Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика






Способность играть с разной громкостью очень важна для искусного исполнения. Однако, стоит отметить, что слишком злоупотреблять приемами крещендо и диминуэндо не стоит. Если бы все произведение строилось на постоянной смене этих двух приемов, оно больше бы напоминало шум.

Вариации уровня громкости музыки характеризуют ее динамику. Только художественная чуткость исполнителя может правильно управлять динамикой произведения, не давая ему опуститься до безликой игры нот или наоборот превратиться в набор звуковых эффектов.

Тем не менее, чувство качества и количества идут рука об руку. Так, например, для трубы свойственны очень громкие, высокие звуки, на ней трудно играть очень тихо. Наилучшими возможностями игры на различных динамических уровнях обладает скрипка. Каждый инструмент обладает своими пределами громкости, с которыми нужно считаться, чтобы не вывести его из равновесия, иначе при выходе за эти пределы (как нижние, так и верхние) можно испортить настройку инструмента. Несомненно, мы можем добиться как очень низкого звучания, так и очень высокого, но результат будут зависеть от возможностей инструмента. Так на флейте нельзя сыграть так же громко, как на трубе, а на трубе, в свою очередь, невозможно добиться такого же тихого звучания, как на флейте. Таким образом, каждый инструмент обладает своим динамическим спектром, в пределах которого мы можем свободно играть с любой громкостью.

Усиление или ослабление динамики, можно использовать для поддержания гармонии одним движением. Но с другой стороны, любое неожиданное изменение динамики нарушает гармоничность.

Не следует путать fortissimo с очень грубой игрой, так же как и pianissimo с полным отсутствием звука. Однако нельзя впечатлить слушателя увеличением числа децибелов звука: повышение громкости в два раза практические незаметно. Гораздо эффектнее, когда играет сразу несколько инструментов.

Если очень сильно ударить по струне, то громкость звука может оказаться гораздо меньше, чем затраченные усилия. Как и у других инструментов, у гитары есть свои пределы громкости: если заставить струну вибрировать с максимальный резонансом, то она начнет ударяться об гриф, что не только будет гасить ее вибрацию, но и вызывать ненужный шум. Таким образом, очень важно контролировать силу удара и учитывать пределы громкости инструмента. Так же нужно понимать, что другая крайность, pianissimo, - это не полная потеря звука, еле слышный или прерывистый звук.

Тембр

Существует еще одно, присущее гитаре, свойство звука, связанное с его структурой. Это свойство, которое придает звуку различную окраску, заставляя думать, что играют разные инструменты. На гитаре можно сыграть одну и ту же ноту с разным тембром – в этом и состоит ее величие!

Тембр – это свойство звука, которое позволяет нам отнести его к тому или иному инструменту. Тембр индивидуализирует ноту. Он является результатом побочных звуков, большое количество которых нежелательно, которые сопровождают каждую сыгранную ноту. От того, сколько будет этих звуков и какова будет их громкость, зависит оттенок каждой ноты. Эти звуки второго плана называют гармонией. Сами по себе, в отдельности от основного тона, они не слышны, их назначение – придавать различные эффекты звуку первого плана.

Звуковой окрас зависит от различной степени громкости входящих в него звуков гармонии. Если высокочастотные гармонии (обертоны) громче, чем низкочастотные, звук получается резким и металлическим. Если же наоборот, низкие обертоны преобладают, звук будет объемным и мягким.

Гитара обладает большим спектром музыкальных оттенков, однако их чрезмерное использование превращает исполнение в «показуху». Только когда подобранный тембр отвечает принципам эстетичности, когда звуковой ряд подобран гармонично пропорционально, вы вызовете в слушателе глубокие чувства. Не стоит пытаться добиться определенного тембра ради него самого.

Нужно четко понимать, что тембра, как и самостоятельного звука, быть не может. Его спектр нельзя измерять, у каждого исполнителя он индивидуален, его нужно чувствовать.

Именно правая рука отвечает за навыки исполнения звуков разной динамики и тембра, у каждого гитарист владеет ими по-разному.

Как правило, добиться различного тембра позволяет изменение местоположения удара по струне (играя «sul ponticello»: для получения более звонкого, яркого звучания или «sul tasto»: для более мягкого). И этим ни в коем случае нельзя пренебрегать, так как такой прием позволяет добиться большого количества музыкальных нюансов.

Однако есть и другой, требующий большего мастерства, способ, в основе которого лежит манера работы пальцев и кисти гитариста, и который обладает двумя большими преимуществами. Во-первых, раскрывает большие горизонты для получения различных музыкальных оттенков, и, во-вторых, самое ценное, позволяет извлекать звуки с разным тембром одновременно. Добиться этого можно, осваивая различные способы ударов по струнам без необходимости сдвигать кисть ближе к подставке или к грифу гитары.

Возвращаясь к динамике, стоит отметить, что изолированная работа пальцев (без участия кисти или руки), позволяет добиться звучания с очень ограниченной громкостью. И если возникнет необходимость играть с большей громкостью, придется прибегать к другим средствам (возможно не совсем подходящим). При попытке извлечь громкий звук с помощью одних пальцев у вас либо получится более тихий звук, либо вы с шумом заденете соседнюю струну (см. ГЛАВУ IV, пункт Е).

Раньше, да и до сих пор, полагалось, что пальцы должны работать с максимальной отдачей без помощи кисти или руки. Более того, традиционная школа, утверждает, что двигательный импульс пальца может погашаться с помощью соседней струны, разделяя удары на два типа: «с опорой» и «без опоры». В ней даже уделяется внимание удару по шестой струне (над которой больше нет струн), как «необычному случаю».

Настало время, понять и принять основополагающий факт, что пальцы не могут и не должны работать изолированно от кисти и руки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.