Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 25. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникации. Параметры коммуникативной личности.




Под коммуникативной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).

С общепсихологической точки зрения под коммуникативной личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, снизывающее воедино различные психические процессы, детер­минирующие практики общения индивида и придающее его коммуникативному поведению определенную последовательность, воспроизводимость и устойчивость.

Именно такая узкая трактовка коммуникативной личности используется в ТК. Коммуникативная личность - форма функционирования личности в ком­муникативном процессе, форма ее реализации через выполнение социальных ролей источника/получателя сообщений.

В онтологическом плане узкое понимание коммуникативной лич­ности –в каждый кон­кретный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, может реализовываться через раз­личные поведенческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид коммуникативного действия, имеет место бытие личности как коммуникативной личности. Если индивид реали­зует сложную социальную практику, содержащую как коммуни­кативный, так и некоммуникативный компоненты, то, применяя к его описанию категорию коммуникативной личности, мы аб­страгируемся от всех его социальных ролей, не связанных с ком­муникацией.

Коммуникативная личность - од­новременно «человек, общавшийся в прошлом, - субъект и про­дукт предшествующей коммуникации», «человек, общающийся реально- в настоящем» и «человек, общающийся потенциаль­но, - готовый к общению в будущем», В любой коммуникатив­ной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три темпоральных среза -прошлая, настоящая и будущая/потенциальная коммуникация.

Конецкая: 1) не раскрывает содержание определяемого понятия, коммуникативная личность трактуется как одно из проявлений личности, обусловленное некоторой группой параметров, но в чем заключается это проявления, остается не ясным.

1) Сомнительным представляется правомерность использования в приведенном определении терминологического оборота «одно из проявлений личности». Если коммуникативная личность – это проявление личности, значит, есть другие проявления, которые можно обозначить как некоммуникативные.

2) Определение Конецкой представляется недостаточно четким в связи с тем, что предложенные в нем факторы, детерменирующие коммуникативную личность, не носят необходимого и достаточного характера. Любое действие личности коммуникативное и некоммуникативное, определяется когнитивными характеристиками, опирающимися на опыт, адекватное восприятие информации от окружающей среды.



Билет 25. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникации. Параметры коммуникативной личности.

В широком понимании термин «ком-тивная личность» эквивалентен термину «личность».

Под ком-тивной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной ком-ции (ком-тивного актора).

Трансакционная модель ком-тивной личности базируется на трансакционной модели ком-ции Тэна.

Ком-тивная личность складывается из двух подсистем – внутренней (мира сознания и подсознания) и внешней (мира ком-тивного поведения).

Ядром ком-тивной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая ком-тивное поведение, способное реализоваться через выполнение функций как ком-тора, так и реципиента. Внутренняя подсистема ком-тивной личности складывается из следующих составляющих:

- целемотивационный компонент – цели и мотивы личности, как субъекта ком-ции;

- абилитационный компонент – ком-тивные возможности индивида и ком-тивные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием;

- когнитивный компонент – знания, освоенная информация, обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как ком-тивного актора;

- операционный компонент – ком-тивные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления ком-ции.

В результате можно построить трансакционную модель ком-тивной личности.



«ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ»

«ХОЧУ» соответствует целемотивационному компоненту.

«МОГУ» соответствует абилитационному компоненту.

«ЗНАЮ» соответствует когнитивному компоненту.

«УМЕЮ» соответствует операционному компоненту.

В данной модели ком-тивная личность моет выступать в любой функции: и как ком-тор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты ком-тивной личности.

Например, если речь идет о личности ком-тора, то в составе его абилитационных характеристик будут представлены прежде всего способности к производству и передаче сообщения, а в составе операционных характеристик такие умения, как умение правильно выбрать кодовую систему, закодировать, выстроить дискурс в соответствии с особенностями ком-тивной ситуации.

Если же рассматривать личность реципиента, то на первый план выходят абилитационные возможности по восприятию сообщения, когнитивные характеристики, связанные со знанием кодовых систем и прагматических правил их использования в конкретной ситуации, операционные характеристики, замкнутые на умение определить характеристики ситуации общения, оценить ком-тивную компетентность ком-тора, отселектировать шумы и адекватно декодировать сообщение.

Конецкая выделяла такие параметры ком-тивной личности:

1. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативны­ми потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощ­ным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация — бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разго­вор. Коммуникатив­ная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существова­ния и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа.

2. Когнитивный параметр включает в себя множество характе­ристик, формирующих в процессе познавательного опыта ин­дивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональ­ном планах. Наиболее существенными для когнитивного параметра коммуникативной личности являются следующие характеристи­ки: способность адекватного восприятия информации, способ­ность воздействия на партнера, оценка и самооценка когни­тивного диапазона и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации.

3. Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) ком­петентностью: а) практическое владение индивидуальным запа­сом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 6) умение варьировать коммуникативные сред­ства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуа­тивных условий общения; в) построение высказываний и дис­курсов в соответствии с нормами избранного коммуникативно­го кода и правилами «речевого этикета».

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал