Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная практика (II курс), проводится на базе специальных (коррекционных) школ VIII вида.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

Профессиональная деятельность психолога направлена на содействие ребенку с особыми образовательными потребностями. Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в образовательном учреждении. Практика осуществляется с учетом основных направлений профессиональной деятельности специального психолога: диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической, исследовательской, культурно-просветительской, предусмотренных ФГОС ВПО; является средством развития творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки теоретической подготовки студентов, формирования адекватного отношения к лицам с ОВЗ.

Целью практики является:

Закрепление и углубление теоретических знаний бакалавра, полученных при изучении базовых дисциплин и формирование практических навыков и компетенций во всех сферах профессиональной деятельности.

Задачи практики:

Ø формирование умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности:

- углублять и систематизировать знания о теоретических и практических основах содержания и организации работы специального психолога с детьми с ОВЗ и членами их семей;

- закреплять навыки диагностического поведения в режиме сопровождения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями;

- формировать умение находить адекватную траекторию коррекционных мероприятий в режиме сопровождения дошкольников и школьников с особыми образовательными потребностями;

- развивать навыки проведения коррекционных мероприятий с детьми с ОВЗ;

- развивать навыки психопрофилактической работы при работе с ближайшим окружением ребенка;

- формировать навыки психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса лиц с ОВЗ в различных институциональных условиях;

- формировать навыки проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ развития и коррекционной работы для лиц с ОВЗ;

- развивать навыки анализа существующего опыта и совершенствования собственной педагогической деятельности;

- формировать навыки осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;

Ø формирование умений и навыков в области диагностико-консультативной деятельности:

- закреплять и развивать навыки психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

- формировать навыки оказания консультативной помощи лицам с ОВЗ, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания, профессионального самоопределения;

Ø формирование умений и навыков в области исследовательской деятельности:

- формировать навыки сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения их результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач;

- развивать навыки обобщения результатов деятельности;

Ø формирование умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности:

- формировать навыки участия в организации культурного пространства образовательного учреждения;

- развивать навыки пропаганды толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой общественности.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ПрОП.

Теоретическую основу проведения практики (Б5) составляют все дисциплины базовой и вариативной частей цикла «Профессиональные дисциплины» (Б3), дисциплины циклов Б1 и Б2. В процессе прохождения практики закрепляются и углубляются знания по пройденным дисциплинам и их разделам, формируется опыт разных видов профессиональной деятельности, необходимый, в свою очередь, для качественного усвоения дальнейших разделов и дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате прохождения практики бакалавр

овладевает следующими компетенциями:

- способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству, толерантности в социальной и профессиональной сферах (ОК-1);

- способностью использовать знания и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных сферах профессиональной деятельности (ОК-4);

- готовностью к использованию навыков публичной речи в профессиональной деятельности (ОК-5);

- способностью использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ОК-7);

- способностью осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, центров социально-психологической помощи с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ (ПК-4);

- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения (ПК-5);

- способностью к анализу данных медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в интеллектуальном развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

- готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

- готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способностью планирования, организации и совершенствования собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

- способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

- готовностью к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

- способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

 

В результате прохождения практики студент должен:

ЗНАТЬ:

· Основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

· Общие и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ, возможные перспективы их развития;

· Возрастные особенности и закономерности развития детей с ОВЗ;

· психолого-педагогические основы специального обучения и воспитания;

· Подходы к организации диагностического обследования дошкольников и школьников с ОВЗ;

· Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения детей с ОВЗ;

· Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб;

· Механизмы компенсации дефекта.

 

УМЕТЬ:

· Осуществлять дифференциальную диагностику для определения типа нарушений;

· формулировать психологическое заключение;

· осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития;

· использовать современные научно обоснованные и наиболее адекватные приемы, методы психокоррекционной работы, в том числе технические средства обучения и диагностики, информационные и компьютерные технологии;

· реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей;

· разрабатывать и реализовывать коррекционные программы;

· организовывать и проводить внеклассные мероприятия;

· примененять современные психологические и педагогические технологии;

· планировать и проводить мероприятия по социально-психологической профилактике в процессе обучения и воспитания;

· проводить профориентационную работу;

· оказывать помощь в социализации учащихся с ОВЗ;

· проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

· проводить психопрофилактическую работу с персоналом, направленную на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении;

· оказывать психологическую помощь семьям лиц с ОВЗ;

· выполнять научно-методическую работу, участвовать в работе научно-методических объединений;

· проводить самоанализ и самооценку с целью повышения своей квалификации;

· формировать общую и психологическую культуру учащихся с ОВЗ;

· обобщать результаты своей деятельности.

ВЛАДЕТЬ:

· готовностью к пропаганде толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой

· навыками сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач;

· готовностью осуществлять дифференциальную диагностику для определения типа нарушений;

· навыками формулирования психологического заключения;

· готовностью осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития;

· навыками использования современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психокоррекционной работы, в том числе технических средств обучения и диагностики, информационных и компьютерных технологий;

· готовностью реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей;

· навыками разработки и реализации коррекционных программ;

· навыками организации и проведения внеклассных мероприятий;

· готовностью примененять современные психологические и педагогические технологии;

· навыками планирования и проведения мероприятий по социально-психологической профилактике в процессе обучения и воспитания;

· навыками проведения профориентационной работы; готовностью оказывать помощь в социализации учащихся с ОВЗ;

· навыками проведения психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

· навыками проведения психопрофилактической работы с персоналом, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении; готовностью оказывать психологическую помощь семьям лиц с ОВЗ;

· навыками выполнения научно-методической работы;

· навыками самоанализа и самооценки, обобщения результатов своей деятельности;

· готовностью формировать общую и психологическую культуру учащихся с ОВЗ.

 

1.4. Общая трудоемкость педагогической практики

Общая трудоемкость учебной и производственной практики составляет 28 зачетных единиц, 1008 часов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

Наименование практики Семестр Кол-во недель
1. Учебная    
2. 2. Учебная    
3. Производственная    
Итого:    

 

Учебно-тематический план заочной формы обучения

Наименование практики Семестр Кол-во недель
1. Учебная    
2. Производственная    
Итого:    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебная практика (II курс), проводится на базе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Виды деятельности:

1.Коррекционно-педагогическая:

- посещение и анализ режимных моментов и внеклассных воспитательных мероприятий;

- участие в проведении режимных моментов и внеклассной деятельности под руководством психолога, педагога-наставника, методиста;

2. Диагностико-консультативная:

- изучение учащихся класса (группы) - групповое, индивидуальное; наблюдение, изучение документации, беседы с педагогами, психологом;

- анализ результатов медико-психолого-педагогического обследования учащихся на основе классификаций нарушений, изученных по базовым теоретическим дисциплинам;

- осуществление дифференциальной диагностики учащегося;

3. Исследовательская:

- сбор, анализ систематизация информации по составу класса, группы;

- обобщение результатов деятельности.

3.1.1. Организация практики.

Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации.

Первая неделя:

1. Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам);

2. Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками;

3. Посещение и анализ внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы);

4. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся класса (группы);

5. Наблюдение за учащимися во всех видах деятельности.

Вторая -третья неделя:

1. Посещение внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы);

2. Проведение диагностических наблюдений по развитию учебной деятельности, специфике навыков общения и характерологических особенностей учащихся;

3. Сбор данных, проведение диагностических мероприятий и составление психолого-педагогической характеристики одного ученика;

4. Участие в проведении режимных моментов с классом (группой) (утренний прием учащихся, зарядка, перемены, организация приемов пищи, динамические паузы, прогулки и т.д.); продолжение наблюдений за учащимися во внеурочной деятельности;

5. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия (тематическая прогулка, экскурсия, классный час и т.д.)

6. Заполнение отчетной документации;

7. Участие в итоговом педсовете.

По окончании практики в течение следующей недели (но не позже, чем через 5 рабочих дней) студент оформляет и сдает на кафедру пакет отчетной документации, в который входят:

1. Дневник практики.

2. Рабочая тетрадь.

3. Конспект 1 самостоятельно проведенного воспитательного мероприятия (тематическая прогулка, экскурсия, классный час — на выбор студента)

4. Бланки наблюдения и выводы по развитию учебной деятельности (обследовать 2 – 3 человек)

5. Бланки наблюдения и выводы по специфике сферы общения учащихся СКОУ.

6. Бланки наблюдения и выводы по результатам изучения характерологических особенностей учащихся СКОУ.

Заключительным этапом прохождения практики является участие в итоговой конференции.

Итоговой аттестацией учебной практики на 2 курсе является зачет (см. п. 4).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.