Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римский театр






Театр получил широкое распространение в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установились тесные связи.

Вначале, представления происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н. э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности[17].

Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры надевали маски, т. к. римские пьесы были построены на определенных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних рядов понять, кто есть кто на сцене[18]. Сначала только мужчины могли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.

Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латинский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник. Несмотря на то, что поначалу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Теренций. Постепенно театральные представления становились всё более зрелищными, способными соперничать со скачками и общественными играми[15]. Со временем зрители приходили в театр полюбоваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами.

Гонки на колесницах Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды. Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены[16]. Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми. Руководил гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны[16]. Гладиаторские бои Особую популярность имели бои гладиаторов как демонстрация битвы духа и тела. Они возникли из погребального обряда этрусков, в который входили человеческие жертвоприношения: над могилой двух обреченных на смерть заставляли сражаться с мечами. Слабый погибал, более сильный и ловкий оставался живым, вызывая восторг присутствующих. Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда — вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей[13]. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней. В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов. Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты. Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Обычное снаряжение гладиатора - меч, щит, шлем и поножи[17]. Позже появились ретиарии (изображали рыбака с трезубцем и сетью) [14]. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это. В самом начале 1-й Пунической войны в 264 г. до н.э. два сына умершего Децима Юния Брута Перры выставили на тризне на Бычьем форуме три пары гладиаторов, одновременно сражавшихся друг с другом. Это был первый гладиаторский бой, засвидетельствованный римскими историками. К концу II в. до н.э. гладиаторские бои уже полностью утратили связь с культом мертвых и сделались наиболее популярным зрелищем, основным средством воспитания духа (на них водили даже преступников в воспитательных целях), средством завоевания политиками популярности у населения. Важным рубежом в изменении статуса гладиаторских игр стал 105 г. до н.э. (год консульства П.Рутилия Руфа и Г.Маллия Максима), когда оба консула впервые устроили гладиаторские бои для народа как магистраты. Немецкий историк Г.Хефлинг определил это как «превращение гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы» [16]. Игры принимали все больший размах - во время праздников в честь побед римского оружия бои гладиаторов длились месяц, участвовало в них до 10 тыс. человек. Если при Августе гладиаторские бои и театральные представления занимали 66 дней в году, то в IV в. - 175 дней и более. Для гладиаторских боев римляне строили специальные здания - амфитеатры, вначале - деревянные, затем - каменные, в форме эллипса. Самым грандиозным из них был Коллизей (построен около 80 г.), рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Арена могла превращаться и в «море». Так, император Нерон в построенном им амфитеатре показал однажды морское сражение. Арена была превращена в бассейн, куда пустили воду с морскими животными и рыбами, и в этом бассейне была разыграна морская битва «между афинянами и персами». Откуда же брали «человеческий материал» для гладиаторских боев? Прежде всего – из военнопленных. Например, император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г. часть пленных евреев старше 17 лет отправил на египетские рудники, где они почти все погибли от непосильной работы; большинство же пленных он «подарил» провинциям для гладиаторских боев[12]. В императорскую эпоху возник и обычай преступников, осужденных за убийство, разбой, поджог, осквернение храмов, государственную измену, приговаривать «к мечу» (то есть гладиаторским играм) и «диким зверям». Но были среди них и вольноотпущенники (получившие свободу рабы), и свободные римляне, которых толкала нужда или привлекала романтика борьбы, слава удачных бойцов. В истории Рима зафиксированы случаи выступлений в качестве гладиаторов представителей высших сословий, сенаторов и даже императора (это был Коммод в 180-192 гг., проведший более 1000 боев). Известны и женщины-гладиаторы, причем из почтенных семейств (об этом сообщает Тацит в своих «Анналах»), что считалось особенно позорным. Только в 200 г. было запрещено женщинам выступать в качестве бойцов, что считают заслугой просвещенных юристов, а не правившего тогда императора Септимия Севера. Триумфы полководцев Еще одним популярнейшим зрелищем римлян были триумфы полководцев. Триумф мог отмечать только полководец высшего ранга за победы в крупной войне (на суше или на море). Разрешение справлять триумф ему давал каждый раз Сенат (по его личной просьбе). Понятно, что в эпоху империи правом на триумф обладал лишь император, считавшийся во всех битвах, войнах верховным главнокомандующим. Процессия шла с Марсова поля, через весь Рим, по Священной дороге на Капитолий. Процессию возглавляли сенаторы и магистраты, далее следовали трубачи, везли военные трофеи, несли изображения форсированных рек, взятых городов и т.д. За ними вели разукрашенных жертвенных быков (не менее 120), знатных пленников в цепях или с веревкой на шее. Следом шли полководцы триумфатора с зажженными курильницами. Далее - на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, в пурпурной тунике и тоге, осыпанной золотыми листьями, с лавровым венком на голове - ехал сам триумфатор. В руках он держал скипетр с орлом и лавровую ветвь. Тут же были его сыновья, воспитатели и учителя. Замыкали шествие солдаты победоносных легионов. На Капитолии триумфатор подносил Юпитеру свои лавры, совершал закалывание жертв. Затем проводились грандиозные пиршества: один - для знати, другой - для солдат и народа, с раздачей подарков. Всего в истории Рима было отмечено около 350 триумфов; последним был триумф императора Диоклетиана в 302 г. В честь побед возводились и великолепные триумфальные арки (до нас дошло около 70). Отдых – после дел, –говорится в латинской пословице. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это “делами”, а, рассматривая как досуг. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать[3]. Цирковые жанры в древнем Риме В Риме с древнейших времен и до падения империи ежегодно проводились игры, заключающиеся в конных бегах на колесницах. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались в ипподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег), которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг). В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был " Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Особенностью цирковой арены была спина - широкая и невысокая каменная стена, которая подобно хребту, разделяла арену на две половины. Она препятствовала переходу лошадей с одной части арены на другую[19]. Зрелища с участием зверей стали частью игр. Издавна в них демонстрировали дрессированных животных или показывали охоту на диких козлов и антилоп. Потом в цирках появились львы, леопарды, медведи и тигры, с которыми сражались гладиаторы. Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей –бестиариев. В промежутках между заездами колесниц выступали джигиты. Нравилась публике и комическая сценка, в которой четырех обезьян, наряженных в костюмы четырех партий цирка, привязывали к необъезженным лошадям и по сигналу императора выпускали на арену. Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Для них было отведено в году 64 дня. На аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов с зажаренными целиком быками, свиньями, козами, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Известный сатирик древности Ювенал метко назвал политику римских властей политикой " хлеба и зрелищ". Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе других зрелищ амфитеатры и прежде всего – Колизей[19]. Но были и такие зрелища, которые наиболее близки цирковому искусству. По традиции игры начинались с венации, то есть охоты на диких зверей. Число и разнообразие животных в таких охотах были поразительными. Петроний пишет, что однажды в шестидневных играх было убито девять тысяч животных. Здесь показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали, так же демонстрировались олени, дикие кабаны, медведи, быки, антилопы, козероги, шакалы, страусы, журавли, дикие лошади, гиены, леопарды и стадо домашнего скота “для массы”. Участью этих животных была смерть. Их убивали самыми изощренными способами. Управляться с ними было исключительно опасно и рискованно, и для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей –бестиариев. Бестиарии дрессировали животных, так же в их функцию входило убийство этих животных, независимо от степени опасности. И, тем не менее римская толпа хотела более захватывающего зрелища, и организаторам зрелищ было что предложить - сексуальные сношения между женщинами и животными часто показывали под трибунами и такие зрелища демонстрировали время от времени и на арене. Римляне очень любили представления на мифологические сюжеты. Юпитер, царь богов, часто насиловал молодых девушек, принимая облик различных животных, поэтому такие сцены успешно были представлены на арене. В амфитеатрах показывали свое искусство фокусники, акробаты, эквилибристы. скоморохи, клоуны, карлики, одетые в шутовские костюмы. Здесь выступали танцоры и многолюдные (до 1.000 человек) оркестры роговых и духовых инструментов. И здесь же происходили на арене, наполненной водой, навмахии - инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники. Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка[19].  

 

 

 

ВЫВОДЫ

Заключение

В ходе исследования стало очевидным то, что своеобразие культуры Рима исторически сложилось в результате ассимиляции многих прилежащих культур народом-предшественником этрусками. В ходе развития и присоединения (преимущественно насильственным образом) различных народов, римлянами усваивались и перенимались новые материальные и духовные ценности, изменялись нравы и потребности. Яства и предметы роскоши доставлялись сюда со всего мира, здесь царили великолепие и пышность. Римская культура эволюционировала в отношении роскоши и богатства, но как выясняется, деградировала в моральном отношении. И этот факт легко просматривается на примере проведения римлянами своего досуга.

Первоначально система ценностей римлян включала в себя такие компоненты как, благочестие, верность, серьезность, твёрдость, объединённые понятием virtus (добродетель, доблесть), соединявшим в себе военное мужество с ревностным исполнением гражданского долга. Начиная со 2 века до н.э. по мере завоевания территорий, изменяется и отношение к ценностям и смыслам. Для римлян этого времени наиболее желательными целями жизни являлись достижение богатства, материальной обеспеченности, экономической стабильности и связанное с этим времяпрепровождение, полное удовольствий. Римлян отличал сугубо практичный подход к жизни. Проявляется также громадная целеустремлённость, дисциплинированность, организаторские способности, стремление к самопознанию и внешней оценке «конкурентами». Все эти факторы нашли отражение в проведении досуга римлянами, который свелся, по большому счету, к абсолютному и безграничному развлечению, воплощенному в праздниках и праздничных зрелищах.

В виду роста амбиций римской верхушки, росли и запросы по отношению к отдыху. Правители стремились удивить народ, а народ стремился удивить знать. Непрерывная цепь одних только наслаждений, не сменяемых ни трудом, ни борьбой, вызывала сначала погоню за новыми наслаждениями, которые превзошли бы старые и могли бы щекотать притупленные нервы, а это влекло за собой увлечение противоестественными пороками, изощрённую жестокость.

Так сформировались основные зрелищные мероприятия, которые поистине можно назвать грандиозными – гладиаторские бои в амфитеатрах, гонки на колесницах, цирковые представления, шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели театральные представления, сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора, комедии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.