Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Откуда берется гнев






 

Фактически гнев порождается остальными врагами ума. Зависть, жадность, безумие, иллюзия, страх и особенно вож­деление — все это порождает гнев, проявления которого за­частую отвратительны. В третьей главе «Бхагавад-гиты» Гос­подь объясняет происхождение гнева, отвечая на вопрос Арджуны:

 

арджуна увача атха кена прайукто 'йам

папам чарати пурушах аниччханн апи варшнейа

балад ива нийоджитах

 

Арджуна сказал: «О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?»

 

шри-бхагаван увача

кома эша кродха эша

раджо-гуна-самудбхавах

махашано маха-папма

виддхй энам иха ваиринам

 

Верховный Господь сказал: «О Арджуна, эта сила — не что иное, как вожделение, которое возника­ет под влиянием гуны страсти, а затем превраща­ется в гнев. Вожделение — всепожирающий, гре­ховный враг всех существ в этом мире»

(«Бхагавад-гита», 3.36-37)

 

Оказывается, что в основе каждого из врагов ума лежит вожделение, неверно направленная любовь. Гнев также свя­зан с Рудрой, Господом Шивой, полубогом, известным своей страстью и способностью к разрушению. Иногда мы связы­ваем гнев с Раваной, поскольку он связан с демоническим умонастроением ракшасов, неистово противостоящих Богу и духовности. Этот принцип хаоса действует как источник разрушения и уничтожения. В писаниях сказано, что Рудра (одно из имен Господа Шивы) появился из межбровья Брах­мы, когда тот разгневался. Обычно гнев включает в себя страсть, но иногда верх берет низшая форма невежества. Гнев —- продукт вожделения, берущего начало в гуне страсти. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.12.11) сказано:

«Сотворение Рудры, который появился на свет из межбровья Брахмы как олицетворение его гнева, порожденного гуной страсти с примесью невежества, исполнено глубокого смысла. Описание принципа Рудры приводится в «Бхагавад-гите» (3.37). Кродха, гнев, возникает из камы, вожделения, которое является порождением гуны страсти. Когда вожделение и жела­ния не находят удовлетворения, рождается кродха — заклятый враг обусловленной души. Это самое греховное и губительное порождение страсти появляется в форме аханкары, ложного эгоистического представления о себе как о центре вселенной. «Бхагавад-гита» называет эгоцентризм обусловленной души, находящейся под властью материальной природы, глупым и не­лепым. Эгоцентризм — это проявление принципа Рудры в сердце живого существа, где зарождается кродха, гнев. Возни­кая в сердце, гнев проявляется через другие органы чувств: гла­за, руки и ноги. У разъяренного человека наливаются кровью глаза, иногда он сжимает кулаки или топает ногами. Подобные проявления принципа Рудры свидетельствуют о присутствии Рудры в этих частях человеческого тела. Когда человек приходит в ярость, у него учащается дыхание — так проявляет себя Руд­ра, находящийся в жизненном воздухе, или дыхании человека. Принцип Рудры проявляется и тогда, когда небо затягивают свинцовые тучи, гремит гром и дует ураганный ветер. Когда на море поднимается шторм, в разбушевавшейся водной стихии также проглядываются грозные черты Рудры, наводящего ужас на простых смертных. Присутствие Рудры можно ощутить в бу­шующем огне и в потоках воды, которые заливают землю во время наводнений».

Из этого комментария становится ясно, каким образом хаос и сильная страсть формируют часть принципа Рудры. Страсть — это деятельность, отвечающая за созидание, хаос и разрушение. Это энергетическое проявление покрыто стра­стью и проецируется посредством аханкары, ложного эго. Подобно дурной компании, вожделение, гнев и жадность приходят к нам домой, и в результате мы оказываемся в их обществе. Иногда они вступают друг с другом в сговор и на­падают на нас все одновременно, действуя с агрессией и неис­товством. Это происходит тогда, когда вожделение и другие сильные желания не удовлетворены. Эти желания ослабева­ют, когда мы развиваем отречение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.