Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДИСЦИПЛИНЫ. При изучении тем Модуля 1 следует рассмотреть ступени процесса познания: чувственное познание и мышление






При изучении тем Модуля 1 следует рассмотреть ступени процесса познания: чувственное познание и мышление. При этом особое внимание нужно уделить особенностям абстрактного мышления, следует выделить его существенные признаки.

Должны быть глубоко усвоены: понятие логической формы, конкретное содержание и логическая структура мысли; понятие логического закона; истинность мысли и правильность рассуждений по форме; основные черты правильного мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Представляется необходимым обращение к истории логики. Важно уяснить: как логика возникла, какие исторические этапы она прошла в своем развитии и чем является сегодня.

Модуль 2 направлен на исследование основных форм мышления. При изучении темы «Понятие» надлежит сосредоточиться на уяснении практической важности соблюдения тех или иных логических процедур в оперировании с понятиями, на овладении средствами образования и упорядочения понятийного аппарата юриста. Следует научиться давать логическую характеристику понятию, необходимую для точного выражения мысли в процессе рассуждения.

Тема «Суждение» нацелена на закрепление навыков точного определения и выражения мысли на основе целенаправленного использования логических средств. Студент должен научиться быстро и правильно оценивать логические свойства высказываний, выявлять и устранять ошибки, которые могут возникать в деловом разговоре, в переписке и т.п. Чтобы реализовать эту цель, необходимо владеть некоторым минимумом теории.

Логическое исследование суждения следует начать с установления состава и общей структуры простого суждения. Необходимо выяснить, что такое «распределенность» терминов в суждении, рассмотреть таблицу распределенности терминов в суждениях различного качества и количества. Особое внимание уделите общей характеристике сложных суждений.

В ходе отработки темы «Логика вопросов и ответов» рекомендуется последовательно изучить следующие вопросы: определение вопроса и установление грамматической формы его выражения; различение явного и скрытого вопроса по грамматической форме выражения; отличие вопроса от суждения и сходство с ним; роль вопроса в логическом мышлении; логическая структура вопроса; элементы вопроса; средства установления вопроса, его предмета на основе анализа структуры суждения; средства установления объема вопроса как показателя его определенности; характеристика предпосылок вопроса; средства установления исчерпывающего числа предпосылок вопроса; основные функции вопроса и средства их различения применительно к отдельному вопросу.

При изучении темы «Дедуктивное умозаключение» важно выработать навыки и склонность к сознательному, а не интуитивному, построению рассуждений при условии исчерпывающего числа посылок и данных. Кроме того, задачей обучаемых является научение быстрому определению и устранению ошибок в дедуктивных умозаключениях на основе использования определенных правил вывода и формализованных процедур. Достигается это постоянной тренировкой в решении логических задач. Но тренировкам должно предшествовать глубокое изучение теоретического материала.

Основное внимание следует уделить свойствам знаний, получаемых дедуктивным путем, на связь дедукции и аналитического мышления. Выясните структуру дедуктивного умозаключения. Определите исходные условия получения достоверного вывода в дедуктивных умозаключениях. Подумайте, почему в юридической сфере дедукции играют особую роль.

При изучении непосредственных дедуктивных умозаключений следует усвоить процедуры, позволяющие уточнять логический смысл простых суждений с помощью их преобразования.

Изучение опосредованных дедуктивных умозаключений необходимо начать с уяснения того, что простой категорический силлогизм является базовой формой в дедуктивных рассуждениях. Это, в частности, значит, что в форме силлогизма можно построить практически любое рассуждение, когда в основу его положено суждение общего характера. Выясните структуру силлогизма и составляющие его элементы (термины и посылки).

Для дальнейшего анализа необходимо выяснить значения таких терминов, как «фигура» и «модус» простого категорического силлогизма. Различные фигуры и модусы в своих сочетаниях дают весь набор форм правильного дедуктивного вывода. Следует изучить общие правила, соблюдение которых обеспечивает формальную правильность выводов.

Изучая индуктивное умозаключение, следует осуществить анализ его структуры, свойств и разновидностей. Необходимо разобраться со следующими вопросами: каковы основные условия применения полной индукции; в чем состоит логическая сущность неполной индукции, и какие ее виды различают; какие логические ошибки возникают при нарушении требований популярной индукции; что такое научная индукция и в чем заключается ее познавательная роль.

При изучении темы «Умозаключение по аналогии» важно определить логическую сущность, общую структуру и аксиому аналогии. Следует рассмотреть правила аналогии, повышающие вероятность ее вывода.

При изучении тем Модуля 3 следует уяснить, что правильность мышления означает его способность воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи и отношения бытия.

Логическая правильность рассуждений обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Необходимо выяснить, что такое закон мышления? Далее следует определить сущность формально-логического закона и его виды. При этом основное внимание нужно уделить анализу основных формально-логических законов: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания.

Для логичного завершения изучения законов мышления необходимо тщательно исследовать соотношение основных формально-логических и диалектических законов.

При изучении тем Модуля 4 следует выработать и закрепить навыки правильного построения гипотез и доказательств, сформировать логические основы интеллектуальной работы будущих правовых работников таможенной службы с фактическим материалом в процессе построения расследования и доказывания.

Необходимо понять логическую сущность гипотезы, уяснить такие вопросы, как место гипотезы в системе форм развития научного знания; что составляет объективную основу гипотезы; какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений; как соотносится гипотеза с проблемой и теорией; какова логическая структура гипотезы.

Следует установить: отличия логического доказательства от других видов аргументации, особенно от обоснований, подтверждений и оправданий; фактические и логические взаимосвязи доказательств с другими видами аргументации; специфику доказательственной практики в различных областях науки и жизни. При изучении темы можно ограничиться описанием лишь основных, с точки зрения формальной логики, видов доказательств, а именно: прямых и косвенных доказательств.

При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Главное – научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют упражнения, специально подобранные из области юридических наук и правоохранительной практики. Перед выполнением этих упражнений обучаемым рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы. Определения основных логических терминов, следует заносить в собственный словарик, который рекомендуется вести на протяжении всего изучения курса логики. Эти определения могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.

Решать задачи следует поэтапно, по мере прохождения соответствующих разделов темы и в той последовательности, в какой эти задания сформулированы. Это поможет активному усвоению тем курса, повысит культуру мышления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.