Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Драл привлекают увлеченность и чистосердечие






Истинное творчество, то есть такое творчество, которое приносит в человеческий мир что-то подлинно новое, проистекает от связи с дралами. Многое из того, что слывет творчеством, на самом деле — лишь перепевы старых идей. Когда старые идеи преподносятся в новых формах, в результате могут возникать образы и предметы, отличающиеся красотой и полезные для человеческого общества, но лишенные истинно творческого начала. Творческий акт — это акт вдохновения, что буквально означает, что его «вдохнули» боги.

Роберт Грудин, преподающий литературу в Университете провинции Орегон, посвятил вдохновению такие проникнутые интуицией строки:

Первоначально слово «вдохновение» означало дыхание божества или душевное переживание, которое достойный человек получал от богов. В наши дни это слово обозначает ощущение внезапного озарения, которое объемлет все категории или как-то иначе преодолевает обычные стадии логического рассуждения. И хотя оба эти определения могут быть полезны, кажется, что именно старое, содержащее оттенок религиозности, несет в себе более глубокую психологическую правду. Пережить вдохновение — значит подчинить свой ум некой новой силе, мощной и безоговорочной. Пережить вдохновение — все равно, что покинуть мир усилий и ввериться неодолимому потоку, как гребец, которого выносит на быстрину, или любитель кататься на волнах, оседлавший гребень прибоя.

Многие люди искусства — художники, музыканты, поэты и писатели — говорят, что временами чувствуют, будто за них творит некая энергия, приходящая из-за пределов обычного состояния бытия. Некоторые отмечают, что эта энергия ощущается почти как существо, использующее их в качестве инструмента. В зависимости от конкретной веры эту сравнимую с существом энергию называют «божественной», или «Всевышним», или «духами».

Например, композитор Иоганнес Брамс много лет отказывался говорить о том, как он сочиняет музыку, и только ощутив близость смерти, уступил расспросам. Тогда он сказал:

Ну что ж, я расскажу вам и нашему юному другу, как я установил связь с творцом, ибо все вдохновенные мысли исходят от Бога. Почувствовав побуждение что-то сделать, я обращаюсь к моему творцу... Вслед за этим я сразу начинаю ощущать, как меня пронизывает дрожь. Это дух, приводящий в движение внутренние энергии души, и в таком состоянии экстаза я ясно постигаю то, что при обычном состоянии ума остается скрытым. После того, как я дам понять, что хочу испытать вдохновение, чтобы создать нечто такое, что будет способствовать развитию и возвышению человечества, нечто, обладающее непреходящей ценностью, — эта дрожь принимает вид определенных мысленных образов. Когда я нахожусь в этом редком состоянии вдохновения, мне открывается готовое произведение — нота за нотой.

Чтобы получить такой результат, я должен пребывать в полутрансе — в состоянии, при котором сознательный ум на время приостанавливает свою деятельность и власть переходит к подсознанию.

Рихард Штраус рассказывал: «Когда на меня такт за тактом нисходили мысли, целиком наполненные музыкой, мне казалось, что их диктуют голоса двух совершенно разных Всеведающих Существ... Я полностью сознавал, что мне помогает нечто большее, чем какая-то земная Сила, и чутко улавливал то, что мне так настоятельно советовали». Пуччини говорил: «Музыку «Мадам Баттерфляй» продиктовал мне Бог — я был просто инструментом, который записал ее на бумагу и донес до слушателей».

Поэтесса Эми Лоуэлл пишет: «Давайте сразу договоримся, что поэт — это нечто вроде радиоантенны — он способен принимать передачу на определенных волнах. Но он больше, чем антенна, потому что обладает еще и способностью превращать эти передачи в словесные образы, которые мы называем стихами... Я не слышу голосов, но слышу произносимые слова, только они произносятся беззвучно. Кажется, что слова звучат у меня в голове, хотя их никто не произносит». Писатель Томас Вулф признавался: «По правде говоря, я не могу сказать, что эта книга была написана. Что-то взяло меня и полностью овладело мной... Будто раскрылось огромное черное грозовое облако и в сполохах молний излило из своих недр бурный, неуправляемый поток. И вместе с ним родился я».

Английский поэт Уильям Блейк написал поэму «Мильтон» «прямо под диктовку, по двенадцать или двадцать или тридцать строк за раз, без всякого умысла и даже против своей воли». Философ Фридрих Ницше пишет:

Едва ли можно полностью отрицать мысль, что человек — это просто воплощение или выразитель идей, или медиум некой всемогущей силы. Представление об откровении очень просто передает это состояние; я имею в виду, что внезапно с невероятной четкостью и определенностью мы начинаем видеть и слышать нечто такое, что вызывает у нас глубочайшее потрясение и волнение... Мысль вспыхивает, как молния, — неумолимо и без колебаний — у меня никогда не было выбора... Возникает чувство, что человек совершенно не владеет собой, сопровождаемое отчетливым ощущением непрерывных приступов дрожи, сотрясающих тело с головы до ног... Все происходит совершенно помимо воли — будто взрыв свободы, независимости, силы и божественности.

Создается впечатление, что люди искусства более охотно, чем ученые, говорят об опыте переживания энергии драл и о своем ощущении, что истинное творчество — следствие освобождения от эгоистических амбиций и открытия более широкому миру. И все же кое-кто из великих естествоиспытателей и математиков тоже рассказывает о творчестве как о процессе, подразумевающем связь с энергетическими образованиями, и о вдохновении, выходящем за рамки обыденного опыта.

Так, например, Альберт Эйнштейн говорил:

Религиозно просветленным человеком представляется мне тот, кто в меру своих возможностей освободился от уз эгоистических желаний и занят мыслями, чувствами и стремлениями, которых придерживается потому, что они обладают сверхличностной ценностью. Мне кажется, что здесь важна именно сила этой сверхличностной составляющей, независимо от того, делается ли попытка объединить ее с божественной Сущностью.

В другом очерке Эйнштейн называет такую убежденность «космическим религиозным чувством» и говорит: «На мой взгляд, самая важная задача науки и искусства — пробуждать это чувство и сохранять его в тех, кто к нему восприимчив».

Эйнштейн говорил, что такая творческая интуиция посещала его «в виде более или менее ясных зрительных или подвижных образов», создававших основу «довольно туманного действа». Он отмечал, что слова, по-видимому, не играли в его творческом процессе никакой роли, за исключением более поздних стадий, когда нужно было передать свое понимание другим.

На конференции «Люди и природа», которая состоялась в Институте Наропы в 1991 году, видный физик Джордж Сударшан сказал, что в момент важного открытия ощущается не душевный подъем, а «дрожь в коленках», то есть страх, смешанный с изумлением. В эти мгновения творчества, отмечал Сударшан, чувствуешь не авторство, а скорее внезапную связь ума и тела. Мы не творим — мы обнаруживаем, мы ловим. Внезапно мы оказываемся в состоянии наблюдателя. Это может случаться во многих повседневных ситуациях, когда происходит внезапное объединение со своим окружением.

Немецкий математик Иоганн Фридрих Карл Гаусс, которого считают одним из величайших математиков всех времен, два года бился над доказательством теоремы. «Наконец, два дня назад, — писал он, — ко мне пришел успех, но не благодаря моим многотрудным усилиям, а милостию Божьей. Загадка разрешилась сама собой, как внезапная вспышка молнии. Я не могу назвать то связующее звено, которое соединило известное мне прежде с тем, что принесло мне успех».

Не нужно быть гением или исключительным талантом, чтобы, занимаясь любимым делом, почувствовать вдохновение драл. Люди, чьи слова мы здесь привели, обнаружили, что значит быть беззаветно преданным любимому делу. Увлеченность, преданность, упорный труд и готовность к игре — вот что подготавливает почву для вдохновения. Если мы относимся к своему делу именно так, это сказывается на всем, чем мы занимаемся. Предаваясь делу беззаветно, с искренней увлеченностью, мы притягиваем драл. Увлечением может стать садоводство или столярное дело, литература, сочинение музыки или научные исследования. Это может быть что-то совсем простое — утренние прогулки с собакой или приготовление обеда для всей семьи. Что бы это ни было, увлеченность и полная погруженность объединяют сердце, ум и тело в единой деятельности. Мы сосредоточены, мы не даем энергии утекать впустую, вяло предаваясь глупым развлечениям. Мы ощущаем гармонию и нежную силу.

Есть дралы, связанные с человеческой деятельностью — стряпней, сочинением музыки и стихов, сельским хозяйством, изготовлением мебели и постройкой жилища. Дралам нравится все, в чем есть энергия. Им нравится все, что любят, о чем заботятся, к чему относятся как к святыне. Когда вы вкладываете во что-то энергию, она остается там. Она заключена в предмете: в произведении искусства, которое вышло из ваших рук, в блюде, которое вы приготовили, в цветочной клумбе, за которой вы ухаживаете. Эта энергия лучится наружу, как свет маяка, притягивая еще большую энергию, иначе говоря, драл. Это в точности тот же принцип, что и магнетизм. Дралы есть разновидность энергии, до сих пор не знакомая ученым: сплав духовно-психологической энергии с физической. К дралам применимы те же принципы, которые применимы и ко всем остальным разновидностям энергии — например, подобное притягивает подобное. Положительная энергия нашей заботы и внимания притягивает положительную энергию драл. Это нечто вроде резонанса. Если тронуть гитарную струну, струны находящейся рядом гитары войдут в резо-нанс с нотой, взятой на первом инструменте.

Дордже Драдул говорил: «Дралы — это стихии реальности — вода воды, огонь огня, земля земли — все, что связывает вас со стихийностью реальности, все, что напоминает вам о глубине ощущения. Дралы живут в камнях и деревьях, в горах и снежинке, в комке земли... Что бы в жизни вы не встречали, везде есть дралы». Дралы непостижимы, и тем не менее реальны. Их привлекает сила, безупречность, конь-ветер, увлеченность и любое сосредоточие энергии. Они оказывают помощь и защиту течению энергии на земле, в небесах и в человеческом сердце. Прислушайтесь — и вы всегда услышите их. Дралы порождают гром и молнии, землетрясения и пожары. Дралы — это зной в знойную ночь. Они присутствуют в качествах вещей.

Найдите место, где водятся птицы. Сядьте, расслабьтесь и, сосредоточившись на дыхании, несколько минут выполняйте сидячую практику внимательности. Теперь посмотрите на птицу. Смотрите спокойным, мягким, рассредоточенным взглядом. Обратите внимание на то, как птица двигается, особенно на те моменты, когда она отрывается от ветки и взлетает, или на внезапные смены направления полета. Постарайтесь ощутить это движение, эти перемены в собственном теле.

Возьмите камень и ощутите его тяжесть, давящую на вашу ладонь. Попробуйте сжать его в кулаке и ощутить его твердость и неуступчивость. Лягте на землю, пусть тело расслабится. Ощутите, что вы растворяетесь в земле. Пусть земля поддерживает вас — ощутите ее твердость, то как она несет вас на себе и заботится о вас, ощутите, что вы часть земли, что твердость и реальность земли— это часть вас. Постойте под дождем, ощутите его влажность, то как вода очищает и освежает. Возьмите в руку комок грязи, стисните — так, чтобы она просочилась сквозь пальцы, почувствуйте, как вода связывает частицы земли. Ощутите, как кровь струится по телу, ощутите в себе качество воды. Лягте на спину и посмотрите в небо. Ощутите вокруг себя бескрайнее открытое пространство — пусть ваша осознанность выйдет в пространство. Ощутите, что пространство, как и земля и небо, — это часть вас, а вы — часть их. Именно так, а не из книг можно ощутить присутствие драл стихий. Дордже Драдул поощрял учеников, идущих путем Шамбалы, к занятиям садоводством и загородным прогулкам. Однажды, проводя годичное затворничество, он решил в четыре часа утра прокатиться по сельской местности на машине. Стоял на редкость морозный февраль. Мы медленно шли к машине, холодный ветер швырял снег нам в лицо. Когда, наконец, мы добрались до машины, я трясся от холода, ощущая раздражение и полное отсутствие энтузиазма. Залезая в машину, Дордже Драдул взглянул на меня с довольной, но слегка насмешливой улыбкой и сказал:

— Если хочешь отдохнуть, нужно отправиться на природу.

— Чтобы ощутить реальность, сэр? — засмеялся я,

— Вот именно, — со значением ответил он.

Священный мир — это повседневная-жизнь-как-искусство в действии. Можно ощутить присутствие драл, распространив видение художника на обыденную жизнь, — когда мы не смотрим, а видим, не слушаем, а слышим. Различие между видеть и смотреть сформулировал Фредерик Франк в своей книге «Дзэнское видение, дзэнский рисунок». Он пишет: «Существует огромная разница между тем, когда мы просто смотрим на мир и когда мы видим его. Смотреть на предметы и живых существ может любой кот или крокодил, но только мы, люди, обладаем способностью видеть. Несмотря на то, что под влиянием бесконечного потока фото- и электронных изображений, который обрушивается на нас каждый день, многие из нас утратили этот дар — видеть, — его можно освоить заново и научиться снова и снова воспроизводить акт видения вещей в первый раз всякий раз, когда мы на них смотрим». Франк приводит высказывание Рудольфа Арнхейма: «В этой стране каждый ребенок, идущий в начальную школу, вступает в период обучения эстетической отчужденности, длящийся от двенадцати до двадцати лет. Глаза по-прежнему есть, только они больше не видят». Франк приводит слова дзэнского мудреца Хуэй-нэна: «Смысл жизни — видеть», и добавляет: «Заметьте — не смотреть, а видеть!».

Похожее отличие делает и Дордже Драдул.

Когда вы смотрите, это ваша первая связь с миром, и если у вас возникает какое-то сомнение, она становится неуверенной или шаткой. Вы смотрите — и чувствуете неуверенность или тревогу, потому что не доверяете своему зрению. Поэтому иногда хочется закрыть глаза. Вам больше не хочется смотреть. Но вся суть в том, чтобы смотреть правильно. Увидьте цвета: белый, черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый. Смотрите — это ваш мир! Вы не можете не смотреть. Другого мира нет. Это ваш мир. Это ваш пир. Вы это унаследовали — эти глаза, этот красочный мир. Посмотрите на величие всего этого. Смотрите! Оставьте колебания — смотрите! Откройте глаза. Не щурьтесь — смотрите, смотрите, смотрите лучше. Тогда вы сможете что-нибудь увидеть.

Прислушавшись, вы сможете услышать драл, услышать их любовь. Наши глаза тоже могли бы увидеть эти образы, но мы смотрим слишком пристально. Поэтому для начала нужно расслабить зрение. Для большинства из нас зрение — дело привычное, звук же бывает неожиданным: клич гагар, пронзительный вой сирены и клаксоны такси, даже шум уличного движения, с которым приходится мириться.

Если прислушаться, можно услышать самые дикие звуки. Можно делать такую практику — слушать и слышать. Послушайте записи голосов гагар и китов и услышьте их песни. Послушайте и услышьте, как капает вода из крана, как булькает каша, как галдят дети. Выйдите на воздух и послушайте. Послушайте и услышьте лягушек, электричество, потрескиванье энергии, любовные крики фазанов в кустах. Послушайте и услышьте образы, услышьте молчание камней и деревьев, густо усыпанных цветами рододендронов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.