Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формулировка проблемыСтр 1 из 4Следующая ⇒
ПЛАН НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемым к выполнению части С: 1) Сформулировать проблему. 2) Прокомментировать проблему. 3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме. 4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором. 5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце): · первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики; · второй аргумент – из собственных знаний и жизненных наблюдений. 6) Итоговый вывод (заключение). Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение. 3. АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С УЧЁТОМ ПЛАНА И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ Формулировка проблемы Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Довольно часто в тексте рассматривается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая · находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, т.е. является главной, а не второстепенной; · даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, т.е. соответствовать его читательскому и жизненному опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения). Сформулировать проблему можно двумя способами:
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы: · В своём тексте публицист (писатель) NNрассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?). · Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?). · Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая проблема. Примечание. Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте писателя NN. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему (чего?)… Пример возможного начала сочинения-рассуждения: Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне. Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы: · помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12. Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни». · Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.
|