Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспорт. По сравнению с российскими и европейскими мегаполисами Стокгольм не очень велик






По сравнению с российскими и европейскими мегаполисами Стокгольм не очень велик. Однако многие достопримечательности находятся далеко друг от друга, и даже если вы живете в центре, полагаться исключительно на свои ноги невозможно. Остановки всех видов транспорта снабжены расписаниями. Автобусы, особенно в час пик, могут опаздывать в пределах пяти минут. Небольшие сбои в работе метро и электричек также не сенсация. Стоит помнить, что с обеда 24 декабря и до утра 25 декабря весь городской транспорт, кроме такси, работает по сильно сокращенному расписанию, то же самое происходит на Мидсоммар.

Билеты Распространением билетов (biljetter), проездных и информации о маршрутах городского транспорта занимается компания SL (Storstockholms lokaltrafik), отделения которой находятся на крупных станциях метро (в том числе T-Centralen и Slussen).

 

Справочное бюро городского транспорта

Centralstationen, 600 10 00

пн-сб 6.30-23.15, вс 7.00-23.15

 

Стокгольмская агломерация разбита на пять транспортных зон. Абсолютное большинство мест, о которых рассказывается в этой книге, находится в первой зоне. Принятая единица оплаты проезда — купон (kontantkupong). При перемещении в рамках одной зоны билет приравнивается к двум купонам, при пересечении одной зональной границы — к трем, двух — к четырем и так далее. При покупке разового билета (kontantkuponger или enkelbiljett, в пределах первой зоны — 30 kr) нужно назвать водителю, кондуктору в электричке или кассиру в метро станцию или остановку, до которой вы едете. Билет будет состоять из соответствующего количества купонов с проштемпелеванным временем: начиная с отмеченного на билете момента он действителен еще в течение часа. В зависимости от расстояния, настроения кассира и т.п. штемпель ставится на срок в пределах 5-30 минут от фактического начала поездки. Таким образом, билет действует от 65 минут до полутора часов. В течение этого времени можно совершать неограниченное количество поездок и пересадок на любой вид городского транспорта в пределах зоны действия билета. При каждой пересадке билет нужно будет предъявлять водителю, кондуктору или кассиру. Если до истечения действия билета вы решили продолжить поездку в более далекую зону, следует, показав билет, назвать новую точку назначения — вам продадут дополнительное количество купонов и не потребуют платить за все сначала.

Пользоваться разовыми билетами разорительно. Сэкономить минимум вдвое помогают многоразовые билеты (rabattkuponger) — ленты на 10 и 20 купонов (80 и 145 kr), которые продаются на всех станциях метро и в киосках Pressbyrå n. При посадке водитель (кондуктор, кассир) также спросит, куда вы едете («Vart ska du?»), и отметит штемпелем нужное количество купонов. Одной лентой могут пользоваться несколько человек.

Для неограниченного проезда в пределах любых транспортных зон существуют проездные билеты (SL-kort) сроком на 24 (1-dygn/24-timmar) и 72 часа (3-dygn/72-timmar) за 95 и 180 kr. Если вы рассчитываете задержаться в Стокгольме надолго, может пригодиться карта сроком на 30 дней (600 kr). Промежуточных вариантов между 3 и 30 днями, к сожалению, не придумали. Все карты можно активировать у водителя, кондуктора или кассира перед первой поездкой. В отличие от купонов, которые нужно показывать кассиру, вход в метро с картой — через обычный турникет: проведите магнитной полосой через считывающее устройство.

И на ленты купонов, и на карты предусмотрены солидные (до 30%) скидки для тех, кто моложе 18 или старше 65 лет; предъявите документ с вашей датой рождения при покупке, если к вам это относится.

Собравшись досконально изучить город в сжатые сроки, можно приобрести Stockholmskortet на 24, 48 или 72 часа (260, 390 и 540 kr; 100, 140 и 190 kr для детей; детская карта продается только вместе со взрослой — не более двух детей при одном взрослом). Помимо неограниченного проезда на городском транспорте, «Стокгольмская карта» дает право на бесплатный проход во многие музеи, на некоторые автобусные и водные экскурсии и сулит туристу-музеефилу действительно серьезную экономию. Карта продается в городском турофисе и в центрах SL, активируется при первой поездке или в первом музее.

Из-за практики добровольно-принудительного штемпелевания билетов прокатиться зайцем в Стокгольме непросто. Кассир в метро разблокирует турникет, лишь убедившись, что у вас есть действительный билет. Когда в кассе никого нет, турникет разблокирован: можно смело проходить и при встрече с контролерами называть станцию, с которой вы едете, ту самую, где не было кассира. Докучать штрафом в такой ситуации не будут. Штрафы, к слову, в Стокгольме заоблачные — безбилетный проезд обойдется в 800 kr.

Метро (Tunnelbana, T-banа) — самый быстрый, удобный и надежный вид транспорта. Главный сюрприз — вход в метро следует искать не по букве M и даже не по U, а вовсе на T.

В городе действуют три ветки метро: зеленая, красная и синяя. Все три раздваиваются за пределами центра, пересекаются на главной станции T-Centralen, а поезда красной и зеленой веток еще проходят через одни и те же платформы на станциях T-Centralen, Gamla stan и Slussen — удобно для пересадки. Открывается метро в 5.00, закрывается около 3.30 в пятницу и субботу и около полуночи в остальные дни. Поездка ночью стоит столько же, сколько днем. Из-за того, что ветки раздвоены, поезда в центре ходят чаще: каждые 3-6 минут днем (вечером и ночью интервалы увеличиваются до 10 минут). На разветвленных участках перерывы возрастают до 10-20 минут. На всех станциях висят табло, показывающие, через сколько минут прибудут и до какой станции идут ближайшие поезда. Полное расписание станции на все дни недели и во всех направлениях висит на информационных щитах на платформе. Впереди и сбоку на каждом новом вагоне метро — его личное имя.

Пригородные поезда (pendeltå g) отправляются с Центрального вокзала c 5.00 до 1.00 и с 6.00 до 0.00 со станции Stockholm Ö stra. Бесплатные расписания в изобилии обнаруживаются в информационных центрах на крупных станциях. Чтобы попасть на платформу на пригородной станции, нужно, как в метро, купить билет или проштемпелевать несколько купонов у кассира на входе. Если вы сели в поезд дальнего следования — snä lltå g (а к поездам дальнего следования в Швеции приравнены даже идущие 45 минут до Уппсалы электрички), придется платить проводнику за билет: купоны и SL-карты здесь не действуют.

Трамваи-баны (ö vrig spå rtrafik) — гибриды трамвая и электрички ходят в Лидингё (Lidingö banan), в Ноккебю (Nockebybanan), на побережье архипелага (Saltsjö banan) и полукругом по ближайшим к центру микрорайонам (Tvä rbanan). Все соединены пересадочными станциями с ветками метро. Продажей, штемпелеванием и проверкой билетов здесь ведает кондуктор, который ходит по вагону и вежливо просит предъявить проездной документ.

Трамвай (spå rvagn) — чистой воды аттракцион; содержится обществом любителей-энтузиастов. Единственный сохранившийся маршрут 7 ходит летом с Норрмальмсторй на Юргорден. Обычные городские билеты недействительны: кондуктор в стилизованной униформе продает свои, трамвайные, по 25 kr.

Автобус. Маршруты автобусов (buss) 1-4 (машины синего цвета) пронизывают центр во всех направлениях. По самому центру быстрее получится проехать на метро, но под настроение этими маршрутами (в первую очередь 2-м) можно воспользоваться как экскурсионными. Синие автобусы ходят с 5.00 до 0.30 каждые 5-12 минут. Другие автобусы (красные) связывают центр и крупные станции метро с пригородами, их расписание сильно варьируется. Подробную брошюру с расписанием нужного маршрута можно взять в одном из центров SL (в некоторых автобусах их можно найти за кабиной водителя). В выходные и праздники интервалы растягиваются, а некоторые маршруты не работают.

Автобусу обязательно нужно помахать рукой, когда он подъезжает к остановке: иначе проедет мимо. Вход (если вы не с коляской) — только через переднюю дверь. Водителю нужно предъявить действительный билет, купить у него разовый или проштемпелевать нужное количество на уже имеющейся у вас ленте купонов. Для того чтобы выйти на остановке, подъезжая к ней, не забудьте нажать кнопку «стоп» в салоне. Над кабиной водителя загорится табло: «Stannar» («останавливается»). В новых машинах нужно нажать дополнительную кнопку у выхода — чтобы открыть дверь на остановке.

Ночные маршруты автобусов курсируют по городу ежедневно с 0.00 до 5.00 с интервалами от 20 до 40 минут. Наибольшее их скопление — на крупных пересадочных станциях вроде T-Centralen, Slussen и Odenplan. Действуют обычные билеты и стандартные принципы их покупки и освидетельствования.

Туристический автобус Ежедневно от Оперы отправляются туристические автобусы, которые за полтора — два с половиной часа объезжают основные достопримечательности и возвращаются на то же место. Билет (в среднем 250 kr для взрослых, 150 kr для детей, бесплатно со Stockholmskortet) можно купить в будочке при посадке. Каждому пассажиру выдают наушники и рассказывают о городе на его родном языке (в том числе на русском). Наиболее активно автобусы курсируют с апреля по октябрь, в остальное время года количество экскурсий сокращается до одной-трех в день.

Двухэтажные автобусы hop-on-hop-off курсируют по городу от Кунгстрэдгордена (160 kr для взрослых, 100 kr для детей, Stockholmskortet не действует). Их отличие — билет действителен в течение 24 часов, выходить и снова садиться можно на любой из остановок (карту маршрута выдадут при посадке). Эти автобусы курсируют с апреля по октябрь, пользуются той же системой аудиогида (русский язык присутствует) и отличаются более скромным маршрутом.

Автобусные экскурсии с живым гидом отправляются каждый день после прибытия паромов из Хельсинки от терминалов Silja Line и Viking Line. Языки соответственно финский и английский (некоторые гиды говорят и по-русски). Вся информация будет повторена дважды на обоих языках. Узнать о стоимости билета и купить его можно при посадке в автобус и заранее на ресепшн на пароме.

Водный транспорт (bå tar) бороздит Стокгольм летом, и, учитывая количество воды — пресной и соленой — в городе, хотя бы раз прокатиться на каком-нибудь плавсредстве необходимо, тем более что вариантов множество. Почти на всех маршрутах — как туристических, так и обычных, для аборигенов, — не действуют билеты SL: ни карты, ни купоны. Стоимость проезда и интервалы движения варьируются в зависимости от направления и времени года. На всех остановках водного транспорта висит его расписание, а на крупных пристанях работают кассы — справочные бюро, где можно купить билет на паром и морской трамвайчик, а также взять брошюру с полным расписанием паромной компании на сезон. Если вы сели на плавсредство на пристани, где билетов не продают, кондуктор подойдет к вам сам, уже на борту.

Круглый год от набережной Шеппсбрун в Гамла стане отправляется маленький паром на Юргорден (по дороге заходя на музейный остров Шеппсхольмен), а от юго-восточной оконечности Сёдермальма курсирует паром в новый район Хаммарбю-Шёстад.

Крупнейшая пристань находится у Королевского драматического театра на Нюбрукайен. Отсюда в теплое время года трамвайчиками компании Strö mma или более быстрыми и современными Cinderella bå tarna можно попасть в Накка-Странд, на ближайшие острова архипелага Фьедерхольмарна, в Ваксхольм, отправиться в дневной тур по островам архипелага или полуторачасовую поездку по Стокгольму. От Ратуши летом курсируют речные трамвайчики Strö mma на Дроттнингхольм, отсюда же — городские обзорные экскурсии. Больше всего экскурсионных маршрутов в черте города отправляется от пристани на Стрёмкайен у Гранд-отеля. Приземистые посудины с надписью «Stockholm Sightseeing» на борту отчаливают отсюда летом с 10.30 до 18.30 каждый час. Стоимость удовольствия для взрослого — 100 kr, для ребенка — 50 kr; на некоторые рейсы с Stockholmskortet можно попасть бесплатно или со скидкой.

Практически все корабли начала XX века, которыми владеет компания Strö mma, во внерабочее время можно снять в личное пользование. Но особенно приятно забронировать небольшую частную яхту на 2-8 человек (от 3 000 kr за всех на два часа), исследовать городские заливы и проливы, а потом проложить вместе с капитаном маршрут и уйти на острова архипелага — на пикник или на прогулку.

 

Прокат частных яхт

Hwila 07 09 51 78 15

Loris 07 08 15 99 70

 

Такси. Опознаваемо по маячку с надписью «Taxi» и названием компании на крыше. Если маячок горит, значит, машина свободна. Официальные такси всегда поджидают у выхода из вокзала, гостиницы, ночного клуба или театра, а ночью в клубных районах сомнительные частники навязывают свои услуги. В Стокгольме официально работает множество таксомоторных компаний, и цены могут разительно отличаться. Перед посадкой обратите внимание на прайс-лист на одном из дверных стекол или попросите самого таксиста оценить стоимость будущей поездки. Как правило, поездка в пределах центра обойдется минимум в 150 kr. Расценки поднимаются вечером-ночью (20.00-6.00) и в выходные. Сдачу, особенно мелкую, принято оставлять таксисту. Если вы платите кредиткой, то сумму, которую хотите оставить на чай (до 10%), укажите в графе «Extra». Если вам заранее известно время поездки, можно заказать такси по телефону; минут через 10 машина подрулит к подъезду.

 

Заказ такси

Taxi Kurir 30 00 00

Taxi Stockholm 15 00 00

 

Благодаря большому количеству конкурирующих компаний и сравнительно невысоким для Скандинавии ценам, пользоваться такси в Стокгольме легко и приятно. Единственное, чего стоит избегать, — поездки по центру в часы пик.

Автомобиль С 1957 года, когда вопреки результатам референдума шведские власти решили перейти на правостороннее движение, — европейский автомобилист чувствует себя в Стокгольме уверенно. Скорость ограничена 50 км/ч в городе, 90 км/ч на шоссейных дорогах и 110 км/ч на автострадах. Шведы — крайне аккуратные водители; превышение скорости и лихачество гарантируют неприятную встречу с дорожной полицией. Водители обязаны иметь при себе права международного образца, страховую карточку и техпаспорт с переводом на английский или шведский. Водитель и пассажир на переднем сиденье обязаны пристегиваться. Дети до 4 лет должны сидеть в детском кресле, до 7 лет — на специальной подушке.

Когда проезжая часть имеет несколько полос, крайний правый ряд предназначен только для городского транспорта и такси. Поворот направо на перекрестке можно осуществлять и на красный свет. Пропустить пешехода на зебре без светофора — непременное требование. Допустимая норма алкоголя в крови — 0, 02%. Если при проверке обнаружится больше — ждите высокого штрафа и потери прав.

За незначительное превышение скорости на водителя налагается штраф в размере около 1 000 kr. За грубые нарушения прав лишают прямо на месте происшествия, а машина буксируется до ближайшей стоянки.

Перемещаться по центру города на своей машине — занятие бессмысленное. Оставить машину можно только там, где есть знак, разрешающий стоянку, — мест категорически не хватает. Парковка в центре обойдется в 30-60 kr в час. При незаконной парковке дорожная полиция или уполномоченная фирма с радостью выпишет вам штраф, а при грубом нарушении появляется шанс, что машину отбуксируют на платную стоянку, откуда ее придется выкупать за 1 500 kr.

Прокат автомобилей в самом Стокгольме вам едва ли понадобится, но если вы собираетесь путешествовать по стране, то забронировать авто можно на месте или заранее из России по телефону, факсу или через интернет. Один день ренты обойдется минимум в 350 kr. Имеет смысл обратить внимание на специальные предложения, о которых можно узнать на сайтах крупных компаний. В правилах большинства компаний записано, что клиент должен быть старше 25 лет и иметь водительский стаж не меньше 1 года. Права и страховой полис обязательны. Оплата производится только кредитной картой.

 

Международные прокатные конторы:

Avis

www.avis.com

в Москве: (095) 284 19 37, 284 19 58; в Стокгольме: 020 78 82 00

Europcar

www.europcar.com

в Москве: (095) 775 75 65; в Стокгольме: 020 78 11 80

Hertz

www.hertz.com

в Москве: (095) 937 32 74; в Стокгольме: 020 21 12 11

 

Язык

Шведский отличается простой грамматикой и внушительным количеством родственных лексем не только с немецким, но и с английским и даже чуть-чуть с русским. Минус — мудреные правила произношения, кое-где тоническое ударение, как в китайском, и изобилие диалектов: стокгольмский считается самым четким, но и в нем без подготовки на слух почти ничего не опознать. Чтобы придумать повод воспользоваться шведским, нужно сильно потрудиться. В Стокгольме все, от детсадовцев до пенсионеров, говорят по-английски хорошо или очень хорошо. Вне зависимости от того, на каком языке идет беседа, шведы, отталкиваясь от практики родного языка, благодарят решительно за все. Посему в магазине или в турофисе не забывайте прибавлять «спасибо» к каждой второй фразе, иначе сойдете за невежу.

Специальные скандинавские буквы Å, Ä и Ö живут в конце алфавита, о чем стоит помнить, например, при поиске улицы в списке на карте или же фамилии в телефонной книге.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.