешь для упразднения своеволия душ, Тебе принадлежащих.

Весьма обманываются те, кто думают, что вы­шеперечисленные состояния бывают только в во­ображении. Отнюдь! Их необходимо пережить в реальности. Я знаю, что некоторые слабые умы, не преуспевшие в духовной жизни, не смогут пра­вильно понять эти образы, а потому я и не реко­мендую им размышлять над ними.

Ст. 9. И когда Он снял пятую печать, я уви­дел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели.

Боже мой! Сколь изящны и сколь выразительны эти слова! Когда душа приходит в состояние совер­шенства, и тело, то есть поврежденное и греховное естество, упраздняется, тогда души убиенных за Слово Божье предстают под жертвенником. Речь идет не только о мучениках, претерпевающих физи­ческие мучения, но и о людях, страждущих духовной жизни. Они бывают убиваемы злословиями и поно­шениями, а часто — гонениями, почитающимися справедливыми. И за что поступают с ними таким образом? За слово истины, которое они начинают возвещать, и за свидетельство, которое они имеют в самих себе. То есть, они начинают чувствовать в са­мих себе Дух, свидетельствующий им о том, что они есть чада Божии. Сие-то и служит причиной всех их гонений.

Ст. 10. И возопили они громким голосом, го­воря: доколе, Владыка святый и истинный, не су­дишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Бог использует гонения на Своих рабов в качест­ве средства разрушения и уничтожения их плотско­го «я». Кажется, Он даже способствует гонителям, но наступает час, когда сии души, избавившись от всякой собственной корысти, начинают вопиять об отмщении.

Но каким образом испрашивают они сего отмще­ния? Они говорят Богу: «Владыка святый и истин­ный! Ты ведаешь, что мы терпим бедствия за поклонение Тебе. Мы чтили святость Твою и испо­ведовали ее в Тебе Едином. Для этого мы предали себя поношению. Мы исповедовали истину Твою и старались явить ее людям. Все это и стало причиною наших бед». Таким образом, как в апостольской Церкви были мученики за веру, за истину и свя­тость, так они есть и в наши дни.

Для чего эти жертвы были принесены на Его жертвенник? Только для того, чтобы вопиять об отмщении. Но, о, Боже! Какое мщение Ты сотво­ришь мучителям рабов Твоих? Кажется, Ты не об­ращаешь внимания на бедствия, которые они им причиняют, и даже как будто способствуешь им. Но придет время, когда Ты взыщешь с живущих на земле за кровь мучеников.

Ст. 11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Когда сии рабы Божьи пройдут все состояния, о которых говорилось выше, и претерпят всевозмож­ные гонения, тогда дана будет им новая жизнь и бе­лые одежды невинности. Их души очистились от всех зол — я имею в виду живых, а не мертвых — и никакое гонение уже не может причинить им огор­чения. Однако они еще не отмщены. Им предстоит успокоиться на малое время, и подождать, пока и сотрудники их, и братья их присоединятся к ним, то есть претерпят те же гонения и пройдут через те же состояния. Как только это совершится, сразу же по­следует отмщение.

В целом же этот отрывок говорит о том, что хрис­тиане должны претерпеть великое и ужасное угнете­ние. Славой и бессмертием они облекутся не сразу — прежде их будут почитать достойными наказания. Души, достигшие такого состояния и получившие белые одежды, начинают познавать истину, которая уже открывается им в полной мере.

Ст. 12. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясе­ние, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь...

Ст. 13....И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои...

Бог через Св. Иоанна весьма убедительно пока­зывает нам Свой промысел в отношении рабов Сво­их. Не менее убедительно Он открывает нам и то наказание, которое постигнет их гонителей. Этот отрывок говорит о многом. Во-первых, здесь упоми­нается о том, что произойдет при кончине мира. Во- вторых, здесь говорится об отмщении, которое Бог уготовал гонителям Своих святых служителей. В- третьих, здесь описываются некоторые состояния, испытываемые душами, которые по благости и ми­лосердию Божьему должны исполнить Его правду.

Что касается первого, тут невозможно что-либо комментировать. В отношении второго аспекта

можно сказать, что Бог поразит ужасным страхом всех тех, кто гнал рабов Его. Они увидят зло, ими со­деянное, и сознают свою вину. Солнце их разума по­мрачится тьмою, а память, символом которой является луна, будет воспроизводить в их сознании кровавые дела. Невинная кровь, пролитая ими, бу­дет преследовать их. Авель от начала мира был обра­зом душ внутренних, от всего отрешившихся, имеющих чистую любовь. Каин же, напротив, есть воплощение самолюбия, корысти и ненависти. Авель принес чистую, угодную Богу, жертву. Он от­дал Ему самое ценное, что имел, потому Бог и при­нял ее с благоволением. Каин же принес с сожалением худшее из того, что имел. Он возненави­дел и умертвил Авеля. То же самое происходит и се­годня. Но невинная кровь вопиет непрестанно и судит тех, кто ее пролил. Они делаются скотоподоб­ными. Звезды небесные пали на землю. Это говорит о том, что сии гонители утратили все человеческое и превратились в скотов.

Эти слова относятся к душам, над которыми Бо­гу благоугодно еще в этой жизни исполнить Свое правосудие. Солнце правды, столь чудно освещав­шее их, скрывается от них, и наступает тьма. Луна делается как кровь. Это образ смерти.

Ст. 14....И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гори и остров двинулись с мест своих...

Ст. 15....И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор...

Ст. 16....И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца...

Ст. 17....Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Придерживаясь двоякого объяснения, по сущес­тву данного отрывка можно сказать, что, во-первых, всякая помощь и надежда будет отнята у гонителей. Небо скрылось, свившись как свиток. Это указыва­ет на то, что надежда, отнятая от них, останется на небесах, но не будет им доступна. Милосердие не может быть побеждено грехом. Часто гонимые про­изводят обращение своих гонителей, в результате чего последние ужасно мучаются от чувства вины. Им кажется, что Бог никогда не помилует их. Пото­му они и вопиют к горам: Падите на нас и сокройте нас. Они ищут убежища и не обретают его, разве что по истечении долгого времени, пройдя через страда­ния и муки совести.

Те, кто по неизреченному милосердию Божьему чувствуют жесточайшие строгости Его правды, ис­пытывают почти то же, хотя совершенно иным об­разом. Небо скрылось, свившись, как свиток. Они утратили всякую надежду и находятся в состоянии озлобления. Они нигде не могут обрести убежища. Им кажется, что дух их поколебался. Если они и находят какую-нибудь гору, чтобы за ней укрыться, другими словами, если они и обретают утешение в людях, превосходяших по дарам и силе, то сие со­провождается страданиями и болезнями. И эти бо­лезни усиливаются до такой степени, что эти бедные люди вопиют: «Увы! Почему горы не разда­вят нас!» Малейшее стремление облегчить свою участь оборачивается еще большими страданиями, потому что они видят Бога гневающимся на них. И сей гнев Божий, повсюду их преследующий, являет­ся для них мучительной казнью.

О, Боже! Какое страшное наказание для такой души! Если бы ад мог раскрыть свои недра, она низверг­лась бы в него живая, предпочтя его гневу Божьему. Она растерзала бы себя на части, если бы это было возможно. Все, что она ни делает, раздражает, но от­нюдь не умилостивляет Бога. Вначале она предпри­нимает некоторые попытки изменить ситуацию, но, видя усилия свои бесполезными, вынуждена тер­петь ужасные муки от невозможности умилостивить Бога и освободиться от Его гнева. Нет состояния ужаснее сего, и оно предназначено для душ, креп­ких в Боге. Таково было состояние Иисуса Христа в Гефсиманском саду, когда Он взял на Себя грехи всего человечества. Он сносил гнев Своего Отца — настолько великий, что мог бы истребить миллионы людей — соразмерно Своим Божественным свой­ствам. Сие-то тяжкое бремя и было причиной кро­вавого пота, и гнев сей продолжался до мгновения Его смерти. Ах! Кто может устоять в столь ужасном состоянии! Необходимо, чтобы Бог облек душу кре­постью сверхчеловеческою, чтобы по воскресении совершилось таинственное вочеловечение и чтобы душа получила силу переносить состояние Иисуса Христа.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.