Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические методы криминологических исследований.






 

Психологические методы дают возможность получить более обстоятельную характеристику личности преступника, дать кач-ую и колич-ую оценку внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, что, в частности, важно для классификации и типологии преступников.

В криминологии используются социометрия и тестирование.

Социометрия изучение эмоционально-психологических связей м. людьми в группе. Социометрия (Socius - товарищ, соучастник и metrum – измерение). С помощью социометр-го метода можно получить «снимок» динамики внутренних взаимоотношений в группе, дать колич-ую и кач-ую оценку внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, выявить хар-р взаимоотношений, определить симпатии и антипатии внутри группы, наличие лидерства, группировок.

В основе - социометрический опрос – необходимый набор?, кот. задаются опрашиваемым (испытуемым) с целью выявления взаимоотношений с др. членами группы.

Преимущества: простота и скорость осуществления исследовательских процедур (опрос членов группы с целью выявления их желания / нежелания совместно учиться, работать).

В криминологии социометрия как метод познания применяется при исследовании криминолог. проблем сем-ых отношений. Социометрический метод м.б. использован при изучении ряда проблем криминологии, при исследовании эффективности мер угол. наказания (лишение свободы, исправительные работы), института соучастия. С его помощью могут производиться изменения в составе группы отбывающих наказание в ИУ, ликвидироваться конфликтные ситуации.

Психологическое тестирование изучение личности с помощью тестов. Тест (test – пробы, испытание) – задание, использ-ое для различных целей: проверки уровня интеллект-го развития, определения степени одаренности детей, проф. пригодности, для выявления личностных особенностей. Наиболее распространены тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.

В криминологии при изучении личности преступника применяются прожективные (аффективные) тесты. Предназначены для выявления личностных установок, т.к. провоцируют чела на то, чтобы он их раскрыл. -тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции – ТАТ (испытуемый должен по предъявленной фотографии придумать рассказ), тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты с помощью рисунков. Пример последний тест: ребенка просят нарисовать родителей, чья фигура нарисована более крупной – отца /матери, вывод, кто доминирует в семье.

Тест, изучающий правосознание: излагается случай, кот. допускает разные толкования как самого факта, так и? права, и предлагается сделать выбор м. возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать 1 из 10 возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от нее, расторгнуть брак.

Личностные опросники построены по принципу самооценки челом самого себя. Среди них тест «ММРI», содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: 1 определяет уровень тревожности личности, 2 – степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности, а также тип темперамента.

Результаты психологических исследований важны для изучения личностных причин преступного поведения, разработки мер индивидуальной профилактики и ресоциализации осужденных. В ряде случаев объяснение преступного поведения м.б. найдено с помощью методов патопсихологии.

Тестирование является разновидностью метода опроса. Тест - задача, вопросы и ситуации, кот. разрабатывает исследователь и ставит перед исследуемой лицом. Цель тестирования - установлении психологических характ-к личности преступника: интеллектуальных возможностей как индивида, творческих способностей, склонности к риску, самоконтроля, жестокости, скор. реагирования в ЧС.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.