Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Барон Мюнхгаузен как аудитор






К месту вспомнить, что в Риге начиналась " российская часть био­графии" барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена (1720-1797), факт двухсотлетия " потусторонней жизни" которого в 1997 году был широко отмечен рядом научных конференций с участием историков, культурологов, политологов, посвятивших свои исследования этому образу-мифу. Одним из наиболее стойких мотивов " мюнхгаузениады" признан феномен мифологизации массового сознания в XX веке, с фактами неоднократного переписывания истории задним числом, искусственной " героизацией" фрагментов и фигурантов.

Все это лишнее доказательство тому, что современное мифологиче­ское пространство остро нуждается в периодическом аудите. Его основная цель - ослабление избыточного давления мифологических метафор, рас­сеивание догм, выработка адекватного представления о реальных экономи­ческих и политических процессах, уяснения, насколько " криво" инфор­мационное зеркало.

В подтверждение можно привести несколько примеров из прошлого и настоящего, иллюстрирующих наличие элементов политических ми-фотехнологий.

В первые годы становления политической власти новой России действо­вала популистская мифологема Б.Ельцина " берите суверенитета столько, сколько можете унести ".

Старая партийно-хозяйственная номенклатура поняла это на свой лад и стала присваивать себе национальное богатство, прокладывая тропинки в надежные швейцарские банки. Во внешней политике это привело к край­не невыгодному геополитическому положению России. Результатам этого еще предстоит серьезно сказаться. Во внутренней политике это стало угрожать центральной федеральной власти потерей политического влия­ния. Тогда она дала задний ход, вовсю пытаясь демифологизировать ельцинское обещание, активно запустив в оборот идею о необходимости сильной государственности.

Центральным политическим мифом XX века, несомненно, является коммунизм. Несмотря на политический крах большинства коммунисти­ческих режимов, идея эта непотопляема и по-прежнему не выходит из моды в гардеробе социальных идей. Ведь один из основополагающих за­конов моды - циклизм.

Сторонники трансформации коммунизма считают, что порочна не сама идея, а ее реализация. Поэтому предпочитают обсуждать не практику,


 



 


 


 


а теорию вопроса. Люди склонны верить благим намерениям и мифам о социальной справедливости. Недаром политический спектрограф показывает в сторону " порозовения". К концу 1998 года в 13 странах Европы к власти пришли правительства социал-демократов.

В третьем тысячелетии человечество будет продолжать искать ответы на все скопившиеся и порой безысходные " почему? " и " как? ".

Снова вспыхнут вопросы о социальной природе разного рода утопий, человеческая вера, в которые бессмертна. Недаром в работе крупнейшего современного утопиолога Эрнеста Блоха " Энциклопедии утопии" базовая категория описана как " презумпция надежды", то есть понятие почти фи­зиологическое. Когда люди изверились в утопиях темного прошлого, на смену им приходят утопии светлого настоящего.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.