Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка проектно-расчетной документации






После утверждения макета художник спектакля и руководитель постановочной частью театра приступают к разработке проектной и расчетной документации. В состав этого комплекса входят следующие документы:

— планировка декораций по актам и картинам;

— технологическое описание (иначе — монтировочная ведомость);

— рабочие чертежи;

— расчет станков на жесткость и прочность;

— сметно-финансовый расчет.

Если макет дает пространственное впечатление о будущей декорации, являясь ее уменьшенной копией, то окончательная планировка декораций, подписанная художником-автором, фиксирует расположение декораций в пространстве сцены, точные размеры декорационных составляющих, развеску подвесной декорации к конкретным штанкетам. Все размеры декораций для разработки чертежей снимаются только с планировки. Обмерять для выяснения размеров макет опасно, так как картонные выклейки имеют довольно значительные допуски и небольшие погрешности, которые, будучиувеличены в двадцать раз, могут существенно исказить задуманную композицию или просто не поместиться на сцене.

Кроме того, на плане сцены выясняются расположение рабочих лестниц, величина пространства, которое они займут, положение фурок, заготовленных перед началом спектакля и т.п. В макете этого не сделать и не проверить. Можно сказать.

что количество ошибок и трудность их исправления в готовой декорации находятся в прямой зависимости от того, насколько тщательно проработана планировка спектакля.

На планировке, и только на ней, находятся размеры заспинников, устанавливаемых за дверными проемами или подвешенными к штанкету, количество, места расположения и размеры кулис и многие другие элементы, без которых оформление спектакля не будет полным.

Макет и планировка являются основой для составления технологического описания. Это документ, содержащий, во-первых, перечень всех элементов декорации, мебели и бутафории, во-вторых, технологию их изготовления и, в-третьих, количество и номенклатуру материалов, которые потребуются в процессе производства. Описание составляется в процессе обсуждения этих вопросов заведующего постановочной частью с художником спектакля.

Практика театра выработала рациональную форму бланка технологического описания. Она содержит следующие графы:

— наименование изделия;

— количество;

— площадь изделия;

— рисунок с простановкой двух или трех основных размеров;

— описание технологии изготовления.

Понятие «изделие» здесь распространяется как на отдельную деталь или предмет, так и на целый декорационный комплекс. Разграничение оформления на изделия производится в зависимости от сложности данной декорации. Павильон, насыщенный дверьми, колоннами, арками и состоящий из нескольких больших стен, лучше разделить на отдельные стенки, записав их по отдельности. В большинстве случаев все стены павильона объединяются в одно понятие «изделие», поскольку все они имеют одинаковую технологию изготовления.

Таким же образом подходят и к другим элементам декорации: станки записываются вместе с приставленными к ним лестницами, ограждениями, маскировками и заглушинами. Задача состоит в том, чтобы избежать ненужного дробления оформления, загромождающего описание, и вместе с тем не слишком перегружать текстом графу «технология изготовле-

ния» разными технологическими приемами, необходимыми для данного изделия.

Порядок записи декорации в первой графе рекомендуется определять, исходя из следующих принципов. Сначала записываются те части оформления, которые устанавливаются на весь спектакль: например, станок, а также половики и одежда сцены, игровой занавес и пр. А затем записываются декорации с первого акта до последнего.

Графа «площадь» нужна лишь для облегчения подсчета количества материалов, нужных для изготовления того или иного изделия. Таким образом, она носит чисто вспомогательный характер.

Графа «рисунок» помогает быстрее ориентироваться в описании и макете, вычленяя из массы декорационных элементов тот предмет, который нужен. В сущности та и другая графы носят вспомогательный характер и поэтому не строго обязательны. Графа «технология изготовления» является главной. Запись в этой главе должна быть очень краткой, но информативно насыщенной. Так, если речь идет о павильонной стенке, то важно записать, что она жесткая, обтянута таким-то материалом (холстом, фанерой, бархатом), окрашена такой-то краской (гуашью, анилином и т.д.), таким-то способом (пульверизатором, кистью, в ванне, набрызгом через опилки и пр.). Нет смысла указывать цвет декорации, он берется с макета или специальной выкраски. Важно, какой краской красить и каким способом. Театральная практика выработала довольно большое количество вариантов имитации кирпичной кладки: мастикой, тиснеными пленками, шнурами, кусочками картона и т.п. В описании важно указать, какой из этих способов применим в данном случае, поскольку они оказывают разное образное воздействие.

Описывая технологию изготовления мягких декораций, нужно указать наименование ткани, необходимость подкладки, направление швов, густоту и характер складок и пр. Для ажурных декораций характер основы: тюль, сетка или какой-либо другой материал; способ крепления аппликации к основе: нашивка, приклейка и т.д.

Если речь идет о мебели, то, объясняя технологию, надо пояснить, чем она обивается и как обрабатывается; если лаком.

то каким: спиртовым, масляным, нитро и пр.; если красится, то каким образом. Способ имитации мягкой обивки тоже требует определенности: каким образом имитировать кожу, вышивку или условную фактуру, которую придумал художник.

Конструкция и размеры любой декорации видны на чертеже. Описание нужно для фиксации того способа имитаций, который требуется художнику в данном спектакле. Но бывают случаи, когда на этой стадии работы трудно, а подчас и невозможно определить технологию изготовления. Примеров тому множество. В таких случаях способ находится уже в процессе работы или в ходе предварительных экспериментов.

Так в спектакле Большого драматического театра «Коварство и любовь» художник Г.Алекси-Месхишвили жесткий портал задумал как некое подобие бетонных стен, бетонного бункера. Но ему не хотелось точной имитации бетона. Эти большие стены, если их выполнить традиционным способом (из рам, зашитых фанерой), были бы слишком тяжелы. Поэтому для обшивки был найден специальный картон, который по фактуре и весу удовлетворил всех — и художника и постановочнзпо часть. Или в макете художника О.Шейнциса для спектакля театра Ленком «Чайка» были сделаны стволы деревьев. Задача состояла в том, чтобы найти такой способ их изготовления, который был бы совершенно условным и в тоже время создавал впечатление древесных стволов. Определить технологию априори было невозможно, поэтому разные мастера пробовали, каждый по своему, изготовить экспериментальные образцы и лучший из них ото6рали для «тиражирования».

Но это отнюдь не отменяет необходимость составления технологического описания. Степень его подробности зависит, во-первых, от самой декорации и требований художника, а во-вторых, от уровня квалификации тех мастеров, которые будут изготавливать декорации.

Если оформление не требует каких-либо специальных технологий, отличных от традиционных и мастерские располагают квалифицированными театральными специалистами, то в описании не указываются конструктивные особенности, а сам текст выглядит очень сжато. Но если данная конструкция или имита-

ция выходят за пределы традиционной технологии, то эта особенность обязательно указывается.

Многие бутафорские предметы, не говоря уже о реквизите, в макете отсутствуют. Их перечень берется из так называемой выписки - списка необходимой бутафории и реквизита, сделанного помощником режиссера и дополненного художником спектакля. Эта запись не является окончательной. Во время репетиции она постоянно уточняется и дополняется. Но основные предметы бутафории и реквизита должны быть известны заранее, к моменту составления технологического описания и подготовки сметы расходов.

Не является окончательным документом и само описание. В ходе производства могут возникнуть новые предложения, найдены более выразительные технологии. Но каждое изменение должно быть согласовано с художником-автором и заведующим постановочной частью театра.

В целом технологическое описание, доведенное до каждого исполнителя, способствует четкой организации труда, экономии рабочего времени, наиболее точному воплощению художественного замысла. Предварительная разработка технологии выявляет основную номенклатуру потребных материалов, перечень которых выписывается для подсчета стоимости и составления заявки на их приобретение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.