Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточная часть Ринга






 

В правой, восточной, части Ринга (куда от Оперы можно доехать на трамвае) сохранился единственный остаток так называемого " гласиса", полосы отчуждения за крепостной стеной, на месте которой и был возведен Ринг. Сейчас там находится Городской парк (Stadtpark), вряд ли примечательный чем-нибудь кроме возможности подышать свежим воздухом. По парку протекает речка Вена, но и от нее многого ждать не стоит. Наиболее живописная часть парка находится на его правом краю: это " Портал реки Вены" (Wienfluß portal), несколько павильонов в стиле романтического необарокко рядом с аналогичной станцией метро постройки Отто Вагнера. Больше всего эти павильоны популярны в качестве стильного укрытия для целующихся парочек.

 

Среди разбросанных по парку скульптур внимание туристических групп обычно привлекает золотой, как зубная коронка, памятник Иоганну Штраусу (1925), около которого весной 1945 года фотографировались все советские солдаты поголовно. Любовь русских к Штраусу вызывала со стороны глубокое недоумение: Томас Манн, увидев 15 апреля 1945 года в своем калифорнийском изгнании кадры кинохроники, в которых советские солдаты возлагали в Вене венки на могилы Бетховена и Штрауса на Центральном кладбище, около фамилии последнего поставил в своем дневнике два вопросительных знака. Для него эти два имени никак не могли стоять рядом. Однако в то время Штраус в СССР был гораздо известнее, чем Бетховен или даже Моцарт: десятилетие больших репрессий проходило под звуки " Большого вальса", свободно лившиеся из будок киномехаников, патефонов и радиоточек. Бывший осужденный за антисоветскую деятельность, бывший санитарный инструктор на Третьем Украинском фронте, а ныне пушкинист Георгий Лескисс в своем интервью Эриху Кляйну, автору книги " Русские в Вене", вспоминает, что в 1945 году венский памятник Штраусу казался ему монументом инфернальным силам - монументом сталинской эйфории.

 

Сразу же за парком на правой стороне Ринга возвышается похожее на замок здание Австрийского музея прикладного искусства (Ö sterreichische Museum fü r Angewandte Kunst, сокращенно MAK), вероятно, лучшего музея Вены. Его посещение представляет интерес для следующих категорий граждан: подсевших на роскоши (великолепный неоренессансный интерьер архитектора Ферстеля), любителей старины (коллекция декоративного искусства от готики до наших дней), адептов всего нового (экспозиция сделана звездами современного искусства - фактически это их инсталляции), поп-фриков (в дизайн-шопе есть масса абсурдных пластмассовых штучек) и просто тусовщиков (здесь всегда проходят любопытные выставки, а по вторникам, когда наступает " MAK Nite" и весь музей открыт до полуночи, там устраиваются концерты). Кафе, как и весь музей, легко и празднично соединяет в себе антикварное с авангардным (архитектор Герман Чех); еда недурная и на удивление недорогая.

 

Вся эта эклектическая смесь стала возможна, после того как директором музея стал знаменитый в Вене Петер Н вер, обладающий нечеловеческой энергией и заинтересованный, в частности, в русском авангарде. Фокус здания (во всех смыслах этого слова) - великолепный внутренний двор с лоджиями, который уже в наши дни для одной из выставок был засыпан горой песка.

 

Напротив MAK`а находится очень приятное большое кафе Prü ckel, в котором (редкость в Вене) полностью отсутствуют имперские претензии. Низкие лампы для чтения и расслабленные светло-зеленые кресла 50-х годов, как у нас на дачах, стимулируют диссидентскую мысль, но побуждают не к действию, а к бесконечному говорению, иронии, злобствованию, легкому нытью - тому, что по-венски называется словом " nö rglern". Занятие это для нас - очень близкое и родное. В качестве альтернативы - тоже вполне близкой и родной - чуть дальше по той же стороне Ринга имеется кубинский ресторан-бар Castillo Comida y Ron, где в современном московском стиле ни говорить, ни злобствовать, ни ныть вообще невозможно: здесь темно, музыка, парочки и недорогая острая кубинская еда с доступным пивом.

 

Castillo Comida y Ron 1., Stubenring 20; 512 94 04; пн-пт 11.00-15.00, 18.00-1.00, сб-вс 18.00-1.00.

 

На площади рядом с кафе Prü ckel стоит памятник в суровом, жестком стиле неоклассического модерна, героем которого является " красавчик Карл" - знаменитый бургомистр Карл Люэгер.

 

Одним из экономико-антисемитских проектов Люэгера было создание Почтовой сберкассы, где предполагалось аккумулировать деньги мелких собственников, чтобы противостоять засилью крупного еврейского капитала (прежде всего Ротшильдов). Здание Почтовой сберкассы (Ö sterreichische Postsparkasse) было возведено Отто Вагнером в 1903-1912 годах чуть дальше по Рингу. Эта выдающаяся постройка завершает архитектурную авантюру Ринга - и географически (это почти конец Ринга), и, главным образом, стилистически: Вагнер, который критиковал Ринг за лживость и фасадность его архитектуры, в этом здании (довольно поздней его постройке) изжил идею эклектики, то есть мирного сосуществования различных художественных языков. Наступала новая, гораздо более жесткая эпоха.

 

Плоский фасад, пробитый многочисленными алюминиевыми " заклепками", несет в себе нечто шокирующе-современное и, без сомнения, военное; крышу украшает пергола с довольно мрачного вида венками и фигуры валькирий, которые держат еще по паре венков так, как будто подтягиваются на кольцах - на напряженно вытянутых, демонстрирующих зловещую силу руках. В общем, что бы ни говорили европейские архитектурные критики, видящие тут поэтический модернизм, здание пронизано эстетикой, предвещающей фашистскую, что не мешает ему оставаться вагнеровским шедевром. В нем чувствуется почти футуристический дух полета: над входом легкий стеклянный козырек, внутри подвесные конструкции из стали и стекла и стеклянные полы, да и алюминий как таковой отправляет это здание прямиком в открытый космос ХХ века. И это финал Ринга и его эстетики. Только увы, венский модернизм не получил продолжения: христианский социализм люэгеровского толка, режим мелких вкладчиков Почтовой сберкассы, который утвердился здесь после 1918-го, а особенно после 1933 года, когда к власти пришли австрофашисты, страну быстро провинциализировал.

 

Здание Почтовой сберкассы (Ö sterreichische Postsparkasse) Georg Coch-platz 2; пн-ср, пт 8.00-15.00, чт 8.00-17.30.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.