Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила чтения Санскрита 4 страница






Если мы перейдём к животному миру, то обнаружим, что животные имеют ещё более высокую форму энергии. Они обладают умом, который может отыскать в определённой степени взаимоотношения между причиной и следствием и который может иметь более острое чувство страдания и удовольствия. Животный ум проявляет также силу воли. Это Маношакти. Он выше по виду, а не просто по степени, чем Прана Шакти растения. По сравнению с Маношакти животного Прана Шакти растения – ничто.

3. Атма Шакти

Выше обычного животного стоит человек. Он не просто обладает разборчивостью, но и эстетическим, и этическим чувством. Иными словами, он полностью пользуется интеллектуальными, эмоциональными и волевыми силами. Поэтому он стоит над животными. О его Шакти можно говорить как о Джива Шакти, поскольку Джива, воплощённая в человеческом существе, заставляет полностью использовать Манас и Индрии.

Помимо обычной Джива Шакти, которой обладает каждое человеческое существо, есть специфическая Шакти, которую мы находим у святых, способных осуществлять полный контроль над своими умам. Великий Йог, являющийся знатоком в Читта Вритти Ниродхе, то есть в контроле над модификацией ума, обладает тем, что мы можем назвать Атма Шакти, поскольку когда он проясняет ум от волнений, он получает энергию Атмана, живущего в его теле. Это высшая форма Шакти, к которой только может стремиться человек.

Когда совершенный человек оставляет своё тело, он освобождается, чтобы остаться в стороне от Параматмана или слиться с ним. Если он выбирает остаться отдельным, он будет предоставлен службе различных порядков существ во вселенной. Делая так, он должен будет использовать Чит Шакти (которая является также Атма Шакти), таким образом помогая Богу в выполнении Его функций.

20.3. Мать поклонения
(д-р Т.М.П.Махадеван, М.А., Ф.Д.)

В Шветашватара Упанишаде есть важная строфа, как по форме, так и по содержанию: " Ты есть женщина; Ты есть мужчина; Ты есть юноша и девушка; Ты являешься стариком, идущего неуверенной поступью с палочкой; Ты есть порождение, Своим лицом обращённым во все стороны." Бог появляется в мириадах форм. Божественная Сила проявляет себя в грациозности женщины и в силе мужчины, в радости молодости и в мудрости старости.

Эта Божественная Шакти создаёт все вещи, поддерживает их и забирает в себя. И как Сила и Обладатель Силы есть непроявленное, Сам Бог часто задумывается (воспроизводится) как Она.

Материнство Бога есть очень древнее понятие. Среди останков древних цивилизаций обнаруживаются образы Матери Богини. В одном из гимнов Риг Веды Шакти описана как живущая на небесах и поддерживающая Землю. В другом примере богиня Адити (означающая " необузданная") идентифицируется со всеми богами и всеми мужчинами, " со всем, что было и со всем, что будет". В Тайттирия Упанишаде учитель, давая своё последнее напутствие ученику, говорит: " Почитай свою мать как бога". В Кенопанишаде рассказывается история Индры, короля Дэвов, который гордился силой и победой и не мог признать Бога, когда Тот появился перед ним. Индра получил мудрость от Матери. В той же небесной области Индра повстречал ярко сияющую женщину, Уму, дочь Химавана. Он спросил её: " Что это за дух? " Она ответила: " Это - Брахман". Имеется множество меньших Упанишад, говорящих о Шакти как о высшем Существе, как об абсолютном Брахмане, одном без второго.

1. Матрилатри

Система философии и свод оккультных приёмов были созданы в Индии вокруг Матрилатри или поклонения Матери. Шактизм был одной из потенциальных сил для духовного возрождения индийцев, хотя в " продажные" времена и практикуемый неподходящим образом, он привёл к определённым злоупотреблениям. Шакты воспринимали Веды как основные священные писания, а Шакта-Тантры – как тексты, разъясняющие значения для достижения цели, поставленной в Ведах. Как утверждает Калика Агама, Тантра называется так потому, что она объясняет (Таноти) в мельчайших подробностях знание, имеющее отношение к Таттве (истине) и Мантре (мистическим слогам), и поскольку она спасает. (Транат). Тантра есть спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы. Неправильно считать Тантры книгами по чёрной магии, магическим заклинаниям и таинственным формулам. Они являются открытыми священными писаниями, из который могут черпать вдохновение все люди независимо от касты, веры или цвета кожи. Они являются изначальными Садхана Шастрами, учением о путях совершенства.

2. Адвайта Шактизм

Метафизическая позиция Адвайты или недуализм принимается Шактами как фундаментальная тема. Реальность одна, и она есть Сатчидананда, существование, сознательность и блаженство. Как указывает сэр Джон Вудрофф: " Доктрина Шакти является специфическим изложением так называемого Монизма (Адвайта, буквально " не два"), и ритуал Шакты даже в тех осуждаемых формах, которые дают злоупотребления, в которых это священное писание известно, является его практическим приложением. Шакта разделяет точку зрения, что окончательная Реальность едина, что природа Чистого Сознания или Опыт 'per se' и что это есть основание проявления вселенной, которая проявляется среди Майи. Хотя Адвайта Шанкары считает кажущееся как иллюзию, Адвайта Шакты рассматривает её как реальность. Майя в Шактизме является не неопределённым неведением, как какое-то иллюзорное проявление мира, а как реальная сила или Шакти, идентичная с окончательной Реальностью, вызывающей возникновение, поддержание и уничтожение вседенной. Чистое Сознание как неволнующийся субстрат (Ниргуна Брахман) есть Шива. Та же Реальность в Творческой Силе или 'elan vital' есть Шакти. Саммохана Тантра говорит: " Без Пракрити или Шакти невозможно пересиливание мира. Без Пуруши или Шивы нельзя достичь истинного знания. Следовательно, обоим следует поклоняться Махакали и Махакалу." Абсолют есть слово, есть Шива-Шакти, Мужчина-Женщина или Бог-сила. Он развивается в мир конечного существования и прекращает быть тем, кем является, а именно чистым Сознанием, Существованием и Блаженством. Индивидуальная душа или Пашу-Джива – не кто иной, как Шива. Хотя она чувствует отчуждающее ограничение или разделение (разлучение) от её места стоянки. С помощью сублимации она распадается вместе со вселенной до единого Сознания, которое является совершенным Блаженством.

3. Триединство

Популярная религия идентифицирует Шакти с Махадэви (великой матерью), вечной Супругой Шивы и обожаемой Сестрой Нараяны. Но Шакты осознают, что Великая Мать превосходит божественное единство Брахмы, Вишну и Рудры. Она есть Дурга или сила как Действие (Крия); Она есть Лакшми или Слиа как Воля (Иччха); Она есть Сарасвати или Сила как Знание (Джнана).

Первые три дня Наваратри Ей поклоняются как Дурге, вторые три дня – как Лакшми и последние три дня – как Сарасвати. А на десятый день Её почитают как Раджараджешвари, Королеву-Мать, превосходящую тройственные аспекты, которые составляют мир перемен.

4. Сотворение и разрушение

Уникальной особенностью Индуизма в общем и Шактизма в частности является тот факт, что силы разрушения не посылаются Сатаной, стоящим отчуждённым и противопаоложным Богу. Мать не только создаёт, но и разрушает. Смерть теряет весь свой ужас, когда она рассматривается как главный вход в новую жизнь. Разрушение не является уничтожением, когда оно ведёт к новому способу существования. Так же, как сотворение является выражением божественной силы, так же разрушение является этим. Отсюда Шакта рассматривает Мать и как Трипурасундари, прекрасную творящую, и как ужасную Кали, Богиню тьмы, которая пирует в танце смерти. Свами Вивекананда отразил дух Шакты в гимне Кали:

" Приди, Мать, приди!

Для ужаса имя Твоё,

Смерть есть Твоё дыхание,

И каждый нетвёрдый шаг

Разрушает мир навсегда;

Время Твоё, всеразрушительница!

Приди, о Мать, приди! "

5. Символ Брахмана

Часто критикуют, что Шактизм есть " доктрина, учащая первенству Женского и подходящая только для суфражисток-монисток", что это " просто феминизация ортодоксальной Веданты". То, что эта критика беспочвенна, станет очевидно после понятия вовлечённостей доктрины Шакти. Это не более неправильно – называть Бога Матерью, чем называть Его Отцом. С эмпирической точки зрения оба принципа статики и динамики, мужского и женского необходимы для объяснения сотворения мира. Шакты делают упор на женском, поскольку мужская роль в порождении быстротечна и мгновенна, женская роль более терпеливая и сокровенная. Высшая Мать жертвует собою, чтобы стать миром. С этой точки зрения концепция Матери более важна, чем Отца как Бога. Одновременно, Шакта хорошо знает, что с трансцендентальной точки зрения различие пола неприменимо к Абсолюту. Санскритское слово " Матри" (" мать") и мужское, и женское. Махакаля-Самхита адресует Матери такой гимн: " Ты - ни девочка, ни девушка, ни старуха. На самом деле, Ты ни женщина, ни мужчина, ни среднего рода. Ты - не зачатая, неизмеримая Сила, Сущность всего существующего, пустота всего двойственного, Высший Брахман, достижимый только с помощью просвещения или мудрости."

Ом Шакти Майям Джагат

20.4. Система Шакта
(Шри Деван Бахадур К.С.Рамасвами Шастригал)

Философия Шакти так же стара, как Веды. Я не думаю, что есть какое-либо истинное основание с западной точки зрения, которой вторит доктор Радхакришнан, когда он говорит: " Поклонение Шакти, без сомнения, преобладало первоначально среди не-ариев и постепенно было принято ариями." Риг Веда относится к Рудрани и Бхавани. Дэви Шуктха в Риг Веде (10-125) является подлинным источником доктрины Шакти. Там сказано: " Я Высшая Королева, сокровищница всех сокровищ; глава всех объектов поклонения, чьё всепроникающее Я проявляет всех Деват, чьё место рождения среди каузальных вод; чьё дыхание даёт форму созданным мирам и землям, простирающимся за их пределами, настолько Я велика." В ней и в Шри Шукте, Бху Шукте, Нила Шукте и Дурга Шукте мы имеем Центральную истину о Шакти, провозглашённую в прекрасных словах. В Кена Упанишаде Она описана как Ума, Хаймаватхи Баху Шобхамана (Ума – бесконечно сиюящая дочь Химавана), как дар Брахмавидьи Богу Индре. В Дэви Упанишаде и других Шакта Упанишадах её слава детально описана. Таким образом, Дэви – не только принцип творения, принцип благоприятности, принцип космической энергии, принцип аскетизма (Тапасья Джвалятхи), но также принцип Божественного знания. Она есть Джада Шакти и Чит Шакти. Она есть Иччха Шакти, Джнана Шакти и Крия Шакти. Она не только Майя Шакти, но также и Мокша Лакшми. В Вайшнава Агамах Лакшми описана как милосердие и как средство спасения. Но в Шакти Агамах Дэви описана как творец и правитель вселенной, а также как аспект Сагуна Брахмана.

Её слава воспевается также в Пуранах. В Итихасах она описана как проявляющая благосклонность к Раме и Арджуне. В Шримад Бхагаватхе она описана как сестра Кришны. В Шакта Агамах имеется Субхаджага, 64 Кантага и 8 Мишраг. У своего близкого друга я взял копию Шакти Сутр Агастьи, которая заслуживает большого тиража и почтения. Знаменитые поэмы, относящиеся к Шри Шанкаре: Шиванандалахари и Саундарьялахари – показывают, как он раскрывался в поклонении и почитании Шивы и Дэви. Ценной работой является комментарий Бхаскарарайи по Лалита Сахасранаме. Недавно энтузиаст своего дела - сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон) сделал работы по Тантре доступными для современного читателя.

В доктрине Шакти Шива является Высшим неизменным вечным сознанием, а Шакти является Его кинетической энергией. Шива и Шакти описаны как Пракаша и Вимараса, то есть Слава и сила. Шива есть Чит, а Шакти есть Чидрупини, то есть статическое и динамическое сознание. В действительности они есть одно. Шива становится творцом вселенной с помощью энергии Шакти. Если Шива находится в союзе с Шакти, он становится Богом Вселенной; если нет, он не может даже двигаться. Брахма, Вишну и Рудра выполняют функции сотворения, сохранения и разрушения Вселенной в соответствии с волей Шакти. Это от Неё происходят Тиродхана (неясность Божественной природы) и Ануграха (благосклонное откровение Божественной природы).

Ходом проявления является Шива, Шакти, Нада, Бинду и Шуддхамайя. От Майи, которая принимает форму Пракрити, происходит эволюция Вселенной, общее количество категорий существ 36, как в Шайва Тантрах. Дживы являются Амшами Шивы и в действительности едины с Шивой. Сэр Джон Вудрофф говорит в своей " Шактхи и Шактха": " Функция Пракрити состоит в сокрытии, ограничении или придании окончательной формы чистому безграничному бесформенному сознанию, поскольку, чтобы придать форму без такого ограничения, не может быть внешность формы." Эти Гуны работают с помощью взаимного подавления. Функция Тамаса – сокрытие сознания, Саттвы – обнаружение его и Раджаса – активизирующего принципа, заставляющего или Тамас подавлять Саттву, или Саттву подавлять Тамас... Следовательно, формы жизни являются лестницей (Сопана), по которой человек взбирается к состоянию безграничного, вечного и бесформенного блаженства.

Особенностью является то, что Шива описан как Сатчидананда, Нирвикара (неизменный), Нишкала (неделимый), Нирмала (некасаемый Малой), Ниргуна (без атрибутов), Арупа (без формы) и всепроникающий, как пространство. Сэр Джон Вудрофф говорит: " Таким образом, Шакта Тантра есть Адвайта Вада, так как она провозглашает, что Параматма и Дживатма – едины." Одним из имён Дэви в Лалита Сахасранамам является " Брахматмайкасварупини" (чья природа есть идентичность Брахмы и Атмана). Саммохана Тантра говорит в главе 8, что Шри Шанкарачарья был воплощением Бога Шивы для уничтожения Буддизма. Поклоняющемуся Шакти предписывалось медитировать на восходе на следующую тему: " Я – Дэви и никто иной. Я – Брахман, находящийся за пределами любого горя. Я – в форме Сатчидананды и вечно свободен по своей природе."

Великой частью доктрины Шакти является её утверждение о том, что Вселенная есть Сила – проявление славы Дэви. Но Сила является не слепой физической силой, а силой знания, силой блаженства, силой любви (Чит Шакти, Ананда Шакти, Према Шакти). Хотя, не отрицая доктрину Адвайты, что с точки зрения ноуменальной реальности в реальности вовсе нет сотворения, Шакти Шастры, которые являются Садхана Шастрами, описывают Вселенную как проявление Шакти.

Другим важным аспектом философии Шакти является делаемый ею упор на Йогу, с помощью которой высшие энергии, находящиеся в нас, могут быть пробуждены и введены в игру, чтобы помочь миру и дать нам возможность нам реализовать Высшее. Она учит нас, как пробуждать Кундалини Шакти и пронизывать 6 центров силы (Шатчакра) и реализовать неописуемую славу Шива-Шакти в Сахасраре (духовный центр в головном мозгу).

Третьей важной особенностью доктрины является упор, делаемый на систему мистических Мантр и поклонений, хотя все Садханы: Нишкама Карма, Бхакти, Йога и Джнана – принимаются как Садханы (средства освобождения).

Это правда, что в некоторых деградированных формах Шактизма имеется магия, аморальность и поиск оккультных сил. Теория пяти Матр: Мадья, Мамса, Матсья, Мудра и Майтхуна (вино, мясо, рыба, символические действия и половая связь) – является пародией на истину. Но это не подрывает чистую доктрину из-за её временной деградации и коррупции. Сэр Джон Вудрофф говорит также: " Ритуал есть искусство, искусство религии. Искусство есть внешнее материальное выражение идеи сознательности и эмоционального чувства. Ритуальное искусство связано с выражением этих идей и чувств, которые специфически называют религиозными. Это способ, с помощью которого религиозная истина утверждается и создаёт смысл в материальных формах и символах для ума. Для любой природы чувствительной страстью является та красота, в которой Бог наиболее проявляет Себя. Но более того, это – средства для перемещения и очищения ума. Таким образом, Шакта обучается тому, что он един с Шивой и Его Силой – Шакти. Это не просто аргумент. Это дело опыта. Ритуальная Йогическая практика обеспечивает ему такой опыт.

Понятие Материнства Бога является наиболее прекрасным и нежным. Гита говорит: " Я – отец Вселенной. Я – Мать Вселенной." Культ Шакти открыт для всех, включая женщин. Бог – ни мужчина, ни женщина. Род не имеет места в понятиях Божественности. Но материнский аспект Бога не менее истинный, чем отцовский аспект, и является безграничным милосердием, любовью и благосклонностью.

Ом Шакти Майям Джагат

20.5. Шакти
(Шри Йоги Гаури Прасад, отст.судья, Сварг Ашрам)

Каждый год во второй половине месяца Ашадха индийцы всей Бхаратварши непрерывно в течение 9 дней поклоняются Шри Дурге Дэви, посвящая каждый из этих дней специальному образу Маха Шакти Дэви, и завершают это поклонение на 10 день или Виджаядашами день.

Давайте рассмотрим, что всё это значит и как это религиозное поклонение помогает нам в реализации цели человеческой жизни на этой земле. В индийской мифологии Маха Дэви или Махешвари считается Высшей Шакти или Силой Высшего Существа и известна как Джагадамба, творец вселенной. Согласно Санкхье, Она является Мулей Пракрити или Высшей Пракрити Высшего Пуруши.

Слово " Шакти" происходит от корня " Шак", означающего " быть способным", " делать" – это указывает как на активность, так и на способность Шакти, поскольку это производительный или творческий принцип, является чисто женским, но в действительности ни мужской, ни женский, а только сила, которая проявляет себя в различных формах.

Шакти в её статическом состоянии есть Чит-Шакти, а в кинетическом состоянии – Майя-Шакти.

1) Как Чит-Шакти она - Окончательная Неизменная Реальность.

2) Как Майя-Шакти она развивается и предстаёт в форме мира.

Обе они по своей сущности являются

1) Устойчивой Реальностью в Себе (Я) и

2) Формами Себя (Я), преходящими, однако реальными объектами Опыта.

Согласно Шакта Даршане, Вселенная является продуктом этих двух Шакти – Чит-Шакти и Майя-Шакти. В природе этой Окончательной Реальности (Чит) проявляется Я. В Чит или Сознании имеется семя Силы для проявления себя как объекта для его ограниченных центров. Это семя является концентрацией всех тенденций (Самскар) по отношению к жизни и форме, полученной в бесконечном количестве прошлых вселенных. Различные перемены в этих коллективных тенденциях во временном выражении составляют Югу и классифицируются в соответствии с преобладающим элементом Гуны в этих коллективных тенденциях. Та, что преимущественно содержит чистую Саттва Гуну, называется Сатья Юга и т.д.

Таким образом, Шакти обозначает силу в общем и каждую особую форму Силы. Жизнь есть сила сознания или Читты. Ум тоже является силой, так же, как и материя. Ум постоянно функционирует в форме Вритти. Ум, воля и ощущения или Бхава и так далее – все являются аспектами ума-силы в его общем смысле. Сила, переведённая на материальный план, является энергией и, следовательно, только одним и самым грубым аспектом Шакти или Силы.

Короче говоря, все эти аспекты или особые силы являются ограниченными формами Великой Творческой Слиы, Мата Дурга Дэви, Матери (Амбика) Вселенной. Это Она персонифицируется в форме всех существ во вселенной; и это опять же она является сущностью таких персонификаций, является Высшей Личностью (Парамамта), которая в проявленном состоянии составляет " Бога в действии". Следовательно, поклонение Маха Шакти не является поклонением этим ограниченным формам; это поклонение Божественной Воле, Знанию и Действию, обнаруживаемым во Вселенной. Поклонение просто силе – асурическое. Сила, однако, может быть морализирована хорошей целью, которой она служит. Некорректен антитезис между могущественным и правильным, он возможен между могущественным в служении правильному и могущественным в служении неправильному. Чтобы поклоняться просто силе, нужно поклоняться делу (материи).

1. Сходство между системой Санкхья и доктриной Шакты философии Шакти

Как было указано выше, в терминологии системы Санкхья Маха-Шакти есть Муля-Пракрити Высшего Пуруши. Говоря в общем, мы можем превратить второй элемент этой системы, а именно, Беспредельного Пурушу – в одного Шиву, а Пракрити - в Силу Шивы или Шакти, а затем утверждать, что Шива и Шакти - это не две независимые реальности, как говорит Санкхья, а только одна Реальность в двойственном аспекте - статическом и кинетическом, и, таким образом, воспринимать некоторое сходство между Санкхьей и доктринами Шакты системы Шакти. Пуруша Санкхьи является неизменным Сознанием (Чит). Так же, как Шива. Пракрити есть неограниченная причина, принцип перемены (изменения) и, как следствие, ограничена меняющимися формами, которые являются следствиями или модификациями их причины. Подобным образом и Шакти - неизменна в себе, производит формы из себя, как материальная причина мира перемен. В общем можно сказать, что Сила или Шакти Шивы, но строго - Шакти есть Шива; нет Шивы без Шакти и Шакти без Шивы. Этот прочный союз с разнообразными аспектами содержит различную точку зрения на причину космического процесса. В Санкхье - две реальности; в доктрине Шакти есть только одна реальность с двойственным аспектом.

Поскольку мы здесь имеем дело с силовым аспектом Сознания, для того, чтобы вспомнить и представить дальнейшую вселенную, мы можем говорить только о Силе или Шакти, если мы хорошо помним, что вселенная есть продукт Чит-Шакти и Майя-Шакти, что является Чит или Сознанием в его аспекте силы и действенной причины и Майя-Шакти или силы, как материальной причины. Таким образом, имеется одна окончательная продолжающаяся абсолютная Реальность, по отношению к которой все другие родственные реальности, такие как ум, жизнь и материя, являются преходящими формами.

Окончательная Реальность есть Вечное Существо-Сознание (Сат-Чит), которое само по себе неизменно. Сознание, независимо от того, переступает ли оно пределы или присуще, никогда не меняется и не движется. Если в мировом процессе кажется, что оно это делает, это происходит благодаря характеру ума, основой которого оно является. Но, тем не менее, это сознание является истинной действующей причиной того, что движется. Поэтому это сознание является силой (Чит-Шакти).

Но могут спросить, а что же является этой Субстанцией-Энергией, которая служит материальной причиной нашей вселенной?

Ответ зависит от того, как мы смотрим на это. Если мы смотрим на это в аспекте другого мира, она есть Реальность, которую мы называем Шакти или Сила, поскольку она сама по себе даёт ответ, что это сознание (Чидрупини Шакти). Если мы смотрим на это со стороны этого мира, тогда он является Корнем-Субстанцией-Энергией Вселенной, которая проявляется как ум и материя. Однако, этот корень, как причина, является ни одним, ни другим, а Силой (Майя-Шакти), чтобы проявиться для себя и казаться обоими, когда сознание становится внешне-направленным (Бахирмукхи) и видится в его обычном пробуждении к миру, " Это" (Идам) или Вселенная.

2. Два отношения или состояния сознания

Сознание имеет два отношения: внутреннее и направленное вовне (Антармукхи и Бахирмукхи). В первом и его полнейшем смысле имеется опыт, в котором нет субъекта или объекта. Во втором - объект или " Это" (Идам) постепенно проявляется вначале как часть, а затем, как внешняя часть себя. Имеется полярность в (первом) единичном сознании " Я" (Ахам) и " Это" (Идам), испытываемое предметом и его миром. Последний есть истинное, а первый воспринимает его, но оба, поскольку преходящие и меняющие свою реальность, являются родственными. Полный, вневременный, внепространственный, бесконечный, постоянный аспект есть Абсолютная Реальность, которая есть Высший Опыт. В Шакта Шастрах эволюция сознания в 36 Таттвах или стадиях в ум и материю описана в деталях и сложностях, с использованием технической терминологии. Они показывают источник даже Пуруши и Пракрити. Фактически Пуруша и Пракрити Таттва просто обозначают стадии эволюции и вибрации, когда " Это" (Идам) или объект " Я" (Ахам) выведен из Себя и становится внешним предметом, отличным от этого. Иными словами, они (Пуруша и Пракрити) являются непосредственным корнем эмпирической реальности, но этот корень сам покоится в почве сознания, которое является окончательно Самвит или Высшим (Чидрупини) Опытом Себя. Для Шакты это есть Майя-Шакти. Она в одном аспекте является конечной неизменной Реальностью; а в другом аспекте она развивается и предстаёт в формах мира.

Таким образом, имеется настоящее, но преходящее различие в настоящей и прочной связи. Несомненно, эта доктрина не объясняет логически, как Богиня (Шакти Дэви) может быть неизменной и тем не менее меняющейся. В этом отношении Майя Шанкарачарьи, которая является ни реальной, ни нереальной, также противоречит логике. Высшая истина логична. Шакта говорит: " Лучше принимать обе: 1) реальность меняющегося мира, которая навязана нам Майей в нашем обычном опыте, и 2) реальность неизменную, которая воспринимается в Йоге."

В духовном опыте проблема исчезает. Так, Шива говорит в Кулярнава Тантре: " Некоторые хотят дуализм (Двайтавада), другие - монизм (Адвайтавада). Однако так не узнаешь мою истину, которая лежит за пределами монизма и дуализма (Двайтадвайтавиварджита). Шакта Тантры являются формой Адвайта Веданты. Все поклоняющиеся являются практическими реалистами, какой бы ни была их доктрина. Шакта молится Матери (Дурге Дэви), зная, что форма Того, что как Мать является таковой, потому что Она предстаёт перед ним. Эта характерная особенность доктрины Шакты хорошо проиллюстрирована в Дэви Бхагаватам. Рассказ повествует следующее:

" Когда Шива отказал своей жене Сатиджи посетить Яджну её отца Дакши, хотя она непрерывно умоляла его, Джагадамба Дэви, видя, что её мужем овладело тщеславие, приняла очень страшную форму с целью уничтожить это тщеславие. Поразмышляв минуту, Сатиджи открыла свои три ужасных глаза и сокрушила Шанкарджи (Шиву) иллюзией. Шива стоял тихо, глядя на Дэви с искажённым в гневе ртом и глазами, горящими, как разрушительный огонь. Дэви внезапно показала страшные зубы в Своём страшном рту и громко засмеялась. Услышав этот страшный смех, Шанкар Махадэва был парализован от испуга. С большим трудом открыв свои три глаза, Шива (сразу) увидел ужасающий мир аспект Джагадамбы. Когда он посмотрел на неё, её тело мгновенно потеряло свой золотистый цвет и приняло вид тёмной массы размазанной (смешанной) краски (Анджана). Она казалась голой, как пространство, с растрёпанными волосами, высунутым языком и четырьмя руками. Она была ужасно свирепа, вымокшая от пота (вызванного её гневом), со страшным выражением лица, увенчанной черепами на её блестящей короне и полумесяцем, сияющим, подобно 10 миллионам Солнц. Её голос громко гремел. В таком страшном виде Сатиджи стояла, поражая массой её собственного сияющего Теджаса (энергии), перед Махадевой и раскатисто-громко смеялась. Видя такую прекрасную внешность Дэви, Шанкарджи потерял весь своё самоконтроль и в панике искал, куда бы убежать. Видя Шиву, завоёванного страхом, Дэви вновь и вновь раскатисто захохотала и успокаивающе закричала: " Не бойся! Не бойся! "

Слыша этот крик и ужасный раскатистый смех, Махадева неистово бросился бежать на все четыре стороны. Но куда бы он ни бежал, он видел перед собой страшную форму. В бегстве по всем десяти четвертям Небес, он ничего не видел, кроме опасности перед собой. Так он сел на землю и закрыл свои три глаза, а когда он открыл их, он увидел перед собой Шьяму (чёрную женщину) с улыбающимся лицом, её глаза были расширенными и страшными, а волосы растрёпанными. Видя это, Махадева в жутком страхе спросил: " Кто тебя создал, Шьяма? Куда делась моя возлюбленная жена, Сати? "

Дэви ответила: " Махадэва, Я - твоя Сати стою здесь перед тобой. Почему твой ум сегодня приведён в замешательство? Я кажусь тебе отличной от твоей Сати? " Шива сказал: " Если ты действительно моя Сати (дочь Дакши), то почему ты стала чёрной и страшной? Кто обладает этими ужасными по форме формами и находится повсюду от меня? Кем из них являешься именно ты? Расскажи мне всё об этих удивительных формах, так сильно напугавших меня."

Сати сказала: " Я тонкая (вне досягаемости речи и ума) Муляпракрити, которая создаёт и разрушает. Благодаря обещанию, которое я прежде дала тебе (для благословения тебя для твоего Тапаса), Я воплотилась в светлую девушку в доме Дакши просто для того, чтобы получить и очаровать тебя как своего мужа. Сегодня я приняла ужасный вид, чтобы ужаснулся один Дакша. 10 ужасных форм, которые ты видел в каждом из десяти направлений, все являются моими аспектами. Видя тебя таким испуганным и повернувшим на все четыре стороны, Я встала перед тобой, закрыв их своими формами."

Шива сказал: " Ты являешься тонкой Муляпракрити, которая создаёт, предохраняет и разрушает. Невозможно, чтобы кто-то знал тебя, находящуюся за пределами речи и ума. Так, не зная тебя, из-за большой иллюзии Я наговорил тебе неприятностей. Прости меня, О Парамешвари, за совершённый проступок. Назови мне имена каждой из этих десяти ужасных форм, стоящих в десяти направлениях."

Дэви сказала:

'Тёмная форма с ужасными глазами, которую ты видел перед собой, есть Кали.

Та, что выше твоей Шьямы (тёмно-синего) цвета, есть Махамайя Тара, тот самый образ Махакали.

Очень худая и страшная Дэви, которую ты видишь справа, о высокодуховный Махадэва, есть Махавидья Чиннамаста.

О Шамбху! Дэви с левой стороны есть Бхуванешвари.

Та, что позади тебя, есть Дэви Багалямукхи, разрушительница врагов.

Та, что предстаёт как вдова на юго-востоке, есть Дэви Махавидья Дхумавати, великая Ишвари.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.