Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Тема:Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом.






Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений.

II.Цель: дать представление о вербальных и невербальных средствах общения, правильности речи, точности речи, об источниках выразительной речи.

III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция: сформировать и развить навыки использования правильного выбора слова и формы слова; построения простых и сложных предложений при составлении связного высказывания.

IV. Основные вопросы темы: вербальные и невербальные средства общенияправильность речи, точность речи, точность словоупотребления, выразительность речи.

V.Методы обучения и преподавания: Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

Наглядный: применение опорных схем, таблиц.

Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций, синтаксический анализ простых и сложных предложений и др.

Инновационный: решение ситуационных задач.

 

Задания по теме

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Норма – это общепризнанное, закрепившееся в речевой практике употребление слов, словосочетаний, предложений.

Точность речи – это ее соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания.

Выразительность речи - это способность говорить образно, выразительно, эмоционально.

Паронимы - слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

 

Задание 1. Ознакомьтесь с данной лингвистической информацией. Перечислите качества образцовой речи. К чему приводит нарушение языковых норм?

 

К хорошей образцовой речи предъявляются определённые требования. К ним относятся: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.

Норма охватывает все стороны языка: произношение, написание, словообразование, лексику, морфологию и синтаксис. Орфоэпические нормы (соблюдение единообразия в произношении) и акцентологические нормы (соблюдение правильного ударения в словах) имеют важное значение, так как орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, а неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи.

Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Для уточнения лексических норм рекомендуется брать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу. Несоблюдение грамматических норм(правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций) приводит к грамматическим ошибкам, связанным с употреблением рода, падежных окончаний имен существительных, прилагательных, числительных, употреблением глаголов, причастий и деепричастий.

Предложение является основным средством передачи сообщения. Порядок слов в предложении имеет большое значение, часто его нарушение ведет к стилистическим ошибкам. При перестановке слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки. Появление синтаксических речевых недочётов связано с незнанием порядка слов в предложении, согласования подлежащего и сказуемого, согласования определений и приложений, правил управления, правил использования причастных и деепричастных оборотов.

Точность речи – необходимое качество речи. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Основными ошибками в словоупотреблении является употребление слов в несвойственном им значении, что порождает двусмысленность. При этом часто используются слова-паронимы. Например: вдохнуть – вздохнуть, гарантийный – гарантированный, поместить – разместить, кворум – форум, экскаватор – эскалатор, контакт – контракт. Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого.

Выразительность речи - это способность говорить образно, выразительно, эмоционально. Выразительность речи поддерживает внимание, усиливает интерес собеседника. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка (многозначные слова, синонимы, антонимы), а также фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова(образные, меткие выражения, вошедшие в общее употребление). Сравните словосочетания: люди в белых халатах, белое и чёрное золото, золотая осень, золотые руки, железный характер.

 

Задание2. Прочитайте данные слова, соблюдая правильное ударение. Какие языковые нормы вы реализовали? С любыми двумя словами составьте словосочетания.

Диалог, каталог, монолог, эпилог, некролог; момент, документ, инструмент, цемент, постамент, аккомпанемент, эксперимент, ассортимент, аплодисменты, монумент.

 

Задание3. Прочитайте выразительно текст, соблюдая нормы произношения имен числительных.

Считается, что числительные - визитная карточка речевой культуры говорящего. Прочитайте еще раз предложения, в составе которых имеются числительные. Выпишите предложения с числительными, записав их словами. Определите разряд, падеж и синтаксическую функцию числительных.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.