Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 2. 1. Правовой статус Правительства РФ в системе исполнительной власти






1. Правовой статус Правительства РФ в системе исполнительной власти. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации состоит:

из членов Правительства Российской Федерации;

Председателя Правительства Российской Федерации;

заместителей Председателя Правительства Российской Федерации;

федеральных министров.

Правительство Российской Федерации в пределах своих общих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия в сфере экономики: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, и т. д.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и т. д.

В социальной сфере Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности и т. д.

В сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки и т. д.

 

2. Административная ответственность. Понятие и принципы. это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Принципы: законности; объективной истины; вины; равенства перед законом; неотвратимости ответственности; справедливости и целесообразности; гуманизма.

3. Адм-правовой режим. Понятие, виды, способы введения и прекращения. Административно-правовой режим– совокупность правил поведения и порядок реализации прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления. По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (Государственной границы); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков).

Билет 3

1. Законность и правопорядок. Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства. Принципы законности: она должна быть единой для всех; гарантировать основные права и свободы граждан; обеспечивать неотвратимость наказания; не должна противостоять целесообразности; взаимосвязана с воспитанием правовой культуры. Правопорядок - воплощенная в жизнь законность. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

2. административное расследование. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о защите прав потребителей, об авторском праве и смежных правах, в области налогов и сборов, таможенного дела и тд, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Административное расследование должно проводиться оперативно, но при всех условиях в срок не более одного месяца. В исключительных случаях вышестоящим командиром (начальником) срок расследования может быть продлен еще на один месяц. В ходе расследования должны быть достоверно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При административном расследовании недопустимы обыски, выемки, ограничения свобод. НО, если в процессе расследования будут выявлены признаки преступления, то об этом немедленно сообщается. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

3. административное судопроизводство в первой инстанции. Административное исковое заявление может содержать требования: 1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; 2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); 3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; 4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий; 5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений. Вообще все как обычно гр или уг.

Билет 4.

1.понятие и виды административно правовых споров. Административно-правовой спор - это выраженное в юридически значимых действиях разногласие между субъектами административного права по вопросу различно понимаемых прав и обязанностей и/или законности правовых актов управления. Виды: Споры об объективном праве - споры, предметом которых является только законность правовых актов управления; Споры о субъективном праве, необходимым элементом предмета которых является вопрос о субъективных правах и обязанностях участников публичных правоотношений. Разрешение: 1. (административный способ) споры решаются вышестоящими органами управления и должностными лицами, и направлены на проверку законности совершенных действий или принятых административных актов. 2. (судебный порядок) закон предоставляет возможность направить жалобу о нарушении органами государственного управления и местного самоуправления (а также их должностными лицами и служащими) и другими субъектами права прав и свобод граждан в суд, если решения (административные акты) или действия (бездействие) нарушили их права и свободы. 3. (прокурорское реагирование) существует возможность опротестования органами прокуратуры незаконных административных актов (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Вместе с тем протесты, принесенные прокурором на такие решения, автоматически их не отменяют.

2.административное наказание. Это установленное государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Виды: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права; 6) административный арест; 7) административное выдворение; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности. принципами назначения - законности и индивидуализации.

3.требование к форме и содержанию индивидуального и коллективного администрат. искового заявления. Условия: подведомственность административного дела суду; обладание административным истцом процессуальной право- и дееспособностью; отсутствие вступившего в законную силу решения суда, принятого по административному спору о том же предмете и основаниям (а в ряде случаев только о том же предмете). обязательное участие представителя, имеющего высшее юридическое образование при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде субъекта и РФ. Срок – 30 и 10 дней (обжал реш). Основания для колективного заявл.: 1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия); 2) однородность предмета спора и оснований; 3) наличие общего административного ответчика; 4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав. От 20 лет. Право суда по своей инициативе истребовать доказательства, выйти за пределы предмета.

Билет №5.

1. Административно-правовые отношения и взаимодействие между федеральными органами, исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Адм-но-пр-вые отношения – это урегулированные адм-но-пр-вой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Президент РФ является арбитром при разрешении споров и разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. В случае противоречия их актов Конституции Президент РФ вправе приостанавливать действие этих актов до решения данного вопроса судом. К общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти; обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации; подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации; организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие.

2. Основание и порядок освобождения от административной ответственности. Выделяют следующие виды оснований освобождения от административной ответственности: – малозначительность; – невменяемость лица; – замена другим видом наказания; – другое (- истечение сроков давности; - замена на дисциплинарную; - амнистия и отмена закона). Условия для освобождения от административной ответственности: 1. наличие в действиях правонарушителя состава административного правонарушения; 2. целесообразность применения к правонарушителю мер общественного воздействия; 3. принятие решения об освобождении от ответственности органом или лицом, уполномоченным рассматривать данное дело.

3. Меры административного предупреждения: понятие, виды, правовые основания. – это разновидность мер адм-ного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращений обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, гос-ва. Основанием применения мер адм-ного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, гос-ва в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера. Адм-но-предупредительные меры применяются для защиты граждан и интересов общества. Для их применения не требуется нарушения пр-вой нормы (правила), а необходимо наступление условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть наводнения, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т. п. При наличии условий, предусмотренных гипотезой соответствующей пр-вой нормы, ОВД на основе предоставленных им полномочий принимают решения о применении адм-но-предупредительных мер.

Билет 6.

1. президент РФ и исполнительная власть в системе государственной власти. Назначает Председателя Прав. Имеет право председательствовать на заседании Правительства. Принимает решение об отставке Прав. Назначает, освобождает от должности Председателя Прав, Фед министров. Назначает, освобождает полномочных представителей Президента. Назначает, освобождает высшее командование ВС. Назначает, отзывает дипломатических представителей в иностранных гос-вах. Использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами гос-венной власти и органами субъектов. Имеет право приостановить действие актов органов исп власти. Осуществляет полномочия Верховнокомандующего и Председ СБ. Руководит деятельностью органов исп власти по вопросам безопасности, обороны и юстиции.

2. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении применяются следующие меры: – доставление; – административное задержание; – личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; – изъятие вещей и документов; – отстранение от управления транспортным средством; – медицинское освидетельствование на состояние опьянения; – задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; – арест товаров, транспортных средств и иных вещей; – привод; – временный запрет деятельности.

3. Общие правила административного судопроизводства в суде апелляционной инстанции. Апелляционное судопроизводство состоит из: 1) подготовительной стадии – судья извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания и осуществляет другие действия по подготовке дела к разбирательству; 2) стадии рассмотрения дела по существу – исследуются материалы дела и доказательства. Суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства; 3) стадии вынесения решения – постановление районного суда принимается в форме апелляционного решения и заменяет полностью или в части решение мирового судьи. Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе: 1) оставить решение без изменения, жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда и принять новое решение; 3) отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение; 4) отменить решение суда и прекратить производство по административному делу; 5) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения.

Билет №7

1. Формы деятельности исполнительной власти: понятие, признаки, виды. Виды управленческих действий. Формы деятельности органов исполнительной власти — это внешнее выражение видов их действий, предусмотренных нормами административного права, совершаемых в целях осуществления возложенных на них задач, функций и полномочий. Виды форм: правовые и неправовые; публично-правовые и частноправовые; правоустановительную, правоприменительную, регулятивную и правоохранительную. Виды управленческих действий: издание нормативных правовых актов; издание ненормативных и индивидуальных правовых актов; заключение публично-правовых договоров; совершение юридически значимых действий; осуществление организационных действий; выполнение материально-технических действий.

2. Стадии и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Стадии: возбуждение дела; рассмотрение дела; вынесение постановления; исполнение постановления, пересмотр постановлений и решений. Принципы: законность, публичность, равенство перед законом, презумпция невиновности, непосредственность, гласность, состязательность, национальный язык, объективная истина, двухступенность (можно обжаловать), диспозитивность, оперативность (быстрота).

3. Меры административного пресечения: понятие, виды, основания. это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения. Виды мер пресечения: 1. общие меры пресечения - требование прекратить противоправное поведение - требование устранить допущенные нарушения Могут применяться в самом широком перечне ситуаций. Специфика мер: связаны с наименьшим ограничением прав и свобод, имеют наиболее простой порядок применения, применяются ко всем – самый широкий круг субъектов. 2. специальные меры пресечения. - применение физической силы - применение специальных средств - применение огнестрельного оружия. Чем значимее ограничиваемое право и чем более неблагоприятным последствиям могут привести применение меры – тем больше требований к данным мерам пресечения, тем больше обстоятельств, при которых конкретная мера специального пресечения не может быть применена в принципе. Регламентация применения осуществляется в отношении каждого специального средства или в отношении оружия. 3. процессуальные меры пресечения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.