Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шварценбергплац






 

Район Ландштрассе начинается от Ринга, с длинной прямоугольной площади Шварценбергплац (Schwarzenbergplatz), в начале которой стоит конный памятник принцу фон Шварценбергу, победителю Наполеона. В конце площади - памятник другому герою, также претендовавшему на то, чтобы стать освободителем Европы от тирана. Надпись крупными русскими буквами на колоннаде, окружающей памятник, гласит: " Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами". На вид этот герой - неизвестный советский солдат, но под освободителем Европы имелся в виду, разумеется, Сталин, чье имя площадь носила в 1945-1955 годах. Памятник освобождения (Befreiungsdenkmal) был поставлен уже 19 августа 1945 года, и московские власти не забыли включить в советско-австрийский пакт 1955 года положение о том, что австрийское правительство обязано вечно заботиться о монументе. Оно и заботится - и даже обнаруживает и сохраняет для истории другие памятники: недалеко, на углу Академиенштрассе (Akademienstraß e) и Ринга, недавно расчищена и сохранена для истории угрожающая надпись на русском языке " Квартира проверена".

 

Проект памятника был сделан молодым советским ваятелем Михаилом Интисаряном, а моделью служил некий Петя-сибиряк; однако опытный глаз заметит, что памятник какой-то несоветский - очень уж аскетический, негнущийся, вертикальный. Мало в нем неряшливости. Это неудивительно, поскольку исполнен он был в Вене австрийскими художниками кино.

 

Легко себе представить, что позднее, уже в годы разрядки, советские хотели сгладить впечатление. Поэтому перед памятником был поставлен еще один, разъяснительный, мини-монумент: абстрактный черный куб (модернистского дизайна - чтобы показать, что и мы не совсем уже пни) с текстом на русском и немецком о том, что это памятник погибшим при взятии Вены советским солдатам. Нас-то, разумеется, не обманешь: это никакой не памятник скорби, но памятник господства. Отсюда - все наши сложные чувства по этому поводу, от стыда до гордости, а потом стыда за гордость и так далее, с превалирующей над всем здоровой иронией.

 

Впрочем, сложные чувства этот памятник вызывает не только у русских, но и у австрийцев. Старшее поколение называет его " памятником неизвестному мародеру". Молодые интеллектуалы, напротив, отказываются над ним издеваться - это памятник победе над фашизмом и, как им видится, антисемитизмом, а фашизм и антисемитизм до сих пор не пустой звук в Австрии. Они ловят своих соотечественников на том, что те путают название монумента: если австрийцы называют его не Памятник освобождения, а Памятник победы (что и вправду случается), то, значит, признаются в том, что русские их победили, что они воевали на стороне Гитлера (о чем официальная Австрия предпочитает умалчивать). Впрочем, чаще всего все говорят просто: Русский памятник.

 

Прямо перед памятником возвышается пирамидальный фонтан " Высокая струя" (Hochstrahlbrunnen). Злая венская молва гласит, что поставлен он специально, чтобы памятник загораживать; но на самом деле фонтан гораздо старше. Он был сооружен в 1873 году, и сам является памятником - монументом венскому водопроводу, приносящему в город воду горных источников. Отсюда имитация горы в его основании и апелляция к суровому, устрашающему образу природы (нордические идеалы были характерны для всех проектов бургомистра-националиста Карла Люэгера). Опасность этот фонтан действительно представляет, но не для советского монумента, а для вас: альпийская струя бьет с такой бешеной силой, что подойти прочитать слова Сталина, не намокнув, совершенно невозможно. По вечерам струя окрашивается в разные цвета, от фанты до марганцовки (эту затею придумал еще Люэгер), и становится похожа на неоновое привидение готического собора.

 

Принц фон Шварценберг, фонтан и советский монумент дружно заслоняют четвертый и самый ранний памятник на этой площади - дворец Шварценберг (Palais Schwarzenberg) начала XVIII века. В нем по-прежнему живут потомки героя, Шварценберги, хотя, видно, они уже поиздержались, поскольку часть дворца сдается под отель, дорогой ресторан и бар. Сухое желто-серое здание с огромным паркингом на месте курдонера - малоприятное зрелище; у дворца есть еще другой фасад и огромный парк, но они доступны только постояльцам отеля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.