Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усилия и милость






 

Теперь мы рассмотрим разницу между предопределен­ностью и свободой воли — вопрос, который всегда ставил в тупик философов и последователей различных религий. В первую очередь, мы не понимаем, почему майя и иллюзия так сильны — ведь Верховная Личность Бога желает вернуть нас в духовное царство сильнее, чем мы сами того желаем. Если мы по своей природе — духовные существа, обладаю­щие вечным обликом, то почему же так трудно изменить ход наших мыслей, даже если мы очень хотим изменить все к лучшему? Великий индийский святой, Сатьяврата Муни, задал тот же вопрос Матсье, воплощению Кришны, о кото­ром можно прочесть в ведическом писании под названием «Матсья-пурана».

Матсья в ответ привел пример крестьянина, сажающего пшеницу. Посев семян Он сравнил с усилиями, а дождь — с судьбой. Попытки крестьянина посеять пшеницу важны, но они являются лишь одним из нескольких факторов, по­скольку есть еще дождь, который зависит от Провидения. Поможет ли погода вырастить урожай? Если крестьянин не посадил семена, то никакая пшеница не взойдет — неважно, будет дождь или нет. Наряду с работой по посеву и дождем, важную роль играет и фактор времени. Даже если крестья­нин закончит посев и выпадет дождь, все равно исход зави­сит от времени, поскольку дождь может начаться через не­сколько месяцев после того, как крестьянин бросил семена в землю. Дождь может не пойти вовремя, и семена не полу­чат достаточного питания. Матсья сравнил фактор времени с кармой и жизненным опытом, который определяет и кон­тролирует наше существование.

Наше негативное притворство связано с использованием нашего свободного волеизъявления в настоящем и про­шлом. Такое притворство соединено с нашей судьбой, кото­рая управляется временем и кармой. Рассмотрим это по­дробней. В «Мадхурья-кадамбини», в главе, посвященной различным стадиям неблагоприятных кармических послед­ствий, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, знаменитый вайшнавский святой, говорит о клеше, страданиях. Стадия, предшествующая посеву семян, называется кута; сам же по­сев носит название биджам. Апрарабдха — это стадия незре­лых побегов, тогда как прарабдха — это стадия полного со­зревания семян. У всех нас есть семена, или карма, и при определенных условиях они остаются в пассивном состоя­нии. Затем под влиянием либо греховного поступка, либо фактора кармы эти семена начинают расти. Затем у нас вы­растает незрелый побег кармы, спрятанный от нашего взора, а потом наконец карма проявляется во всей полноте. Други­ми словами, у нас есть как непроявленные, так и проявлен­ные грех и страдания.

Так же, как крестьянин убирает урожай, мы пожинаем плоды своей кармы. Одна часть урожая уже снята, а другая уже заколосилась, но еще не убрана.

Есть еще один пример, помогающий понять взаимозави­симость усилий и милости. Если человек свалился в колодец и начинает звать на помощь, он прилагает усилия, и на его крик кто-то прибегает. Этот другой подходит к колодцу и протягивает веревку. Человек видит веревку и хватается за нее, однако фактор времени теперь определяет, отпустит ли он веревку или вцепится в нее, поскольку через некоторое время он может устать или разувериться и отпустить верев­ку. Развиваться духовно — значит держаться за веревку, не обращая внимания на карму, и не отпускать ее, чтобы наш спаситель вытащил нас, другими словами, не бросать пре­данного служения, а напротив -— все больше и больше по­гружаться в него.

Порой мы поступаем так: сначала прилагаем усилия и взываем о милости, но когда кто-нибудь бросает нам ве­ревку, мы не можем достаточно долго держаться за нее. Нам может не понравиться, каким образом наш спаситель выта­скивает нас обратно. Затем мы теряем веру или делаем вид, что нам никто не помогает, отпускаем веревку и в результате перестаем подниматься наверх. В этих случаях мы зачас­тую скатываемся обратно вниз или, отпустив веревку, оста­емся в подвешенном состоянии, не зная, что делать дальше. Можно какое-то время оставаться в подвешенном состоя­нии, чему способствует наше напряжение и враждебность внешней среды, но через какое-то время мы начнем сколь­зить вниз. Если мы прекратим восхождение и останемся в подвешенном состоянии, то вскоре неизбежно сорвемся вниз. Других вариантов нет. Если человек, застрявший в ко­лодце, прекращает держаться за веревку и подниматься на­верх, он не сможет воспользоваться милостью своего спаси­теля и отработать свою карму, из-за которой попал в эту ситуацию, несмотря на то, что вначале приложил столько усилий, взывая о помощи.

Усилия, Провидение и время — вот три составляющих нашего спасения. Затем следует разобраться с последствия­ми, входящими в категории апрарабдха и прарабдха. Это значит, что порой мы сильны, а иногда — слабы. Другими словами, благодаря прошлой хорошей карме нами овладева­ют позитивные мысли, и нам хочется совершать усилия, но порой наши мысли и настроение могут принять негативный оттенок из-за кармических последствий, проистекающих из нашей прошлой негативной деятельности. Сейчас мы мо­жем чувствовать себя превосходно, но если не идем дальше, не развиваемся духовно, некоторые последствия прошлых негативных мыслей и поступков настигнут нас.

Порой в жизненной борьбе мы придерживаемся негатив­ного образа мыслей, полагая, что в будущем нам предстоит бороться еще больше. Но когда в борьбе мы поддерживаем оптимистический настрой, наши жизни изменятся в лучшую сторону, потому что наши мысли в настоящем вытащат нас из этих невзгод. Также к нам из прошлого придет хорошая карма и подключится к нашему нынешнему оптимизму. Если мы продолжаем напоминать себе, кем являемся на самом де­ле, если поддерживаем благотворный внутренний диалог, ес­ли остаемся благодарными и внимательными, то сможем пройти сквозь беды и невзгоды, порожденные нездоровыми мыслями или поступками в прошлом. Наши беды могут про­истекать также от скверных мыслей в настоящем.

И наоборот, у нас может быть период роста, и мы скоро начнем считать это само собой разумеющимся. Позже неко­торые негативные мысли и действия из прошлого настигнут нас, и если мы не развились духовно, влияние прошлого пе­ременит наше настроение -— неважно, насколько позитивно мы до этого мыслили. По сути, каждый наш шаг определя­ется нашими усилиями вкупе с милостью и кармой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.