Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От стортинга до Университета






 

Норвежский парламент стортинг (Stortinget) стоит в двух минутах ходьбы от Стурьторве, на пересечении Карл-Юханс-гате и Акерсгата (Akersgata). «Большой совет» был учрежден в 1814 году, но в течение долгого времени парламентариям приходилось довольствоваться временными резиденциями: сначала заседания проходили в соборной школе на Дроннингсгате, а потом — в одной из аудиторий университета. Только в 1866 году стортинг обзавелся собственным дворцом в неороманском стиле, построенным по проекту шведского архитектора Эмиля Ланглета. Ланглет хотел, чтобы стортинг был похож на парламентария, обращенного к народу. Получилось немного гротескно: круглое здание с двумя крыльями по бокам напоминает толстяка с короткими руками. Двух косматых львов, охраняющих здание, создал каторжник по фамилии Гюдбранд. В городе не хватало рабочих рук, и поэтому к строительству привлекли заключенных. Львы спасли Гюдбранда от смертной казни: они так понравились парламентариям, что одаренного скульптора помиловали. По легенде, 21 декабря, с наступлением самой долгой ночи в году, голодные львы оживают и рыщут по столичным улицам в поисках добычи. Другая легенда гласит, что по ночам в стортинге собирается Ночной совет, в который входят эльфы, гномы, тролли и прочие сказочные существа.

 

За стортингом Карл-Юханс-гате расширяется, и ее приходится делить с автомобилистами (всегда тактичными и уступчивыми), но зато вся левая сторона главного столичного променада превращается в парковую зону, которая тянется до самого Королевского дворца.

 

На Эйдсволс-плас (Eidsvolls plass) перед парламентом летом можно послушать выступления уличных музыкантов, а зимой здесь заливают лучший в городе каток. На правой от парламента стороне площади стоит Гранд-отель (Grand Hotel). Построили гостиницу в 1874 году на средства главного кондитера Кристиании Юлиуса Фитцнера, и, вероятно, поэтому башня над центральным входом кажется украшением из суфле. Строили отель, беря пример со Стокгольма, и, подобно Гранд-отелю в шведской столице, младший брат в Осло стал не просто главной гостиницей города, а центром светской жизни. В зале рококо под руководством королевы Мод и короля Хокона VII Норвежское бальное общество устраивало роскошные приемы, артистические салоны и художественные выставки. А в зеркальном зале Гранд-отеля в 1912 году чествовали Руаля Амундсена, вернувшегося из экспедиции на Южный полюс. Жемчужина отеля — Grand Café, в котором сто лет назад ежедневно собирался весь город: франты флиртовали с дамами, студенты пили пунш, а аристократы беседовали о политике. Самым почетным завсегдатаем Grand Café был драматург Генрик Ибсен: каждый день он приходил сюда ровно в полдень и ни минутой позже, садился за столик в углу, заказывал две постные булочки и разворачивал газету. У Ибсена в кафе было четыре персональных бокала — для водки, пива, портвейна и виски — и собственный стул с его инициалами и табличкой «Зарезервировано для доктора Ибсена». (Сегодня эти реликвии хранятся в Музее города Осло.) Большое панно, висящее в кафе, было написано в 1932 году потомственным художником Пером Крогом. На светском рауте в Гранде-отеле представлены персонажи столичной богемы рубежа веков. Самое почетное место на панно занимает круглолицый господин с бокалом в правой руке — отец художника, Кристиан Крог, также работавший над интерьерами отеля.

 

Через квартал посреди сквера расположен Национальный театр (Nationaltheatret) — главная театральная площадка страны. Впервые о строительстве заговорили, когда в 1877 году сгорело здание городского театра в Квадратурен. Сначала парламентарии отказались возводить театр в самом центре города, считая, что развлекательное заведение не лучший сосед Королевскому дворцу, парламенту и Университету. Однако в 1886 году Бьёрн Бьёрнсон, сын Бьёрнстьене Бьёрнсона, смог убедить депутатов, что театралы никоим образом не помешают своим соседством государственным мужам и уж тем более студентам — разрешение на строительство было получено. Главный театр страны открылся через 3 года, 1 сентября 1899 года, тремя премьерными постановками драм Ибсена, Бьёрнсона и Хольберга, чьи имена увековечены на главном фасаде. После открытия язвительные критики за роскошный купол и помпезный интерьер окрестили театр «мечетью». Наверное, поэтому светила норвежской драматургии, памятники которым установлены у театра, похожи на муфтиев, особенно зимой, когда они обретают большие снежные бороды и шапки. Справа от входа — решительный Бьёрнсон, слева — скромно потупивший взгляд Ибсен. Назначать свидания в Осло принято у фонтана на площади перед Национальным театром.

 

На противоположной стороне улицы стоит Университет Осло (Universitetet i Oslo), центральный корпус которого, пожалуй, самое гармоничное здание на всей Карл-Юханс-гате. В создании проекта классицистического дворца принимал участие главный берлинский архитектор Карл Фридрих Шинкель. До 1811 года в Норвегии не было собственного вуза, и только самые состоятельные граждане отправляли своих детей учиться в Копенгаген. Датские власти долгое время не давали разрешения на открытие университета, опасаясь, что развитие просвещения в Норвегии приведет к подъему национального движения. Но в конце концов 2 сентября 1811 года датский король Фредерик VI подписал указ об основании Королевского университета, которому он скромно присвоил свое имя.

 

Сначала храм науки планировали построить в Конгсберге, провинциальном городке в 55 километрах к юго-западу от Кристиании, но в итоге выбор места пал-таки на столицу. Университет начинался с 17 студентов и 6 преподавателей, первые лекции были бесплатными и открытыми для посещения всеми желающими, а для занятий арендовали помещения в центре города и лишь через 40 лет — в 1852 году — построили отдельное здание. В день, когда проректор — архиепископ Кристиан Серенсен — торжественно заложил в фундамент будущего университета горсть монет, медали и лавровый венок, по всей Норвегии прошли массовые празднования. В центре Кристиании звучали фанфары и лился рекой пунш, а поэт Генрик Вергеланн произнес по меньшей мере сто искрометных речей. Во время своего очередного выступления, раздосадованный невниманием публики, поэт ударил себя бутылкой по лбу — да так сильно, что пришлось вызывать хирурга, чтобы зашить рану.

 

Со временем Университет разросся так, что пришлось осваивать новые территории: в 1960 году в окраинном Блиндерне (Blindern) разбили новый кампус. Теперь университетский дворец на Карл-Юханс-гате выполняет ту же роль, что и старое здание МГУ на Моховой: здесь еще учатся, но это уже скорее исторический памятник и объект национальной гордости. Можно зайти внутрь университетского здания, чтобы полюбоваться торжественным Церемониальным залом (Seremoniell hallen), украшенным коринфскими колонами, и Главной аудиторией (Aula), построенной в 1911 году к столетию Университета. В 1914 году экспрессионист Эдвард Мунк, только что выписавшийся из психиатрической больницы, выиграл конкурс на оформление новой аудитории. За десять лет он создал на стенах Аулы впечатляющие росписи с аллегорическим сюжетом: солнце на центральной стене за кафедрой символизирует свет знаний, старец, беседующий с юношей, олицетворяет историю, а женщина, укачивающая младенца, — сам университет, альма-матер. Аула долгое время служила штаб-квартирой городского Филармонического оркестра, а до 1990 года здесь вручали Нобелевскую премию мира. Старый банкетный зал Университета, в котором когда-то заседал стортинг, называется теперь Залом часов (Urbygningen), так как из его окна на Карл-Юханс-гате смотрят часы, по которым Генрик Ибсен ежедневно сверял время, направляясь в Grand Café.

 

За университетом вокруг площади Тюлинлёкка (Tulinlø kka) расположились два музея — Исторический и Национальная галерея. Стоящий слева Исторический музей (Historisk Museum) на самом деле представляет собой три разных коллекции, объединенных под одной крышей, — Этнографический музей, Музей национальных древностей и Монетный кабинет. Построенный в 1903 году, музейный корпус с плавными линиями фасада и двумя закругленными башнями стал первым образцом норвежского югенд-стиля. Розового гранита Национальная галерея (Nasjonalgalleriet) на противоположном конце площади почти на 70 лет старше: ее построили в 1836 году в духе строгого прусского классицизма приглашенные из Германии архитекторы — отец и сын Ширмеры. В главном художественном музее страны собраны почти все лучшие работы норвежских художников, в том числе самая знаменитая из них — «Крик» Эдварда Мунка. Искаженное ужасом лицо давно стало неофициальным гербом города: его не только тиражируют тысячами на календарях и туристических буклетах, но и воспроизводят высотой в несколько этажей на глухих стенах домов. Зимой 1994 года, во время Олимпийских игр в Лиллехаммере, «Крик» похитили, причем самым тривиальным способом — придвинув лестницу к окну на втором этаже. После этой истории в Национальной галерее были усилены меры безопасности: резко увеличилось число охранников, а на окнах появились тяжелые решетки — так что к возвращению шедевра Мунка музей скорее напоминал крепость.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.