Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По подготовке к зачетному занятию






УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ПО ГЕНЕТИКЕ ЧЕЛОВЕКА

(ПОДГОТОВКА К СЕМЕСТРОВОМУ ЗАЧЕТУ)

 

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

 

 

Владивосток 2009

ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра биологии с курсами ботаники и экологии

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Методические указания

по подготовке к зачетному занятию

«Генетика человека»

(для студентов)

1 курс, 1 семестр

 

 

Утверждены

на методическом совещании кафедры

от ________________2009г.

Протокол №

 

Составитель:

Рецензент:

 

Владивосток 2009

 

Содержание

  Введение  
1. Вопросы и ответы  
1.1. Основы генетики человека, как предмет; задачи +
1.2. Трудности изучения генетики человека +
1.3. Методы изучения генетики человека +
1.4. Клинико-генеалогический метод +
1.5. Характеристика типов наследования. Схемы родословных каждого типа +
1.6. Близнецовый метод +
1.7. Близнецы. Механизм возникновения однозиготных и дизиготных близнецов +
1.8. Биохимический метод +-
1.9. Классификация болезней обмена веществ +-
1.10. Кариотип. Идиограмма. +
1.11. Цитогенетический метод. +
1.12. Механизмы возникновения хромосомных болезней +
1.13. Классификация хромосомных болезней +
1.14. Иммуногенетический метод +
1.15. Дерматоглифика  
1.16. Медико-генетическое консультирование +
1.17. Методы пренатальной диагностики врожденных пороков развития +
1.18. Показания к пренатальной диагностики +
1.19. Евгеника +
1.20. Методы лечения генетических болезней  
1.21. Методы профилактики генетических болезней  
1.22. Программа оптимального планирования семьи  
2. Алгоритмы решения ситуационных задач  
2.1. Составление и анализ родословных +-
2.2. Конкордантность, коэффициент наследуемости (Хольцингера)  
2.3. Механизмы возникновения хромосомных болезней: +-
2.3.1. Хромосомные болезни в системе половых хромосом  
2.3.2. Хромосомные болезни в системе аутосомных хромосом  
2.3.3. Механизмы возникновения хромосомные болезни в системе половых хромосом и аутосом  
2.4. Анализ идиограмм наследственных болезней +-
2.5. Ситуационные задачи медико-генетического консультирования  
3. Ответы с решением контрольных задач  
4. Краткий словарь +-
5. Приложение 1. Хромосомные болезни +
6. Приложение 2. Генные болезни +
7. Приложение 3. Дерматоглифика +
8. Тестовый контроль  
9. Ответы тестового контроля  

 

Введение

Человек, как и все живое на Земле, подчиняется общим законам наследственности. Но генетические особенности человека нельзя изучать с помощью основного метода генетики – генетического анализа. Сейчас разработаны специальные методы изучения наследственности человека. Генетика человека приобретает огромное значение. 10% новорожденных имеют наследственные дефекты. 88% болезней связаны с наследственной предрасположенностью. Номенклатура наследственных болезней 4300. Лечение многих наследственных болезней до сих пор не разработано. Наследственные болезни нуждаются в профилактике. Поэтому очень важно знать вероятность рождения больных детей в семье, широко использовать методы амниоцентеза, но познать все 3500 болезней очень трудно. Поэтому к диагностике и профилактике наследственных болезней надо подходить с точки зрения метода генетики человека. Каждый врач (а педиатр особенно) должен знать методы генетики человека.

 

 

Значение раздела генетики человека в базисном медицинском образовании ВГМУ.

ЦЕЛЬ методической разработки: Дать краткие, но четкие ответы на поставленные вопросы, показывающие не только знания студента по данному разделу, но и умение пользоваться полученными знаниями.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ K ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ

«Генетика человека»:

1. Основы генетики человека, как предмет; задачи
2. Трудности изучения генетики человека
3. Методы изучения генетики человека
4. Клинико-генеалогический метод
5. Характеристика типов наследования. Схемы родословных каждого типа
6. Близнецовый метод
7. Близнецы. Механизм возникновения однозиготных и дизиготных близнецов
8. Биохимический метод
9. Классификация болезней обмена веществ
10. Цитогенетический метод
11. Классификация хромосомных болезней
12. Иммуногенетический метод
13. Дерматоглифика
14. Медико-генетическое консультирование
15. Показания к исследованию полового хроматина
16. Показания к кариотипированию
17. Методы пренатальной диагностики врожденных пороков развития
18. Показания к пренатальной диагностики
19. Евгеника
20. Методы лечения генетических болезней
21. Методы профилактики генетических болезней
22. Программа оптимального планирования семьи

 

Определение умений и навыков студентов:

1. Решение ситуационных задач.

2. Составление и анализ родословной:

а) составить родословную по анамнезу;

б) составить родословную по определенному типу наследования с заданными особенностями;

в) проанализировать графическое изображение родословной.

3. Анализ результатов исследования близнецов:

а) расчет конкордантности;

б) расчет коэффициента наследственности (Н) и коэффициента влияния среды (Е) по К. Хольцингеру.

4. Описание дерматоглифов. Анализ узоров ладоней и пальцев.

5. Механизмы возникновения синдромов: моносомии по Х-хромосоме (синдром Шерешевского-Тернера), трисомии по Х-хромосоме, Клайнфельтера, ХУУ, Дауна, Эдвардса, Патау, тетрасомия по Х-хромосоме, робертсоновской транслокации 21/21, 15/15, 18/18.

6. Цитогенетическое описание синдрома по идиограмме:

а) описание кариотипа идиограммы по таблице;

б) определить название синдрома;

в) дать морфофункциональные особенности данного синдрома.

 

Глава 1. Вопросы и ответы.

Рассматриваем основные вопросы генетики человека, чтобы сформировать у студента определенное мышление – медика и подготовить базу для восприятия курса «Медицинская генетика».

 

Вопрос 1. Основы генетики человека, как предмет; задачи.

 

ОТВЕТ. Генетика человека изучает явления наследственности и изменчивости в популяции людей, особенности наследования признаков в норме и изменения их под действием условий среды обитания.

Цель медицинской генетики это разработка методов:

· диагностики,

· лечения,

· профилактики наследственных заболеваний человека.

Задачи генетики человека:

1. Определение полной нуклеотидной последовательности ДНК генома человека, локализация генов в хромосомах; создание банка генома человечества.

2. Ранняя диагностика наследственных аномалий с помощью методов пренатальной диагностики и экспресс-методов.

3. Пропаганда необходимости медико-генетического консультирования и внедрения в массы.

4. Разработка и внедрение методов генной терапии наследственных аномалий на основе генной инженерии.

5. Выявление мутагенных, канцерогенных и тератогенных факторов (генетически опасных факторов) среды обитания человека; разработка методов нейтрализации этих факторов.

 

Вопрос 2. Трудности изучения генетики человека.

 

ОТВЕТ. Человек как объект генетического изучения имеет большую специфику, поэтому возникает ряд трудностей в изучении его наследственности, изменчивости и не только этического порядка.

Трудности изучения генетики человека.

1. Большое количество хромосом, генов и групп сцепления в кариотипе человека. Пенетрантность и экспрессивность проявления генов.

2. Невозможность использования гибридологического анализа Менделя и ограниченность в применении других экспериментальных исследований на популяции людей.

3. Позднее половое созревание; один исследователь в течение своей жизни может проанализировать только три поколения одной семьи.

4. Мало рождается детей в семье. Например, в 18, 19 веках в семье рождалось до 16 детей, в настоящее время 1-5 детей, а Мендель исследовал тысячи потомков от одной родительской пары.

5. Невозможность проведения прямых экспериментов.

6. Невозможность обеспечения одинаковых и строго контролируемых условий для развития потомков от разных браков.

 

Несмотря на указанные обстоятельства, за последние годы генетика человека достигла значительных успехов. Генетика человека на сегодня изучена лучше, чем генетика других организмов, например млекопитающих, благодаря потребностям медицины и общества, а также разнообразным современным методам исследования.

 

Вопрос 3. Методы изучения генетики человека.

 

ОТВЕТ. История изучения генетика человека уходит в века. Как наука, она сформировалась в XIX веке и ее родоначальником считают Ф. Гальтона. Особенность современного этапа генетического изучения человека определяется широким использованием молекулярно-генетических, биохимических, цитогенетических и других новейших методов исследования.

Методы исследования генетики человека:

1. Клинико-генеалогический метод – метод составления и анализа родословных.

2. Близнецовый метод – метод использующий близнецов для выявления первичности влияния условий среды или генотипа на проявление определенного признака.

3. Биохимический метод – изучает наследственные болезни обмена с помощью биохимических методов.

4. Цитогенетический (цитологический) метод – изучает хромосомные болезни.

5. Популяционно-статистический метод – изучает колебания частот аллелей в популяции людей.

6. Дерматоглифический метод – изучает узоры на теле и их роль в предопределении некоторых наследственных заболеваний.

7. Иммуногенетический метод – изучает фактора иммунитета и тканевой совместимости.

8. Метод рекомбинантной ДНК – метод позволяющий анализировать фрагменты ДНК, находить и изолировать отдельные гены, сегменты генов и устанавливать в них последовательность нуклеотидов.

А) Метод клонирования ДНК – метод позволяющий изолировать отдельные гены или их части, транскрибировать, создавая их многочисленные копии, транслировать изолированные гены. Это стало возможным благодаря открытию ферментов-рестриктаз.

Б) Гибридизация нуклеиновых кислот – метод позволяющий идентифицировать порядок нуклеотидных последовательностей в ДНК.

9. Методы генетики соматических клеток – использует культивирование соматических клеток, чаще фибробластов и лимфоцитов крови для появления клонов клеток и их генетического анализа.

10. Биологическое моделирование – позволяет изучать поведение ряда аномалий человека на лабораторных животных.

11. Математическое моделирование – метод создания и изучения математических моделей. Мониторинг поведения сцепления генов у человека.

 

Вопрос 3. Клинико-генеалогический метод.

 

ОТВЕТ. Основой метода является составление родословной и ее последующий анализ. Впервые он был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году.

Этапы генеалогического анализа:

1. Анамнез, сбор данных по определенным признакам обо всех известных родственниках обследуемого человека (сбор семейных сведений).

2. Составление и графическое изображение родословной.

3. Анализ родословной и заключение.

 

Сложность метода заключается в том, что необходимо не только знать хорошо свое генеалогическое древо, но и особенности жизни, характер работы, условия местожительства, заболевания родственников.

Возможности метода и области его применения:

I. Позволяет определить:

1. Наследуется ли анализируемый признак.

2. Тип наследования: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, доминантный сцепленный с полом (Х-хромосомой), рецессивный сцепленный с полом (Х-хромосомой), голандрический (сцепленный с Y-хромосомой).

3. Зиготность членов родословной.

4. Пенетрантности и экспрессивность генов анализируемого признака.

5. Вероятность рождения ребенка с анализируемым признаком.

6. Вероятность проявления анализируемого признака у пробанда (некоторые заболевания могут проявляться после 30 – 40 лет).

II. Используется в медико-генетическом консультировании.

 

Вопрос 5. Характеристика типов наследования. Дать родословные каждого типа.

 

ОТВЕТ. Известно пять типов наследования признаков:

ü аутосомно-доминантный,

ü аутосомно-рецессивный,

ü доминантный сцепленный с полом (Х-хромосомой),

ü рецессивный сцепленный с полом (Х-хромосомой),

ü голандрический (сцепленный с Y-хромосомой).

ü

I. Характерные черты аутосомно-доминанного типа наследования:

 

1. Больных (с признаком) в родословной много.

2. Больные (с признаком) встречаются в каждом поколении.

3. У больных детей всегда один или оба родителя больны (имеют анализируемый признак).

4. В равной степени болеют как мужчины, так и женщины.

5. Заболевание просматривается как по вертикали, так и по горизонтали.

Рис. Родословная с аутосомно-доминантным типом наследования

 

II. Характерные черты аутосомно-рецессивнного типа наследования:

 

1. Больных (с признаком) в родословной мало.

2. Больные (с признаком) встречаются не в каждом поколении.

3. У больных детей могут быть здоровые родителя (не имеющих анализируемый признак).

4. В равной степени болеют как мужчины, так и женщины.

Дополнение. Если оба родителя больны, то все дети больны и больных в родословной много.

 

 

Рис. Родословная с аутосомно-рецессивным типом наследования

 

 

III. Характерные черты доминантного сцепленного с полом (Х-хромосомой) типа наследования:

 

1. Больных (с признаком) в родословной много.

2. Больные (с признаком) встречаются в каждом поколении.

3. У больных детей всегда один или оба родителя больны (имеют анализируемый признак).

4. Чаще болеют женщины.

5. У больного отца все дочери больны.

6. Если больна мать, то 50% детей больные независимо от пола.

7. Заболевание просматривается как по вертикали, так и по горизонтали.

 

 

Рис. Родословная с доминантным сцепленным с полом (Х-хромосомой) типом наследования

 

IV. Характерные черты рецессивного сцепленного с полом (Х-хромосомой) типа наследования:

 

1. Больных (с признаком) в родословной мало.

2. Больные (с признаком) встречаются не в каждом поколении.

3. У больных детей могут быть здоровыми родителя (не имеют анализируемый признак).

4. Чаще болеют мужчины.

5. У больной матери все сыновья больны.

6. Если больна дочь, то отец обязательно болеет, а мать может быть носительницей.

 

 

Рис. Родословная с рецессивным сцепленным с полом (Х-хромосомой) типом наследования

 

 

V. Характерные черты голандрического (Y-хромосомой) типа наследования:

 

1. Болеют только мужчины.

2. Больные в каждом поколении.

3. У больного отца все сыновья больные.

4. Заболевание передается по мужской линии.

 

 

Рис. Родословная с голандрическим (Y-хромосомой) типа наследования

 

Вопрос 6. Близнецовый метод.

 

ОТВЕТ. Близнецовый метод изучения генетики человека введен в медицинскую практику Ф. Гальтоном в 1876 году. Он предложил использовать метод анализа близнецов для разграничения роли наследственности и среды в развитии различных признаков у человека (ввел альтернативные понятия «природа» и «воспитание»).

Этот метод позволяет определить роль генетического вклада в наследование сложных признаков, а также оценить действие влияния таких факторов, как воспитание, обучение, профилактика заболеваний и т.д.

Исследователь работает с парами близнецов, изучая у них наличие и степень выраженности интересующего его признака, сопоставляя:

· монозиготных (однояйцовых) близнецов (МБ) с дизиготными (двуяйцовыми) – ДБ;

· партнеров в монозиготных парах между собой;

· данных анализа близнецовой выборки с общей популяцией.

Близнецовый метод включает в себя:

а) подбор близнецовых пар;

б) определение зиготности близнецов, основанное на анализе наиболее изученных моногенных признаков (группы крови, лейкоцитарные антигены, чувствительность к горькому вкусу фенилтиомочевины). Если у обоих близнецов по этим признакам нет различий, их считают монозиготными. Наиболее достоверный критерий монозиготности – свободная приживляемость трансплантантов;

в) сопоставление групп моно- и дизиготных близнецов по изучаемому признаку. При этом определяется коэффициент парной конкордантности (К), указывающий на долю близнецовых пар, в которых исследуемый признак проявляется у обоих партнеров (конкордантность – степень сходства, дискордантность – степень несходства).

С К= -------, С+Д где: С – число конкордантных пар; Д – число дискордантных пар.


Если у монозиготных близнецов «К» высок, а у дизиготных – низок, считают, что доминирующая роль в определении признака принадлежит наследственным факторам. При близких значениях «К» у моно- и дизиготных близнецов считают, что признак развивается в основном под действием внешней среды. Если значение «К» у монозиготных близнецов невысоко, но существенно выше, чем у дизиготных близнецов, считают, что в формировании признака сыграли роль, как факторы внешней среды, так и факторы генетической природы, т.е. к развитию признака имеется определенная наследственная предрасположенность. Для оценки роли наследственности и среды в развитии какого либо признака используют формулу Хольцингера:

КМБ % – КДБ % Н=------------------------, 100% – КДБ % Н – доля наследственности, КМБ % - конкордантность монозиготных близнецов, КДБ % - конкордантность дизиготных близнецов.

Если «Н» приближается к 0, считают, что признак развивается исключительно под действием факторов внешней среды; 100% › Н ›70% -признак развивается под действием генетических факторов; 40% › Н ›70% - признак развивается под действием факторов внешней среды на фоне генетической предрасположенности.

 

Вопрос 7. Близнецы. Механизм возникновения близнецов.

ОТВЕТ. Близнецы – это дети одной беременности. Они бывают однояйцовые и двуяйцовые.

Однояйцовые близнецы или монозиготные развиваются из одной зиготы. Зигота дробится на два бластомера и из каждого развивается самостоятельный организм. Эти организмы идентичны между собой (обладают одинаковыми генотипами), потому что

· дробление происходит по типу митоза,

· биологический смысл митоза: дочерние клетки идентичны по наследственной информации между собой и материнской клеткой.

  I.Зародышевые оболочки у эмбрионов отделены.  
II.Общий только хорион.  
III.Общая амниотическая полость  

Рис. 2.Схематический рисунок, иллюстрирующий зависимость между временем разделения зародыша человека, образованием монозиготных близнецов и их взаимоотношениями с зародышевыми оболочками (Гилберт, 1991).

Особую группу среди монозиготных близнецов составляют необычные типы близнецов:

· двухголовые (обычно летальные случаи),

· каспофаги («сиамские близнецы»), связанные тканевой перемычкой шириной около 10 см, простирающиеся от конца грудины почти до пупка, и другие аномалии.

Рождение однояйцовых близнецов часто передается по женской линии.

Двуяйцовые или дизиготные близнецы развиваются из двух зигот. В результате оплодотворения двух разных яйцеклеток разными сперматозоидами, которые развиваются в матке одновременно. С генетической точки зрения они сходны между собой как обычные братья и сестры.

Рождение двуяйцовых близнецов часто встречается:

- у поздно родящих матерей;

- очень молодых матерей;

- принимавших долгое время химические противозачаточные средства.

Возможно, нарушение гормонального баланса у женщин этих трех групп может приводить к овуляции единовременно нескольких овоцитов II – порядка.

  оплодотворение     }зиготы   Два близнеца в матке   Рис. 2. Образование моно- (1) и дизиготных близнецов (2).    

 

Общая частота рождения близнецов составляет 1%, приблизительно 1/3 их приходится на монозиготных близнецов.

 

Вопрос 8. Биохимический метод.

ОТВЕТ. Биохимическим методом изучаются наследственные болезни обмена. Эти заболевания возникают в результате генных (точечных) мутаций, поэтому часто такие заболевания обмена называют генными болезнями. Для диагностики у больных изучают биологические жидкости: кровь, лимфу, мочу, околоплодную (амниотическую) жидкость.

Метод позволяет выявить:

· наследственные болезни обмена веществ,

· гетерозиготных носителей рецессивных генов.

Биохимические методы основаны на изучении активности ферментных систем (либо по активности самого фермента, либо по количеству конечных продуктов реакции, катализируемой данным ферментом). Они позволяют выявлять генные мутации – причины болезней обмена веществ (например, фенилкетонурия, серповидно-клеточная анемия).

С помощью биохимических нагрузочных тестов можно выявлять гетерозиготных носителей патологических генов, например, фенилкетонурии. Исследуемому человеку вводят внутривенно определенное количество аминокислоты фенилаланина и через равные промежутки времени определяют его концентрацию в крови. Если человек гомозиготен по доминантному гену (АА), то концентрация фенилаланина в крови довольно быстро возвращается к контрольному уровню (определяется до введения фенилаланина), а если он гетерозиготен (Аа), то снижение концентрации фенилаланина идет вдвое медленнее. Аналогично проводят тесты, выявления предрасположенности к сахарному диабету, гипертонии и др. болезням.

Показания к исследованию биохимическим методом наследственных болезней обмена:

1. непереносимость некоторых продуктов питания, лекарственных препаратов;

2. нарушение пищеварения;

3. рвота после приема пищи;

4. нарушение умственного развития;

5. нарушение психического статуса;

6. нарушение физического развития;

7. судороги, мышечная гипо- или гипертония, нарушение походки и координации движений;

8. нарушение пигментации покровов тела, желтуха, гипо- или гиперпигментация.

Принципы диагностики болезней обмена веществ:

· молекулярный:

- массовый скрининг,

- селективный скрининг;

· клеточный;

· организменный.

 

Массовый скрининг – выявление лиц с наиболее часто встречающимися наследственными заболеваниями среди здоровых людей (ФКУ, аномалии развития нервной трубки, болезнь Дауна, врожденный гипотиреоз, адреногенитальный синдром).

 

Селективный скрининг – проверка биохимических аномалий обмена у пациентов, у которых подозревают генные наследственные болезни.

 

Например, в районах с повышенной частотой встречаемости фенилкетонурии всем новорожденным проводят массовый скрининг для предварительной диагностики фенилкетонурии. Всем новорожденным в пеленки заворачивают полоску фильтровальной бумаги, смоченной 10% раствором FeCl 3 т.е. химический экспресс метод. При положительной реакции от мочи (в ней присутствует фенилпировиноградная кислота) фильтровальная бумага окрашивается в зеленый цвет. Для окончательного подтверждения этого диагноза используют хроматографический анализ крови (селективный скрининг) для новорожденных с положительной реакцией на 10% раствором FeCl 3, дающий более точные результаты. Таким образом, скрининг программа предусматривает двухэтапное обследование.

Начиная с 70-х годов, скрининг тесты для выявления некоторых наследственных болезней обмена введены в ряде стран, в том числе и у нас в стране.

Условия для проведения скрининг программ:

1. заболевание часто встречается;

2. есть методы для коррекции этого наследственного дефекта;

3. качественные тесты массового скрининга должны быть недорогими, доступными, не давать ложноотрицательных ответов.

Массовый скрининг у нас обычно проводят для фенилкетонурии (частота в популяции 1/10000), галактоземии (частота в популяции 1/16000), муковисцедозу (1/2, 5 – 3 тысячи), гипотиреозу (1/2000).

 

СКРИНИНГ - ТЕСТЫ.

1. Проба Фелинга (на фенилкетонурию). К 2-м мл мочи приливают 6 капель 10% раствора хлорного железа (FeCl). Наличие сине-зелёной окраски говорит о положительном результате пробы. Реакция положительная, если уровень фенилаланина больше 15 мл.

2. Проба Селиванова (на фруктозурию). Несколько кристаллов резорцина растворяют в 3 мл концентрированной HCl (реактив Селиванова). К 1 объёму реактива прибавляют 2 объёма мочи, смесь подогревают на водяной бане. При наличии фруктозы смесь быстро приобретает интенсивное окрашивание, которое оценивается как положительный результат, однако, при более длительном нагревании положительную реакцию может дать и глюкоза.

3. Проба на галактозу и лактозу. К 1 мл мочи добавляют 0, 5 мл концентрированного раствора аммиака и 3 капли 10% раствора NaOH. Пробу нагревают до кипения. Проба считается положительной при проявлении ярко-желтой окраски.

4. Проба Сулковича (на кальций). К 1мл мочи добавляют 0, 5 мл реактива. Состав реактива: 10, 5 мл уксусной кислоты; 8, 3 г щавелевой кислоты; 8, 3 г сернокислого аммония на 500 мл воды. О количестве кальция судят по помутнению мочи (через 1-2 минуты).

5. Проба на мукополисахариды. 1-5 капель мочи наносят на фильтрованную бумагу. Высушивают. Полоска бумаги опускается в раствор толуидинового синего. Затем бумагу отмывают 10% раствором уксусной кислоты. Пурпурная окраска означает положительную реакцию. Реактив: 0, 5 красителя растворяют в смеси из 200 мл ацетона и 50 мл дистиллированной воды.

Вопрос 9. Классификация болезней обмена веществ

 

ОТВЕТ. В настоящее время описано около 3 тысяч наследственных болезней обмена веществ. Общая частота генных болезней в популяции людей составляет 2-4%.

Механизм возникновения наследственных заболеваний обмена – генные мутации. Болезни обмена (ферментопатии) проявляются вследствие отсутствия или снижения активности ферментов, либо сами оказывают токсическое действие, либо включаются в цепи вторичных обменных процессов, в результате которых образуются токсические продукты.

 

Классификация болезней обмена веществ

 

I. Наследственные заболевания, вызванные нарушением обмена веществ.

1. Нарушение аминокислотного обмена. Например, фенилкетонурия, альбинизм.

2. Нарушение обмена углеводов. Например, галактоземия, мукополисахаридозы.

3. Наследственные дефекты обмена липидов. Например, сфинголипидозы, гиперлипопротеинемии.

4. Наследственные дефекты обмена пуринов и пиримидинов. Например, синдром Леша-Нихана.

5. Нарушение минерального обмена. Например, болезнь Вильсона-Коновалова.

II. Наследственные заболевания, вызванные нарушением развития органов и тканей.

6. Муковисцидоз.

7. Ахондроплазия.

8. Миодистрофия Дюшена.

9. Синдром фрагильной (ломкой) Х-хромосомы.

10. Нарушения свертывающей системы крови.Например, гемофилия А, гемофилия В.

11. Гемоглобинопатии. Например, серповидно-клеточная анемия, талассемии.

Помимо биохимических методов изучения генных болезней все большее распространение находят методы рекомбинантной ДНК (молекулярно-генетические методы).

 

Вопрос 10. Кариотип. Идиограмма.

 

ОТВЕТ. Кариотип – диплоидный набор хромосом соматический клетки, характеризующий организм данного вида.

Идиограмма – систематизированный кариотип, расположение хромосом по мере убывания их величин.

 

Хромосомы, как индивидуальные структуры удобны для изучения на стадии метафазы. На этой стадии митозы отчётливо видно, что диплоидный набор хромосом человека состоит из 46 хромосом: 22 аутосом и одной пары половых хромосом (ХХ у женщин и ХУ у мужчины). Гомологичные хромосомы, как правило, сходны в размерах и строении.

Система обозначения хромосом была введена в 1960 году специальной высшей комиссией, собравшейся в г. Денвере, университете штата Колорадо (США). Результаты были опубликованы в виде документа, обозначенного как “стандартная система номенклатуры митотических хромосом человека”, в настоящее время ее называют «Денверская классификация хромосом».

Согласно этому документу термин “ кариотип ” рекомендуется применять к систематизированному набору хромосом единичной клетки, выполненному с помощью рисунка или путем вырезания хромосом из микрофотографии. При этом имеется виду, что хромосомы данной клетки типичны для индивидуума.

Термин “идиограмма” сохраняется для представления кариотипа в виде схемы, построенной на основании измерения хромосом нескольких клеток. Хромосомы пронумерованы от 1 до 22 в соответствии с их длинной, а также с другими особенностями их строения (перетяжка).

 

Рис. Кариотип здорового мужчины. Рис. Идиограмма этого кариотипа здорового мужчины

 

Ниже приводится классификация хромосом, составленная на основе Денверской и Лондонской конференций.

Группа А (хромосомы 1-3 пары). Крупные метацентрические хромосомы с почти медиальными центромерами в хромосомах 1 и З и субмедиальной - в хромосоме 2. Эти З хромосомы хорошо отличаются одна от другой размерами и положением центромеры.

Группа В (хромосомы 4-5 пары). Крупные метацентрические хромосомы с субмедиальными центромерами. Две хромосомы трудно различаются между собой, но вторая намного длиннее.

Группа С (хромосомы 6-12 пары). Субметацентрические хромосомы средних размеров субмедиальными центромерами. Эта большая группа хромосом представляет наибольшие трудности для идентификации отдельных хромосом.

Группа Д (хромосомы 13-15 пары). Средних размеров акроцентрические хромосомы. Между собой довольно трудно различимы.

Группа Е (хромосомы 16-18 пары). Довольно короткие субметацентрические хромосомы с почти медиальным (16-ая), субмедиальным (17-ая) и субакроцентрическими (18-ая) центромерами.

Группа F (хромосомы 19-20 пары). Короткие метацентрические хромосомы с медиальным центромерами. Между собой неразличимы.

Группа G (хромосомы 21-22 пары). Очень короткие акроцентрические хромосомы. Короткое плечо обладает способностью формировать спутник. Он выявляется не во всех клетках и не у всех индивидуумов. Между собой эти две хромосомы неразличимы.

Х-хромосомы сходны с самыми длинными хромосомами группы «С», в особенности с хромосомой 6, от которой её трудно отличить.

Y- хромосомы - маленькая акроцентрическая хромосома, по размерам и форме схожа с хромосомами 21 и 22, но не имеет спутника.

Важным критерием принадлежности хромосомы к той или иной группе является ее центромерный индекс, который определяется как процентное отношение длины короткого плеча хромосомы (p) к длине всей хромосомы, т.е. к суммарной длине короткого и длинного плеч (p+q).

  Размеры и положение центромеры хромосом не позволяют, однако, «индивидуализировать» каждую хромосому. Только с открытием в 70-е годы Касперсоном и др. явления дифференциальной спирализации хромосом по длине, дифференциального окрашивания хромосом флюорохромами и основными нефлюоресцирующими красителями удалось разработать оригинальные методики, с помощью которых в настоящее время хорошо выделяется индивидуальный рисунок каждой хромосомы.   Рис. Схематические карты поперечной исчерченности хромосом человека по Q-, G-, и R-методикам.  

 

 

В настоящее время применяется дифференциальное окрашивание хромосом, идентификация которых проводится по Парижской номенклатуре (1971).

Вопрос 11. Цитогенетический метод.

ОТВЕТ. Цитогенетический метод это метод изучения хромосомных болезней человека.

Цитогенетический метод:

· опирается на кариотипирование (изучение идиограмм кариотипа человека);

· исследования полового хроматина.

КАРИОТИПИРОВАНИЕ

Методы изучения хромосом:

1. Прямой метод – исследование клеток костного мозга (используется редко)

2. Непрямые методы исследование:

o крови,

o фибробластов кожи,

o клетки абортированного плода,

o некропсия органов.

 

Цель изучения кариотипов:

1. определения хромосомных аномалий;

2. определение пола при отсутствии фенотипической идентицикации (для МГК, судебно-медицинской экспертизе).

 

Этапы микроскопического исследования кариотипа:

1. культивирование клеток человека (чаще лимфоцитов) на искусственных питательных средах;

2. стимуляция митозов фитогемагглютинином (ФГА);

3. добавление колхицина (разрушение нити веретена деления, блокирует синтез белков тубулинов) для остановки митоза на стадии метафазы;

4. обработка клеток гипотоническим раствором, вследствие чего хромосомы рассыпаются и лежат свободно;

5. окрашивание хромосом;

6. изучение под микроскопом и фотографирование;

7. вырезание отдельных хромосом и построение идиограммы.

 

Показания к кариотипированию (в системе МГК):

1. множественные врожденные пороки развития (МВПР);

2. привычные выкидыши;

3. недифференцированные олигофрении;

4. подозрение на семейную транслокацию;

5. пренатальная диагностика в случае пожилого возраста родителей;

6. уточнение диагноза при нарушении в системе половых хромосом.

 

ПРИРОДА ПОЛОВОГО ХРОМАТИНА

В 1949 г. М. Барр и Е. Бер, изучая нейтроны кошки, обратили внимание на то, что в интерфазном ядре клетки содержится интенсивно окрашиваемые тельце, причем оно присутствует только в ядрах клеток самок и отсутствует у самцов. Это тельце получило название полового хроматина., или тельца Барра. У ряда позвоночных и у человека оно появляется в онтогенезе на стадии гаструлы, но раньше развития гонад (половых желез). На локализацию, форму и структуру полового хроматина не влияют половые гормоны, следовательно, он не является вторичным половым признаком. Между числом телец полового хроматина и числом Х-хромосом в ядре имеется прямая связь. Половой хроматин в интерфазных ядрах обусловлен спирализацией одной из Х-хромосом, инактивация которой является механизмом, выравнивающим баланс генов половых хромосом в клетках самцов и самок (т.е. это один из механизмов дозовой компенсации генов).

Если у женщины в ядре клетки несколько Х-хромосом, то в клетках нескольких телец Бара, активной остаётся лишь одна Х-хромосома. Х-хромосома инактивируется не вся, часть короткого плеча остается генетически активной. Инактивация Х-хромосомы в определенной мере зависит от стадии клеточного цикла и физиологического состояния организма. По наличию лишнего или отсутствие тельца Бара можно диагностировать некоторые виды наследственных заболеваний (например, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера). Клетки, не содержащие половой хроматин (хроматин-отрицательные клетки) обнаруживаются у индивидуумов, имеющих набор хромосом 45, ХО (синдром Шерешевского-Тернера), 46, ХУ (нормальные мужчины); 47, ХУУ (синдром Клайнфельтера с двумя У-хромосомами). Обычно в клетках нормального мужского организма встречается некоторое количество псевдотелец Барра (конденсированных участков аутосом) и спирализованных У-хромосом, поэтому при диагностике различных хромосомных заболеваний необходимо уметь отличать эти образования от типичного полового хроматина, образованной спирализованной лишней Х-хромосомой. Число телец полового хроматина (В) в диплоидной клетке равно числу Х-хромосом (Х) минус единица (В = Х - 1):

· одно тельце Барра обнаруживается при хромосомном наборе 46, ХХ (нормальные женщины); 47, ХХУ и 48, ХХУУ (классический синдром Клайнфельтера);

· два тельца Барра обнаруживаются у человека, имеющего три Х-хромосомы, (47, ХХХ); три Х-хромосомы и одну У (48, ХХХУ, синдром Клайнфелътера); 49, ХХХУУ (синдром Клайнфельтера);

· три тельца Барра встречаются при кариотипе 48, ХХХ 49 ХХХХУ (тяжелый синдром Клайнфельтера).

Есть флюоресцирующий метод определения числа У-хромосом, каждая У-хромосома имеет вид флюоресцирующей палочки; сколько У-хромосом в клетке, столько и флюоресцирующих палочек

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОВОГО ХРОМАТИНА В СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКЕ ПОЛОСТИ РТА (буккальный тест).

На уровне 2-х коренных зубов штапелем делается соскоб со слизистой оболочки полости рта. Соскоб наносится на предметное стекло, делается мазок. На мазок наносится капля краски (ацетоорсеин) покрывается покровным стеклом. Препарат “давленный”, для чего покровное стекло нажимают кулаком. Препарат парафинируют, смотрят под микроскопом. За Х-хроматин принимается хроматин, который находится на границе ядерной оболочки и структуры ядра.

Другой метод определения количества Х-хромосом в соматической клетке – это метод «барабанных палочек» в мазке крови: сегментированный лейкоцит может иметь или нет «барабанные палочек» – особый сегмент на гетерохроматиновой массе ядра лейкоцита. Количество этих выростов («барабанные палочек») пропорционально количеству глыбок полового хроматина (телец Бара).

 

Показания к исследованию полового хроматина:

Состояния Х- хроматин У- хроматин
1. Пренатальная диагностика пола + +
2. Неясен пол новорожденного + +
3. Недифференцированная олигофрения + +
4. Первичная аменорея + -
5. Нарушение менструального цикла + +
6. Бесплодие у мужчин и женщин* + * +

 

Вопрос 12. Механизмы возникновения хромосомных болезней

 

ОТВЕТ. Хромосомные болезни - это группа заболеваний, вызываемых изменениями числа (геномные мутации) или структуры (хромосомные аберрации) хромосом, видимыми в световой микроскоп.

Механизмы возникновения хромосомных болезней - мутации:

· геномные (например, болезнь Дауна – трисомия по 21 хромосоме);

· хромосомные (например, синдром кошачьего крика).

Полиплоидные мутации приводят к образованию триплоидов (кариотип 69 хромосом) и тетраплоидов (кариотип 92 хромосомы), которые погибают в начале внутриутробного развития. Гетероплоидия может быть в виде моносомии (выживают только с синдромом Шерешевского-Тернера 45, ХО, аутосомные моносомики не выживают) и трисомии (обладают жизнеспособностью по 21 и 22 хромосоме, по Х-хромосоме).

Хромосомные аберрации возникают во время кроссинговера; они обозначают номером хромосомы, короткого или длинного плеча и избытком (+) или нехваткой (-) генетического материала. Например, синдром кошачьего крика: 5р- - это делеция короткого плеча пятой пары хромосом.

Хромосомные аберрации и изменения количества хромосом могут возникать на разных этапах:

· нарушения в гаметах родителей;

· нарушения в процессе эмбрионального развития при дроблении зиготы.

В первом случае хромосомные мутации в гамете одного из родителей (могут происходить как в митозе периода размножения, так и в 1-ом или 2-ом делениях мейоза периода роста и созревания) приводят к подобной аномалии хромосом во всех клетках развивающегося организма, то есть полный мутант. В этом случае у здоровых родителей рождается ребенок с хромосомой аномалией. Во втором случае возникает нарушение вследствие митотического деления бластомеров (дробление бластомера идет по типу митоза, но отсутствует стадия морфологического роста клеток перед новым митозом).

46 хромосом (92 хроматиды) 4с 1)Нормальный митоз во время дробления зиготы.  
46 хромосом, 2с 46 хромосом, 2с
  Мозаицизм (изменения количества хромосом):   46 хромосом (92 хроматиды) 4с 2) Нарушения во время митоза (при дроблении) – например, одна хромосома не разошлась на хроматиды и образуется два типа бластомеров: с 45 хромосомами и с 47 хромосомами. При последующем дроблении этих клеток возникают две линии (клоны), сохраняющие особенности аномального кариотипа.
45хромосом, 2с
 
 

 

47хромосом, 2с
45хр. (90 хр-д) 4с 47хр. (94 хр-д) 4с
45хр.2с 45хр.2с 47хр.2с 47 хр. 2с
       

В зависимости от стадии, на которой произошло нарушение, и интенсивности размножения клеток число этих клеточных популяций (клонов) может быть различным. Остальные клетки, которые ведут начало от нормальных бластомеров, будут иметь неизменный кариотип. Такое явление называется генетическим мозаицизмом. Мозаичные организмы могут содержать несколько (2, 3, 4 и более) клеточных клонов с различными кариотипами. Это явление может сопровождаться патологией всего организма, либо отдельных его органов и систем. При незначительном количестве аномалий клеток фенотипические проявления могут не обнаруживаться. Подобным образом могут образовываться и клоны со структурными аномалиями хромосом.

Структурные аномалии хромосом

Делеция или нехватка – это утрата части хромосомного материала, происходящая в результате двух разрывов и одного воссоединения с утратой сегмента, лежащего между разрывами. Редко встречаются делеции, которые называются «концевой нехваткой» (дефишенси). Такая делеция возникает в результате одного единственного разрыва и часть хромосомы, не несущая центромеры, теряется. Например, 5р- - сидром кошачьего крика.

Кольцевая хромосома – возникает в результате утраты двух теломерных участков с последующим воссоединением разорванных проксимальных концов. Такие хромосомы нестабильны и часто утрачиваются.

Дупликации – удвоение сегмента хромосомы, в результате которого клетка или организм, несущий дупликацию, становятся гипердиплоидными по данному сегменту. Первично дупликация может возникнуть при неравном кроссинговере. Фенотипически дупликации не так неблагоприятны, как делеции.

Изохромосомы –возникают в результате поперечного разрыва хромосом в районе центромеры, при этом образуются две метацентрические хромосомы, у которых оба плеча полностью идентичны. Так как каждая хромосома состоит из совершенно идентичных плеч, она оказывается дупликатной по этому плечу и имеет делецию второго плеча. У человека описаны изохромосомы Х-, У-, 21 хромосомы и др. Фенотипически это всегда сопровождается дефектами развития плода.

Инверсии – структурная аномалия хромосомы, возникающая вследствие двух разрывов, поворота участка между разрывами на 1800 и соединения разорванных концов в новом порядке. Если в инвертированный участок попадает центромера хромосомы, то такую инверсию называют перицентрической, если инверсия захватывает только плечо хромосомы, то она называется парацентрической. Гены в инвертированной части хромосом лежат в обратном порядке по отношению к исходной хромосоме. Сама по себе инверсия обычно не изменяет фенотип носителя инвертированной хромосомы, однако во время мейоза при гаметогенезе будет образовываться то или иное количество гамет, приводящих потомство к гибели на ранних этапах развития.

Транслокация – обмен сегментами между хромосомами. Различают три типа транслокаций:

· реципрокные – взаимный обмен участками негомологичных хромосом;

· нереципрокные (транспозиции) – участок хромосомы изменяет свое положение или включается в другую хромосому без взаимного обмена;

· центрические (робертсоновские) – происходят при слиянии двух центромер негомологичных акроцентрических хромосом, с образованием одной мета- или субметацентрических хромосом., короткие плечи утрачиваются и образуется сбалансированный кариотип (как правило, короткие плечи акроцентрических хромосом состоят из гетерохроматина);

· дицентрические (полицентрические) – слияние двух (или более) фрагментов негомологичных хромосом, несущих участки с центромерами.

 

    Рис. Филадельфийская хромосома (Ph/) у больного с хроническим миелоидным лейкозом. Показаная транслокация между 22-ой и 9-ой хромосомами. Ph/ - хромосома 22 пары после делеции большого плеча.

 

Вопрос 13. Классификация хромосомных болезней

 

ОТВЕТ. Цитогенетическим методом диагностируются хромосомные болезни.

 

Классификация хромосомных болезней:

1) Нарушение в системе аутосом:

1) синдром трисомии 13 пары хромосом (синдром Патау);

2) синдром трисомии 18 пары хромосом (синдром Эдвардса);

3) синдром трисомии 21 пары хромосом (синдром Дауна).

2) Структурные изменения в аутосомах:

А) Дупликации хромосом у человека могут проходить по всем хромосомам; приводя к порокам развития, которые снижают жизнеспособность. Дупликация (dup) участка 9-ой хромосомы может привести к порокам мозговой и лицевой частей черепа и других костей, порокам сердца и различных органов. При дупликации (dup) сегмента q11 хромосомы 22 появляются синдром «кошачьего глаза», атрезия ануса, деформация ушных раковит, задержка умственного развития.

Б) Делеции хромосомы (del) могут приводить к порокам развития и смерти. Известна делеция малого плеча 5-ой хромосомы – синдром «кошачьего крика» (5 p-), синдром Орбели (13q-), синдром Вольфа-Хиршхорна (4p-).

В) Кольцевые хромосомы (r), как правило, со временем утрачиваются. Кольцевая 9-ая хромосома (r9) вызывает микроцефалию, косой разрез глаз, дугообразные брови, короткую шею, умственную отсталость.

Г) Изохромосомы – это дупликатные хромосомы по одному плечу.

Известны изохромосомы Х- хромосомы, У- хромосомы, 21-ой

хромосомы и др. Фенотипически это всегда сопровождается дефектами

развития плода.

Д) Инверсии (inv) часто приводят к стерильности, так как часть гамет не способна к образованию жизнеспособных зигот.

Е) Транслокация (t) многих аутосомных синдромов (трисомии по 13, 18, 21- хромосомам) приводят к усугублению фенотипических картин синдромов и ускорению летальности. Например, транслокационная форма трисомии по типу робертсоновской перестройки: 46, ХУ + rob t 15/21 это мальчик, имеющий нормальную пару 21 хромосомы и третью 21 хромосому или её фрагмент, присоединенный на другой паре – 15-ой хромосоме.

3) Нарушение в системе половых хромосом:

А) Синдром Шерешевского-Тернера – моносомия по Х-хромосоме 45, ХО.

Б) Синдром трисомии по Х-хромосоме 47, ХХХ.

В) Синдром Клайнфельтера – 47, ХХУ; 48, ХХХУ; 48, ХХУУ; 49, ХХХХУ.

Г) Синдром ХYY – 47, ХУУ.

Д) Структурные изменения половых хромосом: изохромосомы Х- хромосомы и У- хромосомы приводят к дефектам развития плода; 46, ХХ del (Xq) – женщинский кариотип с делецией длинного плеча Х-хромосомы (проявляется как частичная моносомия по Х-хромосоме).

4) Мозаицизм:

А) Многие интерсексы (организмы с наличием признаков обоих полов):

- 45, ХХ/46, ХУ - наблюдается овариальный и гонадальный дисгенез с мужским псевдо гермафродитизмом или «смешанный гонадальный дисгенез»;

- 46, ХХ/46, ХУ - истенный гермафродитизм;

- 47, ХХУ/46, ХХ - похож на синдром Клайнфельтера, но имеет более сглаженные симптомы.

Б) Мозаики по аутосомным трисомиям имеют более

благоприятные прогнозы, чем синдромам чистых трисомий.

Например, описан мозаик синдрома Патау, проживший до 40 лет.

 

 

Вопрос 14. Иммуногенетический метод

 

ОТВЕТ. Иммуногенетический метод изучает факторы иммунитета и тканевую совместимость.

Возможности метода и область его применения:

1. установления причин тканевой несовместимости;

2. определение наследования факторов иммунитета;

3. изучение разнообразия и особенностей наследования тканевых антигенов.

Иммунитет – невосприимчивость и устойчивость (резистентность) организма, позволяющая сохранить его целостность. Иммуногенетика изучает наследственную обусловленность факторов иммунитета, разнообразие и наследование тканевых антигенов, и тканевую несовместимость. Существует два основных пути, по которым протекает иммунный ответ. Один из них связан с появлением клеток, способных распознать и уничтожить возбудителя (клеточный иммунитет), другой – с синтезом и появлением в крови белковых молекул, называемых иммуноглобулинами, или антитела (гуморальный иммунитет). Антитела способны связываться с антигенами – чужеродными молекулами, в ответ на которые они образуются, нейтрализуя их вредное действие.

Наиболее известные антигены системы АВО и система резус (резус-конфликт).

 

Вопрос 15. Дерматоглифика

 

ОТВЕТ. Исследование показателя дерамтоглифики имеет большую историю. Отношение к этому методу меняется в разные периоды, при этом оценка его диаметрально-противоположна. Нужно знать, что есть хиромантия, и есть метод научный – дерматоглифика. Но врач должен знать, что с помощью дерматоглифики диагноз поставить нельзя. Но дерматоглифические показатели могут подсказать врачу, в каком плане следует обследовать больного, чтобы поставить диагноз, т.е. этот метод, который развивает мышление врача.

 

Вопрос 16. Медико-генетическое консультирование

 

ОТВЕТ.Медико-генетическое консультирование (МГК) – раздел профилактической медицины, роль ко­торого является предупреждение рождения детей с наследствен­ной патологией.

Современная генетическая консуль­тация призвана служить интересам семьи и общества.

Цель генетической консультации — установле­ние степени генетического риска в обследуемой семье и разъяснение супругам в доступной форме медико-генети­ческого заключения по анализируемой патологии.

Задачи медико-генетического консультирования:

1. про- и ретроспективное (до и после рождения) кон­сультирование семей и больных с наследственной или врожденной патологией;

2. пренатальная диагностика врожденных и наследствен­ных заболеваний;

3. помощь врачам различных специальностей в поста­новке диагноза заболевания, если для этого требуют­ся специальные генетические методы исследования;

4. объяснение в доступной форме пациенту и его семье степени риска иметь больных детей и помощь им в принятии решения;

5. ведение территориального регистра семей и больных с наследственной и врожденной патологией и их дис­пансерное наблюдение;

6. пропаганда медико-генетических знаний среди насе­ления.

Первые медико-генетические кабинеты в России появились в 60-е годы; они включали врача-генетика, цитогенетика и лаборанта. В середине 70-х годов медико-генетический кабинет был открыт во Владивостоке. Медико-генетическая консультация имеют больший спектр врачебных специалистов, в том числе андролога, гинеколога и других.

Таким образом, в МГК:

· составляют генетический прогноз в семье ин­дивидуума с аномалией физического, психического либо полового развития;

· выбирают профилактических меропри­ятий по предупреждению рождения больного ребенка.

Этапы консультирования:

Первый этап. Изучается анамнез болезни, составляется генеалогическая карта и уточняется клинический диагноз с помощью цитогенетических и биохимических исследований.

Второй этап. Врач-генетик прогнозирует вероятность рождения больного ребенка.

Третий этап. Официальное заключение с рекомендациями, в том числе о степени риска по потомству.

Четвертый этап. Совет врача-генетика.

Со­ставление генетического прогноза включает три этапа:

 

1. Определение степени генетического риска. Под генетическим риском понимают вероятность проявления определенной аномалии у самого пациента (пробанда) или его родственников, которая выражается в процентах (от 0 до 100%). Общий риск появления генетически обус­ловленной аномалии для популяций европейцев состав­ляет 3-5% (генетический груз), поэтому риск, который не превышает 5%, расценивается как низкий. Генетичес­кий риск до 10% называют повышенным в легкой степе­ни, до 20% — повышенным в средней степени и свыше 20% — высоким. С генетической точки зрения можно пренебречь риском, не выходящим за пределы повышен­ного в легкой степени, ине считать его противопоказа­нием к дальнейшему деторождению даже тогда, когда нет возможности пренатальной диагностики предполагаемой аномалии. Генетический риск средней степени расцени­вается как противопоказание к деторождению, т.е. как показание к прерыванию беременности, если семья не хочет подвергаться риску.

2. Оценка тяжести медицинских и социальных по­следствийпредполагаемой аномалии. Степень генетичес­кого риска далеко не всегда соответствует степени тяжес­ти ожидаемого страдания. Например, полидактилия (аутосомно-доминантный тип наследования, с высокой степе­нью генетического риска — не менее 50%) может быть легко устранена соответствующей корригирующей опера­цией, и человек может вести нормальный образ жизни, в то время как фенилкетонурия, риск, повторения которой у детей гетерозиготных родителей составляет 25%, пред­ставляет собой тяжелое заболевание, плохо поддающееся лечению. Степень страдания во втором случае с точки зрения медицины и социальных последствий для больно­го и его семьи расценивается как тяжелая.

3. Перспектива применения и эффективность ме­тодов пренатальной диагностики. Достижения в этой об­ласти позволяют планировать деторождение в семьях с высоким риском наследования тяжелой патологии (бо­лезни Дауна, мукополисахаридоза, гемофилии, муковисцидоза и др.), так как эти заболевания можно достоверно выявить методами пренатальной диагностики.

Показания для направления семьи в медико-ге­нетическую консультацию:

 

1. наличие сходных заболеваний у нескольких членов семьи;

2. первичное бесплодие супругов;

3. первичное невынашивание беременности;

4. отставание ребенка в умственном и физическом раз­витиях;

5. в семье уже родился ребенка с пороками развития;

6. первичная аменорея (отсутствие месячных), особен­но с недоразвитием вторичных половых признаков;

7. наличие кровного родства между супругами.

 

Вопрос 17. Методы пренатальной диагностики врожденных пороков развития

 

ОТВЕТ. Пренатальная диагностикасвязана не только с решением ряда биологических проблем до рождения ребен­ка, но и этических, так как при этом речь идет не об излечении болезни, а ее предупреждении до формирования клинической картины чаще путем прерывания беременности. На современном уровне развития этой диагностики можно пре­дотвратить рождение ребенка с тяжелыми наследствен­ными заболеваниями примерно в 15—20% случаев.

 

Методы пренатальной диагно­стики, делят на:

· непрямые - объект исследования беременная женщина;

· прямые -иссле­дуется плод.

 

Непрямые методы:

· акушерско-гинекологическое обследование;

· медико-генетическое:

o генеалогичес­кое,

o цитогенетическое,

o биохимическое,

o анализ содер­жания альфа-фетопротеина.

 

Прямые методы:

· неинвазивные:

o ультразвуковые,

o рентгенологические,

o электрокарди­ографические и др.

· инвазивные (позволяющие получать плодный материал для генети­ческих исследований):

o биопсия хорион (8-12-я недели беременности);

o амниоцентез:

- ранний – 13 - 14-я недели беременности,

- обычный – 18 - 22-я недели беременнос­ти;

o фетоскопия - II триместр беременности.

Определение альфа-фетопротеина (АФП) вам­ниотической жидкости и сыворотке крови беременной жен­щины позволяет диагностировать некоторые серьезные пороки развития плода:

· дефекты закрытия нервной труб­ки,

· анэнцефалию,

· врожденные дефекты кожи и др.

При таких пороках альфа-фетопротеина содержится значительно больше нормы. Кон­центрацию АФП определяют радиоиммунными метода­ми. АФП обнаруживают в амниотической жидкости уже на 6-й неделе беременности; наиболее высо­кая его концентрация наблюдается на 12-14-й неделях беременности, затем она резко снижа­ется и на 20-й неделе составляет лишь 10 мкг/мл. Хоро­шие результаты дает определение уровня АФП в сыво­ротке крови матери, повышение, которого обусловлено поступлением этого белка из сыворотки крови плода че­рез плаценту при некоторых пороках развития.

Ультрасонография — это использование ульт­развука для получения изображения плода и его оболочек (прямой неинвазивный метод). По общему мнению, она безопасна, поэтому продолжительность исследовани






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.