Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые нормы и санкции, групповое давление

К психологическим характеристикам группы мы будем относить такие групповые образования, как:

· групповые интересы;

· групповые потребности;

· групповые нормы;

· групповые ценности;

· групповое мнение;

· групповые цели;

· групповое давление.

Групповые нормы (от лат. norma – руководящее начало, точное предписание, образец) – это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна (Н.Н. Обозов).

Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, т. к. любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические (выработанные именно данной группой). Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы. Иногда групповые нормы выполняют в определённом смысле консервативную роль. Так, групповые нормы, принятые в корпоративных группировках, жёстко и однозначно регламентируют практически все без исключения действия членов группы. При этом они блокируют процессы как группового развития, так и личностного становления членов такой общности.

Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называются групповыми санкциями. Как указывает Г.М. Андреева, система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть:

· положительными и отрицательными;

· формальными и неформальными;

· непосредственными и опосредованными.

Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы.

При изучении характеристик группы психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. В связи с этим выделяют следующий признак группы – групповое давлениедействия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями (системой ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей) окружающих. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформности (или конформного поведения).

Групповая динамика – это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.

Т. о., важно исследовать то, что происходит в малой группе, как она формируется и развивается. Так, Г.М. Андреева отмечает, что малой группе объективно присущи следующие процессы:

· образование группы;

· лидерство и принятие групповых решений;

· развитие отношений в группе.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несёт в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

1). В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу. Причём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.

2).В социально-психологическом смысле лидерство и руководствоэто механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы. В социальной психологии существуют следующие различия между лидером и руководителем:

· Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные.

· Во-вторых, лидер является представителем своей группы, её членом (элемент микросреды). Руководитель же входит в макросреду (элемент макросреды), представляет свою группу на более высоком уровне социальных отношений.

· В-третьих, лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, так как групповые процессы не всегда предсказуемы. Руководство – процесс целенаправленный и запланированный. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство.

· В-четвёртых, руководитель в процессе влияния на подчинённых имеет значительно больше санкций, чем лидер. Если лидер может использовать только неформальные санкции, то руководитель имеет возможность применения как формальных, так и неформальных санкций.

· В-пятых, принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем опосредованно. Ведь лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. А руководитель использует большой объём как внутренней, так и внешней информации.

Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен. В противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Авторитет – это совершенно особый вид влияния на людей. Он выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Все харизматические личности были, безусловно, авторитетны. В психологии чаще других выделяют подлинный и ложный типы авторитетов.

· Подлинный авторитет человека является прямым следствием его деятельности и отношений с другими людьми.

· Ложный авторитет возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми посредством ухищрений, лицемерия, социальных игр (Э.Берн), т. е. действий со скрытыми мотивами. В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей. Но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным. Ведь явные манипуляции скрыть чрезвычайно трудно.

Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е гг. К.Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Стиль лидерства – это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.

Основные феномены межличностного общения и общения в группе, их природа

Идентификация понимается как отождествление 1) себя с другим человеком и уподобление тем или иным его характеристикам и 2) другого с собой, проекция своих характеристик на него.

Рефлексия как самопознание в процессе общения – «я, мои представления и отношения глазами других».

Стереотипизация – приписывание сходных характеристик всем членам социальной группы без достаточного осознания различий между ними. Стереотип – относительно устойчивый упрощенный образ социального объекта (себя, другого, группы, события), принятый в данной культуре или обобщающий в себе личный опыт субъекта, проявляющийся при нехватке информации. Обобщенность стереотипа позволяет ускорить ориентировку в окружающем, информационная ограниченность же может искажать восприятие и оценку окружающего.

Каузальная атрибуция – интерпретация поступков, чувств и мыслей другого человека, приписывание им определенных причин и мотив на основе своего прошлого опыта.

Аттракция – процесс возникновения эмоциональной привлекательности одного субъекта для другого. Закономерности формирования аттракции основываются на принципах сходства и дополнения характеристик субъектов, пространственно-временной «близости» субъектов и др.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, «эмоциональная идентификация», разделение его эмоционального состояния.

Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации).

Эффект «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. «Эффект первичности» срабатывает в отношении незнакомых людей. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформность констатируется, когда существующий конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы.

Различают:

а) внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться;

б) внутреннюю (подлинный конформизм) – индивид действительно принимает мнение большинства.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформностью наоборот). Негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист же имеет свой, независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он относится с уважением и к мнениям других людей. Но поступать он будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в 1951 году в экспериментах С. Аша, которые считаются классическими. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Каждому испытуемому в правую и левую руки давали две карточки. На карточке в левой руке был изображён один прямой отрезок, на карточке в правой руке – три отрезка (только один из них был равен по длине отрезку на карточке в левой руке). Испытуемые должны были решить, какой из отрезков на карточке в правой руке равен по длине отрезку, изображённому на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Когда же задание решали группой, экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента кроме одного («наивного субъекта»). Все члены «подставной группы» заведомо давали неправильный ответ. Последним спрашивали «наивного субъекта». Важно было выяснить, устоит ли он в собственном мнении или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» продемонстрировали конформное поведение. Впоследствии все испытуемые говорили, что мнение большинства давит очень сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять группе тяжело: всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Существуют многочисленные модификации классической методики С.Аша, но суть её остаётся неизменной – это метод «подставной группы».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
г. Асино, ул. Ленина, 56, телефон 2-36-28 | Глава 1. Марс и Венера на свидании




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.