Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ




1. Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления.

Понятие ФМ

Сферы влияния ФМ

Субъекты управления ФМ

Объекты управления ФМ

Как наука финансовый менеджмент сформировался в 50-е годы XX столетия. Базируясь исключительно на практическом опыте, финансовый менеджмент предполагает современные теории управления и финансов, бухгалтерский учет и финансовые вычисле­ния, прочное правовое обеспечение.

В настоящее время управление финансами на предприятии ве­дется по двум направлениям:

1) как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами);

2) как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами).

Финансовый менеджмент позволяет ответить на вопросы: каки­ми должны быть структура активов, соотношение товарно-мате­риальных ценностей и денежных ресурсов, как организовать оборот­ные средства с целью наиболее эффективного их использования на всех стадиях кругооборота. Управление пассивами означает не толь­ко поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала предприятия.

Искусство финансового управления заключается в сочетании дей­ствий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансово­го положения предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источ­никами финансирования, формирующими структуру активов. Опера­тивное реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, особенно в условиях становления рынка, — обязательное требование для эффективного финансового управления. Таким образом, финан­совый менеджмент как наука представляет собой систему знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ре­сурсами предприятий для достижения стратегических целей и ре­шения тактических задач. Как система управления финансовый менеджмент организует взаимоотношения внутри предприятия и за его пределами. Внутри предприятия формируется соответствую­щая мотивация сотрудников, соединяющая цели предприятия и субъекта управления — финансового менеджера на основе личной заинтересованности в увеличении доходности, а также возможности карьерного роста.

Субъекты и объекты финансового управления.

Как система управления финансовый менеджмент предполагает наличие субъекта и объекта управления. В качестве субъектов управле­ния на предприятии могут выступать должностные лица финансовой службы либо работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота предприятия. Финансовая деятель­ность может быть распределена между службами и исполнителями, находящимися на разных иерархических уровнях управления. По­скольку малый бизнес не предполагает глубокого разделения управ­ленческих функций, в качестве субъектов финансового менеджмента могут выступать руководитель предприятия и бухгалтер.



Объектами управления в финансовом менеджменте являются де­нежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия. Управляемый денежный поток представляет замкну­тый цикл притока и оттока средств предприятия, размеры которого зависят от объема продаж, величин дебиторской и кредиторской за­долженности, необходимых запасов, структуры капитала, финансо­вых ресурсов и т.п. Потоки денежных средств предприятия имеют определенные источники: собственный капитал, заемные средства, другие пассивы. Направление использования средств предполагает создание различных активов.

Общий денежный оборот предприятия складывается в процессе движения средств, обслуживающих самые разнообразные хозяйствен­ные операции. Все операции могут быть сгруппированы по основным направлениям экономической деятельности предприятия: текущей, инвестиционной и финансовой. Это означает, что организованное движение денежных средств в каждом конкретном случае призвано решать определенные задачи и общая результативность хозяйствова­ния будет зависеть от успехов на каждом направлении деятельности. Конечно, результаты текущей деятельности во многом определяют возможности предприятия, но другие виды деятельности также мо­гут содействовать преодолению возникающих финансовых затруд­нений.

Таким образом, объекты финансового управления представляют собой активы и пассивы (финансовые обязательства) предприятия, формирующиеся в процессе текущей деятельности, осуществления инвестиций.



2. Финансовый механизм предприятия: рычаги и методы.

Понятие финансового механизма предприятия

Эффект финансового рычага (Европейская концепция)

Эффект финансового рычага (Американская концепция)

Эффект операционного рычага

Сопряжённый эффект

Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

Производственный риск зависит от влияния различных факто­ров, важнейшими из которых являются динамика спроса и цены на продукцию, размер затрат на производство продукции и изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат на предпри­ятии (операционный рычаг).

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции отзывается более силь­ным изменением величины прибыли в связи с различной степенью влияния постоянных и переменных затрат в составе себестоимости на формирование финансовых результатов деятельности предприя­тия. Данная зависимость носит нелинейный характер, поэтому най­ти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов не­легко. Чем выше доля постоянных расходов в составе себестоимости продукции, тем выше уровень операционного рычага.

На практике для определения силы воздействия операционного рычага используют отношение валовой маржи к прибыли предприя­тия.

Финансовый риск при использовании заемных средств можно рассматривать как риск, связанный с недостатком средств для вы­платы процентов и погашения долгосрочных ссуд и займов. На сте­пень финансового риска указывает сила финансового рычага.

Действие финансового рычага характеризует целесообразность и эффективность использования предприятием заемных средств как источника долгосрочного финансирования хозяйственной деятель­ности.

Финансовый рычаг представляет собой потенциальную возмож­ность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные сред­ства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности.

Так как проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, увеличение объема заемных средств усиливает действие операцион­ного рычага, что в свою очередь ведет к возрастанию производствен­ного риска.

По расчетам европейских экономистов, эффект финансового рычага определяется как приращение к чистой рентабельности соб­ственных средств, получаемое за счет использования кредита:

где ЭФР - сила воздействия финансового рычага (прирост коэффициента рентабельности собственного капитала), %; Т — ставка налога на прибыль; RA — экономическая рентабельность активов, %; р — средняя расчетная процентная ставка за кредит; ЗК — заемный капитал, СК — собственный капитал предприятия.

Эта формула позволяет определить безопасный для предприятия объем заемных средств, наиболее выгодные условия кредитования и приемлемую ставку ссудного процента, а также облегчает налоговое бремя. Кредит будет выгодным для предприятия, если он увеличит эффект финансового рычага.

В формуле можно выделить три основные составляющие:

1) налоговый корректор (1-Т) показывает влияние налогообло­жения на эффект финансового рычага;

2) дифференциал финансового рычага (RA - р) характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средней расчетной ставкой за кредит;

3) коэффициент финансового рычага (ЗК : СК) характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, приходящу­юся на единицу собственного капитала.

Главным среди них является дифференциал финансового рыча­га, который характеризуется высоким динамизмом. Эффект финан­сового рычага проявляется в том случае, если он является положи­тельной величиной; чем выше положительное значение дифферен­циала, тем выше эффект финансового рычага.

Финансовый риск можно также рассматривать как риск падения дивидендов и курса акций, возникающий у держателей обыкновен­ных акций при использовании заемного капитала. На них перекла­дывается и часть производственного риска, хотя он может компенси­роваться более высоким ожидаемым доходом акционеров. Это американская концепция эффекта финансового рычага, которая основана на определении того, как изменение прибыли до налогообложении и уплаты процентов за кредит влияют на из­менение чистой прибыли, приходящейся на каждую обыкновенную акцию: где ∆EPS - изменение чистой прибыли на акцию; %, ∆EBIT - изменение прибыли до налогообложения и уплаты процентов за кредит; Р – балансовая прибыль; I – проценты за кредит, включаемые в себестоимость.

Таким образом, чем больше объем привлекаемых предприятием заемных средств, тем больше выплачивается по ним процентов и тем меньше прибыль, следовательно, тем больше сила воздействия фи­нансового рычага.

Сопряжённый эффект.

По мере одновременного увеличения силы воздействия опера­ционного и финансового рычагов все менее значительные измене­ния объема реализации и выручки приводят ко все более крупным изменениям чистой прибыли на акцию.

Это находит выражение в умножении двух сил — операционного (ЭОР) и финансового (ЭФР) рычагов и появлении общего операционно-финансового рычага (ЭОФР): ЭОФР - ЭОР х ЭФР

Он показывает общий риск для данного предприятия, связан­ный с возможным недостатком средств для покрытия текущих расхо­дов и расходов по обслуживанию внешних источников средств.

Для того чтобы уровень операционного рычага был выгодным для держателей обыкновенных акций, объем реализации должен превышать точку безубыточности, Для того чтобы было выгодным привлечение заемных средств, цена заемного капитала должна быть меньше коэффициента рентабельности активов.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал