Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодернизм






Каждая эпоха имеет свой социокультурный имидж, который носит определенное наименование: Возрождение, Просвещение. Это типы оп­ределенной культуры. Культурная мифология времени.

XX столетие имеет шанс войти в историю как эпоха постмодернизма. Причем использовать этот термин следует не только по отношению к искус­ству и литературе, а гораздо шире - к человеческой культуре вообще. В том числе к культуре политической. Утверждение демократии как принципа по­литической организации и жизнеустройства общества и есть постмодернизм.

Как термин постмодернизм подразумевает совокупность различных явлений, которая лишь объединяет сумму некоторых противоположно­стей. Постмодернизм учитывает многообразие " вкусовых культур" и стре­мится создать среду, насыщенную многообразием культурных смыслов.

Иными словами, это почти лишенный поступательного движения мир, просто равный самому себе. Это воспевание многообразия обыденного, ординарного, с ориентацией на рядового, среднего потребителя, приспо­собление к индивидуальному вкусу заказчика.

Новая культура всегда формируется на базе обновленного отношения к античности как нормативного образца. Слово " модерн" (современный) вошло в обращение в V веке н.э., обозначив собой разделительный рубеж христианского настоящего и языческого прошлого. Модерн - это ведущая художественная идея, возникшая с началом XX века.

Здесь же пролегает условная граница между господством слова и гла­за. В языческом мире доминантой являлся глаз - античные образы воплоща­лись преимущественно в пластическом материале. Иудаизм, христианство, ислам сделали своей доминантой слово. Доказательств тому-несть числа.

Радикальное изменение ситуации произошло в XX веке. Тотальное распространение по планете кинематографа и порожденных им электронных искусств - ТВ, видео, " компьютерного театра" - как бы вмонтировало в массовое сознание оптическую призму. В результате изменилась не только оптика нашего мировосприятия, но и метафизиче­ские характеристики ориентации в нем.

Так что одним из безусловных отличий постмодернизма является видеократия - власть глаза, видеообраза, киберспейса. При нашем ак­тивном участии складывается качественно новый комплекс технологий и искусств, общие контуры которого вырисовываются уже сегодня.

Одной из отличительных черт постмодернизма является цитатность. Сущность этого явления в том, что настоящий момент развития культуры представляется как бы самодостаточным, но не до конца оформленным катало­гом известных сюжетов, тем, идей, образов, мотивов, стилей и направлений

9. ЛИЛ ТОМИЯ СТИЛЯ

Искусство " второй рефлексии" -так нарекли постмодерн. Его инст­рументом становится цитата, реминисценция, комментарий к пройденному. Бытует мнение, что в идеале постмодернистское произ­ведение должно свестись к сплошной цитате. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно бегло взглянуть на заголовки прессы. Основной их исходный материал - вновь цитаты:

" Никто не даст нам избавления - пи мэр, ни Лебедь, ни Чубайс",

" Как, собственно, одет лондонский? ",

" Дензнак в России больше, чем дензнак ",

" ПР во время чумы или ПР вовремя ",

" Если звезды зажигают...значит, где-нибудь рядом Довгань".

Тонкая цитатность отличает фильмы Квентина Тарантино. Особенно когда он снимает их сам по собственным сценариям. В основе его стиля -стеб, ироническая насмешка над пафосом американской киномифологии.

Один из самых популярных ныне российских писателей В.Маканин в своем романе " Андерграунд, или Герой нашего времени" использует в качестве названий глав мотивы названий чужих произведений: " Дулычов и другие" (" Булычев и другие" М.Горького), " Один день Венедикта Петровича" (" Один день Ивана Денисовича" А.Солженицына), " Собачье скерцо" (" Собачье сердце" М.Булгакова").

В современной прикладной реклам-нойграфикепринципиальным отличи­ем стиля также является цитатность. Черпают в основном из русского и за­падного авангарда 20-х годов. К при­меру, трудно не усмотреть стилисти­ческое единство между известной эмб­лемой издательства " Ленгиз", выпол­ненной А.Родченко в 1923 году,

оформлением плаката специализированной выставки " Дизайн и реклама-1998" и плакатом рекламного агентства " A+R" дизайнера Е.Китаевой.

В качестве еще одного примера можно сослаться на известный плакат " Ленин", выполненный Эль Лисицким в 20-е годы в технике монтажного коллажа, где лицо вождя сложено из множества фотографий народных лиц. Прием этот многократно воспроизведен в современной рекламе.

Похожую цитатность можно легко обнаружить, вспоминая многие классические работы дизайнеров 20-х годов: А.Родченко, Г.Клуциса, М.Рея, Л.Мохой-Надя.

Особенно охочи до него представители так называемой новой волны, которую еще называют графическим постмодернизмом и швейцарским пан­ком и которая обрела характер устойчивой моды в 80-е годы.

Возможно, постмодернизм - это вопрос экологии культуры. А быть может, культура - это безотходное производство, существующее по законам перпетуум-мобиле. Люди сами создали мир иллюзий, мир мифов и должны научиться ориентироваться в нем. Порой это напоминает блуждание в зеркальной комнате смеха.

Цитатность является также безусловным признаком, входящим в мифо­логическую систему, где она обнаруживается в повторах и кружении моти­вов. Феномен высокой мифогенности в рекламе часто способствует возник­новению некого подобия линейных эпосов. В качестве примера можно привести вариации вокруг долголетнего слогана известной рекламной кампании - " Новое поколение выбирает пепси ", " Пепси - поколение next".

Наиболее точно смысл обсуждаемого явления выражен в " Словаре постмодернизма", изданном в 1998 году под редакцией Стюарта Сима; в статье " Постмодернизм и стили жизни" есть подзаголовок - " Ты есть то, что ты покупаешь ".

АВАНГАРД 20-х ГОДОВ

Сейчас всех новаторов начала XX века все чаще объединяют в од­ном термине " авангард ". При этом в одной группе оказываются мастера совершенно различных, порой противоположных теоретических и твор­ческих установок и воззрений, обозначавших себя пестрым разнообрази­ем названий: конструктивисты, супрематисты, экспрессионисты, ку-бофутуристы, пролетарские реалисты и т.д.

Авангард- это стильное явление.

В нем как в значительном фрагменте европейской истории культуры начала XX века трагически сосуществуют между собой два аспекта.

Во-первых, авангард как новаторское художественное явление. Во-вторых, авангард как генетический родственник тоталитарной политической идеологии.

Весь вопрос в том, рассматривать ли авангард творческой лабора­торией по созданию новых форм или пытаться взглянуть на него с точки зрения осуществления тоталитарной идеологической доктрины. Именно второй аспект обрел в истории Европы 20-30-х годов весьма противоре­чивый, а порой и откровенно трагический оттенок.

Дело в том, что непременно выдвигаемая внутри авангарда идея служе­ния этого нового искусства революции и государству с неотвратимой логикой вела к таким понятиям, как " партийное искусство", " искусство и идеологическая борьба", " тоталитарное искусство".

Этот парадокс можно проследить на примере трех европейских стран -Италии, России и Германии как наиболее ярких центров авангардного искусства начала XX века.

Во всех трех случаях именно художественный авангард в литературе и искусстве нес в себе некий идеологический компонент, использованный диктаторскими режимами Муссолини, Гитлера, Сталина для достижения и укрепления своей власти.

В Италии это были футуристы.

В Германии - экспрессионисты, дадаисты и представители иных ре­волюционных художественных течений, объединившиеся вокруг куль­турного центра Баухауз (Высшая школа строительства и художествен­ного конструирования, основанная в 1919 году).

В России кубофутуристы, супрематисты, конструктивисты и худож­ники, объединившиеся вокруг эстетического двойника немецкого Баухауза - советского Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские. Учебное заведение, основанное в 1920 году).

Разумеется, нельзя говорить о прямой связи между авангардом и идео­логией нацизма, коммунизма. Связь эта была косвенная, но безусловная. Объединяло их то, что в творческом порыве поиска новых форм деятели авангарда неизбежно начинали " творить" Нового Человека, а заканчива­лось все это декларацией о необходимости революционного переустрой­ства всего общества. Эта логика художественной трансформации, выра­жавшаяся в теоретических манифестах деятелей авангарда, которая, опять-таки, неизбежно бралась на вооружение тоталитарной идеологией. Творческое " Я" художников должно было превратиться в ангажирован­ное идеологическое " МЫ" или исчезнуть вовсе. Такова, по сути, и судьба большинства авангардных структур и личностей, их создававших.

Мечта авангардистов о царстве спланированного разумом общества превращалась в воплощение нового государственного монолита под ру­ководством некой высшей воли.

Стилистическим каноном овеяны все элементы тоталитарного искус­ства и пропаганды, от создания и поддержания имиджа вождя до создания образа государства-монолита. Основным формообразующим стилистиче­ским элементом тоталитаризма следует назвать эклектику, использова­ние заготовок и обломков прошлого.

Гитлер и Сталин, будучи вождями тоталитарных государств, по боль­шей части старались избегать употреблять слово " стиль".

В советской эстетике говорили не о стиле, а о творческом методе. Гитлер в своих речах прямо отрицал необходимость стиля, подменяя его демагогией о " внутренней позиции художника".

Парадоксален тот факт, что при всей своей нелюбви к самому слову " стиль", именно тоталитарные государственные структуры обладали им в высшей степени.

Пожалуй, лишь Муссолини позволял себе впрямую открыто утверждать это, говоря, что " демократия лишает жизнь народа " стиля". Тоталитарное же государство - это тотальное искусство стиля.

Но если отрешиться от политики, то авангард начала XX века, без-•условно, нужно рассматривать как феномен художественной культуры, со своими, отличающимися один от другого, малыми стилями.

Следует учитывать, что стилистические поиски авангардистов в 20-е годы, происходили в необычных для прошлых периодов смены стилей условиях. Известно, что стили прошлого, как правило, получали творческие импульсы из наследия, в значительной степени преобразуя своих предшественников. Но поскольку новое искусство авангарда наиболее ярко проявляло себя в прикладных сферах промышленного и политического дизайна, которые являлись новыми культурно-историче­скими факторами, прошлое наследие было зачастую неприменимым.

Наибольшую выразительность авангард той поры обрел именно в об­ласти графического дизайна: плакатов, упаковок, реклам, фирменных знаков и логотипов, журналов.

Помимо этого, в интересующих нас аспектах рекламы и паблик ри-лейшнз эти образцы графического дизайна ярче всего проявлялись в сфере агитпропа (политического дизайна, буквально - агитации и пропаганды).

Термином " агитпроп" Россия обогатила мировой политический язык. Под ним следует понимать активное распространение главенствующей тогда идеологии при помощи мощных пропагандистских приемов, одним из которых было использование арсенала средств графического дизайна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.