Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История. Рождение Осло Долгое время считалось, что Осло основал в 1050 году под горой Экеберг король Харальд Суровый (1047-1066) — авантюрист






 

Рождение Осло Долгое время считалось, что Осло основал в 1050 году под горой Экеберг король Харальд Суровый (1047-1066) — авантюрист, командовавший викингскими наемниками сначала при дворе киевского князя Ярослава Мудрого, потом в Константинополе и сложивший голову в битве при Стэмфордском мосту, пытаясь присоединить к своим владениям еще и Англию. Однако в том же 1950 году, когда норвежцы праздновали 900-летие своей столицы, археологи раскопали в Гамлебюэне остатки поселения с крошечной деревянной церквушкой, стоявшей на этом месте еще в 1000 году. Эту крепостцу, как мы теперь знаем, основали датчане — не то сам король Харальд Синезубый, не то его сын, будущий Свейн Вилобородый. Именем своим город, тем не менее, действительно обязан Харальду Суровому. По одной версии, оно восходит к имени молодой жены конунга, Ославы (дочери Ярослава Мудрого), не то означает «поляна асов» (древнескандинавских богов), не то попросту — «холмистое поле». Харальд построил себе в Осло дворец и возвел новую церковь Девы Марии, превратив город в административный центр округи. Сын Харальда, Олаф III Тихий (1067-1093), посадил в городе епископа и построил еще несколько церквей. Одна из них, Гамле-Акер, сохранилась — это древнейшая каменная постройка не только в Осло, но и во всей восточной Норвегии (и древнейшая каменная церковь во всей Скандинавии). Простые горожане в то время жили в скромных деревянных хижинах с торфяными крышами, и большинство церквей были тоже деревянными.

 

Следующие 200 лет — и пока потомки короля Олафа выясняли, кому править страной, в кровопролитных междоусобных войнах, и пока замиривший Норвегию Хокон IV Хоконсон подчинял Исландию, Гренландию, Фарерские острова и остров Мэн — столицей страны оставался Берген. И только Хокон V Магнуссон (1299-1319) перенес столицу в Осло и заложил на скалистом холме над гаванью крепость Акерсхус. Правда, жил Хокон здесь мало — в основном собирал совет и хранил важные документы. Как бы то ни было, Осло обзавелся королевской резиденцией, разросся и стал третьим крупнейшим городом Норвегии (после Бергена и Тронхейма) с населением аж в 3 000 человек.

 

Потеря независимости Хокон v был последним правителем самостоятельной Норвегии до XX века. Законнорожденных потомков мужского пола он не оставил, а его единственная дочь вышла замуж за брата шведского короля, Эрика герцога Седерманланда. После смерти Хокона v на норвежском престоле оказался его трехлетний внук Магнус Эриксcон, король Швеции.

 

Несмотря на зависимость страны от шведов, столица ее продолжала расти и расцветать — до 1349 года, когда норвежских берегов достигла Черная смерть — эпидемия бубонной чумы, опустошавшая с предыдущего года Европу (куда она попала из нынешней Керчи). Но ни одна европейская страна так не пострадала от Черной смерти, как Норвегия. Распространяясь из долины в долину, за следующие три года чума унесла две трети населения королевства, в том числе почти всю знать и духовенство (из всех норвежских епископов эпидемию пережил лишь епископ Осло Соломон).

 

Ситуация шестидесятилетней давности повторится в 1380 году, когда норвежскую корону унаследует Олаф IV — тоже малолетний и тоже уже провозглашенный королем другой страны (на этот раз Дании). Но в отличие от короля Магнуса Олаф умер слишком рано, в 17 лет, и не успел оставить потомства. Тогда, в нарушение всех законов престолонаследия, бразды правления возьмет в свои руки его мать, датская принцесса Маргрете. Эта энергичная дама объявит о своих претензиях не только на норвежскую и датскую, но и на шведскую корону. Ее главный конкурент, правящий Швецией Альбрехт Мекленбургский, с досады обзовет Маргрете «королем без штанов», а государственный совет Норвегии — «могущественной дамой и истинным мужем государства Норвежского». Маргрете не только разобьет войска Альбрехта, но и убедит первый в истории Совет северных стран принять ее проект унии трех корон со столицей в Копенгагене (Кальмарская уния, 1397). Королем Швеции, Дании и Норвегии избрали внучатого племянника Маргрете (которого она по такому поводу даже усыновила) Эрика Померанского.

 

Разоренная сначала купцами Ганзейской лиги, а потом Черной смертью и войнами Эрика Померанского, Норвегия будет самым захудалым из владений тройственных королей. Настолько захудалым, что когда необузданного Эрика сместили со шведского и датского престолов и предложили ему править одной Норвегией, тот заявил, что лучше уж присоединится к пиратам на балтийском острове Готланд (так Эрик, кстати, и поступил). После семи десятилетий войн с датчанами Швеция окончательно выйдет из Кальмарской унии (1523), и с этого момента Дания станет единственной владычицей норвежских земель.

 

Реформация В 1534 году на престол взошел король Кристиан III, убежденный сторонник набиравшего в то время по всей Европе силу учения Мартина Лютера. Три года спустя Кристиан ликвидировал норвежское королевство, превратив страну в датскую провинцию, а ее заморские владения — Гренландию, Исландию, Фарерские острова — передав датской короне. Вскоре коменданту замка Акерсхус Могенсу Гюльденстьерне было приказано обратить норвежцев в лютеранскую веру и разрушить цистерцианский монастырь на острове Хуведойа. Церковное имущество было конфисковано, а норвежские епископы, сопротивлявшиеся реформам, оказались за решеткой.

 

Поскольку католическая церковь оставалась последним национальным институтом в Норвегии, после Реформации страна превратилась в датскую провинцию уже и в культурном плане. Местная элита говорила на датском языке, подражала датским манерам и читала датские книги; родные диалекты сохранили только крестьяне в деревнях. Современный «книжный» норвежский язык и сейчас гораздо ближе к датскому, чем к старонорвежскому.

 

Новый город Чем больше Норвегия и Осло оттеснялись на задворки Датского королевства, тем меньше его властители были склонны уделять им внимание. Счастливым исключением стал Кристиан IV, взошедший на престол в 1588 году. Воин и реформатор, превративший Данию в первостепенную морскую державу, он питал большую симпатию к Норвегии и часто наведывался в Осло. Когда в 1624 году деревянный город в очередной раз сгорел дотла, король приказал отстроить его заново — но не на прежнем месте, а на другой стороне бухты, под стенами крепости Акерсхус.

 

Король сам спроектировал новый город с улицами, пересекающимися под прямым углом, велел заложить широкие мостовые, а дома возводить из камня, оставляя деревянным лишь каркас. В новом городе, скромно переименованном основателем в Кристианию, обосновались состоятельные купцы. Сердцем Кристиании стал район Квадратурен. Здесь король Кристиан разбил главную площадь и поставил ратушу. Двухэтажные ренессансные особняки на Родхусгата, центральной улице Квадратурена, прекрасно сохранились до наших дней.

 

Смена названия и места, впрочем, не спасла город ни от постоянных пожаров, ни от сокрушительного вторжения шведов в Северную войну. Разбитый под Полтавой Карл XII в 1716 году попытался отыграться на Дании — вторгся в Кристианию и на протяжении шести недель безуспешно осаждал крепость Акерсхус.

 

После окончания Северной войны (1720) судьба Осло наконец-то потихоньку начинает меняться к лучшему. Местные купцы активно торгуют с Британией и Голландией, горожане богатеют, и во второй половине XVIII века в Кристиании появились первые роскошные виллы с пышными садами. В 1744 году в Кристиании открылась первая пожарная станция, в 1755-м — первая венерическая больница, а в 1778 году — первая клиника для душевнобольных. В 1780 году король лесопилок и первый богач Кристиании Бернт Анкер создает в городе театральный кружок, а через 5 лет открывается Дайкманская библиотека. В 1795 году в своем особняке Palé et Бернт Анкер проводит лекции по философии, физике и эстетике.

 

Всем этим великолепием Норвегия была обязана самому долгому периоду мира в своей истории — с окончания Северной войны до наполеоновских войн, в которых Дания пыталась сохранить нейтралитет, пока английская атака на Копенгаген в 1807 году не вынудила ее броситься в объятия Наполеона. А вот Швеция, даром что ее регентом стал наполеоновский маршал Жан-Батист Бернадот, воевала против Франции — и когда Наполеон, а вместе с ним и датчане пали, получила от благодарных союзников в награду Норвегию.

 

Поначалу наместник страны, датский принц Кристиан Фредерик подбил норвежцев на восстание. Собравшись в городке Эйдсвол под Осло, 17 мая 1814 года они приняли первую норвежскую конституцию и провозгласили Кристиана Фредерика королем, а Кристианию — столицей. Однако Бернадот, принявший в Швеции имя Карл Юхан, двинул на Норвегию войска, и Кристиану Фредерику пришлось отречься от престола. В августе 1814 года Норвегия перешла во власть шведов. Датское владычество над страной, известное как «четырехсотлетняя ночь», подошло к концу.

 

Национальное возрождение При шведах норвежцы оказались более независимыми, чем во времена датской унии. У них была теперь не только Конституция, но и свой парламент — стортинг. В 1825 году коронованный уже к тому времени под именем Карла XIV Юхана Бернадот заложил на удаленном от центра Биллевском холме Королевский дворец. Город разросся, а улицу, соединившую центр с дворцом, после смерти Карла Юхана переименовали в его честь. Помимо дворца и Университета (1811), к середине века Кристиания обзавелась и другими национальными символами: биржей и банком.

 

В 1840-х на берегу Акера появились фабрики и заводы, в 1854-м из Осло в Эйдсвол проложили первую в стране железную дорогу. Индустриализация шла полным ходом, население росло. К востоку от реки для рабочих быстро отстроили многоэтажки с крошечными квартирами; на западе города, в роскошных виллах за Королевским дворцом поселились зажиточные горожане.

 

Как и все европейские народы, лишенные собственной государственности (каталонцы, ирландцы, украинцы и т.д.), в середине — второй половине XIX века норвежцы принялись развивать национальную культуру (Ибсен, Григ, Мунк и менее известные за пределами страны персонажи) и очищать ее от инородного влияния; еще в 1840-х годах филологи изобрели аж два норвежских языка. В 1874 году на Карл-Юханс-гате открылось Grand Café, где с первых же дней же стала собираться столичная богема.

 

Независимость и оккупация К последним годам шведской унии отношения со Швецией все больше обострялись, и летом 1905 года норвежцы проголосовали на референдуме за независимость. В ноябре стортинг избрал королем датского принца Карла, который взошел на трон под именем Хокона VII.

 

В Первой мировой войне Норвегия заняла нейтральную позицию и не прогадала: хорошо заработав на военных поставках, государство выкупило у иностранцев все крупные заводы и фабрики на территории страны. Сохранять нейтралитет норвежцы собирались и во Второй мировой, но Гитлер рассудил, что без контроля над Норвегией ему ну никак не обойтись. В ночь на 9 апреля 1940 года немцы одновременно напали на Данию и Норвегию. Десанты вермахта одновременно высадились в крупных городах страны — королевская семья и парламент чудом успели бежать на север, чтобы организовать какое-никакое сопротивление, продлившееся еще два месяца.

 

В общей суматохе первых часов вторжения бывший министр безопасности Норвегии и основатель местной фашистской партии Видкун Квислинг объявил по радио о формировании прогерманского правительства. Однако немцы предпочли не рассчитывать на партию Квислинга (которая к тому времени насчитывала аж 2 тысячи членов) и уже через пять дней ввели в Норвегии прямую оккупацию. Правда, в 1942 году рейхскомиссар Йозеф Тербовен все-таки назначил Квислинга «президент-министром» — фактически главой марионеточного правительства.

 

При поддержке англичан все годы оккупации Норвегии в стране функционировало довольно мощное движение Сопротивления, снабжавшееся оружием через Швецию и Шетландские острова. Самой громкой вылазкой (заброшенных из Англии) «лесных парней» стал налет на завод в Веморке, где вырабатывалась тяжелая вода для немецкой ядерной программы, в феврале 1943 года. В конце 1944 года в Северную Норвегию вошли советские войска, и 8 мая 1945 года остатки немецкого гарнизона в стране окончательно капитулировали. 7 июня, день в день через 5 лет после изгнания, король Хокон вернулся в Осло на английском крейсере «Девоншир». Тербовен взорвал себя, а Квислинг и еще 11 его сторонников были казнены.

 

После войны Поначалу казалось, что Норвегия — хоть и член НАТО и один из основателей ООН, первым генсеком которой стал норвежец Трюгве Ли, — но все же остается мировым захолустьем. Самыми яркими событиями в послевоенной истории Осло могли бы остаться открытие новой ратуши к 900-летию города и невиданный наплыв гостей на зимнюю Олимпиаду-1952, для которой пришлось отстроить гигантский отель Clarion Royal Christiania. Но в 1969 году в Северном море обнаружились залежи нефти и газа, и Норвегия разбогатела так, как не могла и мечтать последнюю тысячу лет. У столичных властей появились деньги на ремонт дорог, реставрацию старинных особняков, дорогущие туннели и сверкающие высотки, новый вокзал и аэропорт, прием гостей еще одной зимней Олимпиады и вообще на много всего хорошего. Осчастливленные новыми богатствами норвежцы уже дважды проголосовали против вступления в EC (1972, 1994) — им и так неплохо живется: в подсчетах уровня жизни, которые регулярно проводит оон, Норвегия уверенно занимает первое место.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.