Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кулинария как самое массовое из искусств






Одним из самых колоритных явлений, имеющих отношение к рекла­ме и паблик рилейшнз, стала изданная в 1952 и 1954 годах гигантским тиражом в миллион экземпляров " Книга о вкусной и здоровой пище". Девиз этого издания был лаконичен: " К изобилию! " Предваряла книгу длинная цитата вождя о " зажиточной и культурной жизни", хотя по сути это издание было полиграфической метафорой более раннего сталинско­го афоризма: " Жить стало лучше, жить стало веселее". Эта книга -наглядное пособие по обожествлению указания вождя.

В журнале " Синтаксис" была опубликована статья П.Вайля и А.Гениса под названием " Книга о вкусной и здоровой жизни". Такое название не толь­ко цитатная дань традициям постмодернизма, но и суть мифологического характера того издания. " Это артефакт сталинской культуры, энциклопе­дия советского образа жизни, где процесс приготовления пищи стал сим­волом преобразования мира по мудрому плану-рецепту. Универсальный ми­фологический характер этой книги по-настоящему может быть понят только внутри знаковой системы тоталитарного общества ".

Рацион пищи советского человека в " Книге о вкусной и здоровой пище" - не только своеобразная реклама продуктов и блюд, но и далекий фольклорный прообраз акции паблик рилейшнз сталинской эпохи. Ко­нечно, это не пиршества Диониса, отраженные в древней вазописи антич-


ных авторов. Это не тема застолий в эпоху Возрождения у Караваджо, Рубенса и Рабле. Наиболее точное фольклорное определение сталинско­го типа питания сделал И.Ильф в " Записных книжках": Это - " харч бо­ гов ". В " Книге о вкусной и здоровой пище" он описан в суровом дирек­тивно-дидактическим тоне: " Взрослому следует питаться... "

Мотив мифо-реального изобилия воплощался и в эпическом ланд­шафте страны через песенную строку: " От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей ". В эпическом фольклорном ландшафте любые атрибуты пространства обладают свойствами мифологических превращений: небо - в лазурь, горы - в сверкающие вершины, вода - в синеющую даль, земля - в бескрайние просторы. В основе этих сравнений -миф страны-сада, Эдема, парадиза как конечной цели мироустройства. Здесь нельзя не прочесть эстетическую претензию всякой массовой культуры на некую красоту, где классицизм повенчан с кичем.

Подсветкой мифологического Прометея, похитившего у неба огонь, освещены герои советских пятилеток: сталевары, летчики.

Лучик этой сакральной причастности по праву достался и героям 60-х -космонавтам. Их образ в общественном сознании творился из классического арсенала мифологических архетипов. В основе этих фольклорных механиз­мов задействованы имидж и паблисити. Космогонический миф, в котором хаос вытесняется космосом, провозглашается даже в известном тексте партийного гимна: " Мы свой, мы новый мир построим, кто был ничем - тот станет всем ". Профанация евангельского о " последних, которые будут первыми ".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.