Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспорт. Осло идеально подходит для пеших прогулок






 

Осло идеально подходит для пеших прогулок. Центр города можно обойти за час, даже если идти не спеша и внимательно разглядывать витрины магазинов. Однако городским транспортом все равно придется воспользоваться. Если до Вигеланн-парка можно запросто прогуляться пешком, то до трамплина в Хольменколлене в 30 км от центра добраться на своих двоих будет уже сложнее. Благо транспортная система Осло, объединяющая автобусы, трамваи, метро, пригородные поезда и морские трамваи, хорошо продумана и четко соблюдает установленное расписание.

 

Билеты Распространением билетов, проездных и информации о маршрутах всех видов городского транспорта в Осло занимается компания Trafikanten. Справочное бюро Trafikanten находится в модерновой прозрачной башне на площади у Центрального вокзала (Jernbanetorget 1, 177, www.trafikanten.no, пн-пт 7.00-20.00, сб-вс 8.00-18.00). Вежливые и терпеливые консультанты, владеющие всеми основными европейскими языками, готовы чуть ли не собственноручно посадить вас на нужный маршрут и сопроводить до места назначения. Кроме представительства Trafikanten, билеты продаются в киосках сетей Narvesen и Seven-Eleven, а также в сине-желтых автоматах, установленных на станциях метро. Пользоваться автоматами очень просто: нажмите кнопку, соответствующую нужному билету, и опустите мелочь или суньте в щель купюру. По банковской карте приобрести билеты можно только в киосках сети Seven-Eleven. В крайнем случае билет на одну поездку можно приобрести с наценкой у водителя в трамвае или автобусе.

 

Городские власти придумали великое множество разных билетов, так что главное — сделать правильный выбор. Общее правило — действие любого билета распространяется сразу на все виды транспорта в пределах Осло. Если вы собираетесь выезжать за пределы Осло и путешествовать по фюльке Акерсхус, то вам надо будет приобрести специальные билеты для зоны SL (Stor-Oslo, «большой Осло»).

 

Дети до 4 лет могут пользоваться общественным транспортом абсолютно бесплатно. Те, кому еще не исполнилось 16, и пенсионеры могут приобретать любые билеты с 50-процентной скидкой (льготные тарифы обозначаются barn/honnø r). Кроме того, льготными билетами оплачивают перевозку домашних животных и велосипедов. Лыжи, святое дело, можно провозить бесплатно.

 

Одноразовый билет (еnkeltbillett) дает право пользоваться городским транспортом в течение часа с любым количеством пересадок. Он стоит NOK 20, если приобрести его заранее, и NOK 30 при покупке у водителя. Проезд в ночном автобусе обойдется в NOK 50. Дополнительно компостировать одноразовые билеты не надо, время на них отпечатается при продаже.

 

Флекси-карта (Flexi-kort) — вереница из восьми желто-зеленых купонов, каждый из которых, после того как вы его прокомпостировали, тоже дает право на час неограниченных перемещений по городу. Стоит флекси-карта NOK 150.

 

Проездной на день (Dagskort) веселого оранжевого цвета стоит NOK 55 и действует ровно 24 часа с момента компостирования. Существуют проездные и на более длительный срок: серо-голубой билет на 7 дней (7 dagers kort, NOK 190) и желто-фиолетовый — на месяц (Må nedskort, NOK 660). При покупке проездного на неделю или месяц 50-процентная скидка распространяется на молодежь до 20 лет.

 

Не забудьте обязательно прокомпостировать купленный проездной, иначе он считается недействительным. В трамваях компостер установлен в салоне на каждой площадке, в автобусах — сразу за кабиной водителя, в метро — у входа на станцию, а в электричках — в тамбуре вагонов. Штраф за безбилетный проезд составляет NOK 750.

 

Если вы собираетесь досконально изучить город в сжатые сроки, имеет смысл купить Oslo Pass (для взрослых: NOK 195 — на 24 часа, NOK 285 — на 48 часов, NOK 375 на 72 часа; для детей до 16 лет соответственно NOK 75, 95 и 125; семейная карта на 2 взрослых и 2 детей NOK 395 на 24 часа). С этой картой вы сможете бесплатно передвигаться на городском транспорте, посещать большинство городских музеев и парковать машину на муниципальных стоянках, а также получите скидки при покупке сувениров и посещении некоторых ресторанов. Вместе с картой выдают бесплатный буклет с подробной информацией о заведениях — участниках программы. В транспорте эту карту достаточно прокомпостировать один раз в начале первого путешествия; в музее или любом другом заведении, на которое распространяется ее действие, это сделает кассир.

 

Метро (T-bane). Осло, относительно небольшой по европейским меркам город, обладает удивительно разветвленным метрополитеном. Пять веток различают по номерам, по цветам (голубая, фиолетовая, зеленая, оранжевая и желтая) и по названиям конечных станций. Правда, в основном метро используется для сообщения с далекими пригородами. В центре города четыре ветки сливаются фактически в одну, чтобы потом разбежаться по спальным районам, а пятая (Frognerseteren — Majorstuen) до центра так и не доходит.

 

Назвать метро в Осло «подземкой» очень сложно: большинство станций открытые, и лишь на подъезде к центру поезда уходят в тоннель. Расстояния между тремя центральными станциями — Jernbanetorget, Stortinget и Nationaltheatret — небольшие, и между ними проще (и дешевле) прогуляться пешком. Однако если вы хотите добраться до Хольменколлена («голубая» линия №1) или до озера Согнсванн («желтая» линия №3), тогда метро — самый удобный способ передвижения.

 

Метро начинает ходить в 6 утра и заканчивает в 0.30. Поезда ходят каждые 15 минут в течение дня и раз в полчаса ночью (летом — начиная с 18.00). Чтобы сориентироваться под землей, необходимо знать номер линии и конечную станцию в нужном направлении. На всех центральных станциях висят электронные табло, показывающие, сколько времени осталось до прибытия следующего поезда и его маршрут. На открытых станциях на окраинах вместо табло стоят щиты с расписанием. В поездах машинисты объявляют каждую станцию, но, как правило, делают это скороговоркой, так что если вы боитесь пропустить нужную вам станцию, лучше поинтересуйтесь у попутчиков.

 

На станциях отсутствуют турникеты, и при входе в метро вас никто не контролирует. Однако всегда стоит помнить, что сразу за желтой чертой начинается территория метрополитена, на которой нельзя находиться без билета. В метро контролеры устраивают проверки не очень часто, но лучше не рисковать.

 

Пригородные поезда Поезда, принадлежащие государственной компании Norges Statsbaner (NSB), отправляются с Центрального вокзала и курсируют в пределах фюльке Акерсхус. На электричках очень удобно добираться в небольшие города на берегах Осло-фьорда. В пределах Осло в этих поездах действуют все городские проездные билеты, но если вы выезжаете за границы города, то вам необходимо приобрести дополнительный билет. Билет на электричку можно купить заранее на вокзале или уже в самом вагоне у кондуктора. Кроме того, в пригородных поездах есть специальные вагоны, обозначенные желтой табличкой «Må nedskort», ездить в которых могут только обладатели месячных проездных.

 

Электрички могут останавливаться не на всех станциях. Чтобы определить, довезет ли вас поезд до нужной станции, узнайте его кодовое название и внимательно изучите цветные схемы, которые висят на станциях и в вагонах. Двери в поездах не открываются автоматически: чтобы выйти из вагона, нажмите красную кнопку около дверей.

 

Внимание: с 1 июня 2004 года во всех пригородных поездах запрещено курить. К нарушителям применяются драконовские штрафы.

 

Трамвай (trikk). В Осло проложено 7 трамвайных маршрутов, пронумерованных от 10 до 19 (маршрутов №14-16 не существует). На трамваях удобнее всего перемещаться по центру города, а также выбираться в некоторые отдаленные районы. Трамваи №11 и 12 идут из центра через Грюнерлёкку в Туршов (другая конечная №12 — Вигеланн-парк), а на трамваях №18 и 19 можно забраться на гору Экеберг.

 

Все остановки по маршруту объявляются. Для того чтобы трамвай остановился на нужной вам остановке, надо, подъезжая к ней, нажать красную кнопку «stopp» на поручне в салоне — над кабиной водителя зажжется сигнальное табло.

 

Трамваи ходят с 6 утра до полуночи. По будням интервалы движения составляют 15 минут, рано утром и поздно вечером — 30 минут, в выходные и праздники — 20 минут. Трамваи №13 и 18 не ходят в воскресенье и по вечерам в будние дни. На каждой остановке вывешено расписание для понедельника-пятницы (mandag-fredag), субботы (l rdag) и воскресенья (s ndag).

 

Автобус (buss). Большинство автобусных маршрутов в Осло проложены через терминал у Центрального вокзала и связывают центр города с окраинами, куда не доходят метро или трамваи.

 

Входить в автобус обязательно только через переднюю дверь — чтобы купить у водителя билет, пробить уже имеющийся или предъявить проездной. Средняя дверь — для детских и инвалидных колясок (как, к слову, и пространство перед ней, где не принято стоять). Стоя на остановке, обязательно помашите водителю приближающегося автобуса, чтобы он остановился. Как и трамваи, все остановки автобус совершает только по требованию: не забудьте заранее нажать на красную кнопку в салоне. В отличие от трамваев, в автобусах далеко не всегда объявляют остановки: при посадке лучше сообщите водителю нужную вам остановку, и тогда он даст вам знать, когда выходить.

 

В будние дни движение на маршрутах начинается около 6.00, в выходные — около 7.00, а последний автобус отправляется с конечной остановки до полуночи. Ранним утром (с 4.00 до 5.30 в будние дни, с 5.00 до 6.30 по субботам, с 5.30 до 7.00 по воскресеньям) работают специальные «утренние автобусы» (morgenbuss, маршруты №112-117), которые связывают окраины со станцией метро Helsfyr. Для проезда в таких автобусах действуют обыкновенные билеты.

 

Ночной автобус (nattbuss). В клубные дни — пятницу и субботу — с 1.00 до 4.00 ночные автобусы (№201-218) отправляются от стортинга и Ратуши, развозя по домам загулявшую публику. Обычные проездные, как и карта Oslo Pass, на ночных маршрутах не действуют. При входе сразу назовите водителю нужную вам остановку и купите специальный билет за NOK 50. Правда, за эти деньги вы получаете еще и пропуск на after-party. Под утро автобусы зачастую забиты не самыми трезвыми молодыми людьми и распевающими задорные песни девушками.

 

Туристический автобус С 1 мая по 3 октября каждый день в 10.00, 11.20, 14.00 и 15.30 от Национального театра отправляется красный двухэтажный автобус с надписью «City Sightseeing» на борту. За полтора часа он объезжает основные туристические достопримечательности — от Музея Мунка до Вигеланн-парка, — делает остановки у основных из них и возвращается к Национальному театру. В автобусе всем пассажирам выдают наушники и рассказывают о городе и о стране. Предлагается выбрать из девяти языков — в лингвистическом меню есть и русский. Вы можете выйти на любой из остановок, а потом сесть на следующий автобус. Билет стоит NOK 190, для детей от 7 до 15 лет — NOK 100, дети до 6 лет могут кататься бесплатно. Владельцы карточки Oslo Pass получают скидку 20%. Иногда автобусы едут по расширенному маршруту с заездом на полуостров Бюгдой (билет для взрослых — NOK 230, для детей — NOK 120).

 

Морские трамваи и прогулочные теплоходы Летом из гавани Акер-Брюгге с раннего утра и до позднего вечера уходят плавсредства самого разного формата. 4 маршрута морских трамваев входят в городскую транспортную систему, и на них действуют обычные билеты и проездные. Корабли на острова Хуведойа, Грессхольмен, Рамбергойа, Хеггхольмен и Лангойне отправляются от пирса Виппетанген, который находится за крепостью Акерсхус. Плыть до ближайшего из островов — Хуведоя — всего 4 минуты. Маршрут №91 каждые 20-30 минут отправляется на полуостров Бюгдой с пирса Родхусбрюгге (Rå dhusbrygge) напротив Ратуши. Оттуда же стартуют многочисленные прогулочные теплоходы компании Bå tservice Sightseeing: они бороздят воды Осло-фьорда, огибая острова с крошечными домиками и лодочными сараями, а потом возвращаются в гавань. Расписание кораблей висит у причала №3 рядом с билетной кассой. Часовой круиз по фьорду обойдется в NOK 105. А за NOK 315 вас будут возить 3 часа, катать на парусной шхуне и накормят креветками в лимонном соусе.

 

Bå tservice Sightseeing www.boatsightseeing.com

 

Такси в Осло почти роскошь, а не средство передвижения. Поездка в пределах центра обойдется минимум в NOK 80. При посадке счетчик установлен на NOK 26, за каждый километр пути набегает еще NOK 12. Вечером или в выходные поездка будет стоить приблизительно на четверть дороже, а в праздничные дни действует наценка 45%. Поездка в аэропорт обойдется в сокрушительные NOK 600. При таких тарифах такси выгодно пользоваться, только если вы едете компанией из 4 человек. Кстати, помимо простых лимузинов существуют еще maxi-taxi — микроавтобусы, рассчитанные на 8 пассажиров.

 

Такси можно найти на стоянках, поймать на улице или вызвать по телефону. Если у машины горит белый маячок на крыше с надписью «Taxi», значит, машина свободна. При срочном вызове по телефону счетчик начнет крутиться с той минуты, когда вы позвонили. Платить таксисту чаевые не принято.

 

Заказ такси

Norgestaxi 080 00

Oslo Taxi 023 23

Taxi 2 022 02

 

Автомобиль в Норвегии действительно удобен только в том случае, если вы собираетесь активно путешествовать по стране. В Осло лучше пользоваться такси, общественным транспортом или ходить пешком, а с автомобилем не связываться категорически — разоритесь на штрафах, бензине и оплате парковки.

 

Движение в Норвегии — правостороннее; скорость ограничена 50-60 км/ч в разных частях города, 80 км/ч на шоссейных дорогах и 100 км/ч на некоторых автострадах. Знаки с надписью «Automatisk Trafikkontrol» отмечают отрезки дорог, на которых установлены серые ящики с камерами, фиксирующими скорость. Штраф за превышение скорости составляет NOK 700-3 000.

 

Водители должны иметь права международного образца, страховую карточку и техпаспорт с переводом на английский или норвежский язык. Также необходимо иметь предупреждающий красный треугольник — на тот случай, если машина сломается и придется стоять на дороге. Водитель и пассажир на переднем сиденье обязаны пристегиваться. У детей до 4 лет должны быть специальные пояса безопасности по росту или в машине должно быть установлено специальное детское сиденье. В городе и за его пределами водитель обязан постоянно держать включенными фары ближнего света.

 

Допустимая норма алкоголя в крови — 0, 02%. Если при проверке обнаружится больше — ждите высокого штрафа и изъятия прав. При грубом нарушении — перспектива еще мрачней: выдворение из страны или лишение свободы сроком до 28 дней. Если бармен знает, что вы за рулем, он откажется продавать вам спиртное, так как в случае аварии его могут обвинить в пособничестве правонарушению.

 

Парковок в Осло много, почти все они многоуровневые. В центре города расположены две большие подземные парковки: Europark P-hus в Акер-Брюгге и Ibsen P-hus рядом с Юнгсторге. Тарифы — от NOK 10 за 25 минут до NOK 130 в сутки. Бросать машину на улицах можно только там, где есть знак, разрешающий стоянку. Владельцы Oslo Pass пользуются правом бесплатной парковки на уличных муниципальных стоянках. Если вы поставили автомобиль в неположенном месте или не заплатили за стоянку, в лучшем случае отделаетесь штрафом — квитанцию приклеят к лобовому стеклу, но велика вероятность, что ваше транспортное средство просто эвакуируют. Сумма выкупа составит по меньшей мере NOK 1 500.

 

Городская штрафная стоянка Sognsveien 90, 22 23 94 38, 22 23 94 81

 

Автозаправок в городе много, но большинство закрывается в 22.00 и лишь некоторые работают до полуночи. Литр бензина в среднем стоит NOK 9.

 

Прокат автомобилей Конторы всех ведущих прокатных сетей расположены в аэропорту Гардермуэн. Лучше всего заранее забронировать машину из России по телефону, факсу или через интернет.

 

Международные прокатные конторы

Avis в Москве (095) 284 19 37, 284 19 58, в Осло 81 53 30 44, www.avis.com, www.avis.no

Europcar в Москве (095) 775 75 65, в Осло 80 04 14 00, ww.europcar.com, www.europcar.no

Hertz в Москве (095) 937 32 74, в Осло 22 21 00 00, www.hertz.com, www.hertz.no

 

В правилах большинства компаний записано, что клиент должен быть не моложе 20 лет и иметь водительский стаж более 1 года. Обязательно понадобятся международные водительские права и страховой полис. Оплата производится кредитной картой. В противном случае вам придется оставлять большой залог наличными или договариваться в России с турфирмой.

 

Язык

 

Ситуация с языками в Норвегии крайне запутанная: сегодня в стране существует два литературных норвежских языка и еще сотня диалектов. Иногда даже местные жители не сразу понимают друг друга, что уж говорить об иностранцах, выучивших язык по учебникам. Количеством диалектов Норвегия обязана в первую очередь своей географии: в изрезанной фьордами и горными хребтами стране жители многих деревень и городов годами не выбирались дальше соседней долины.

 

Большинство норвежцев говорят и пишут на «книжном» норвежском языке (букмол, bokmå l), который очень близок к датскому языку, на котором говорила вся норвежская знать во времена унии с Датским королевством. На букмоле издавали законы и вели податные списки, поэтому его еще называют государственным языком (riksmch> 229l). Сегодня букмол использует около 80% населения страны; это официальный язык средств массовой информации, хотя в последнее время в эфир стали пробираться выражения из второго — новонорвежского — языка.

 

Новый норвежский (нюношк, nynorsk) — фактически искусственный язык. Его создали в начале XIX века, после разрыва унии с Данией, когда на подъеме национально-патриотического движения норвежская интеллектуальная элита решила очистить норвежский язык от датского влияния. Лингвист Ивар Осен поехал по стране собирать диалекты, сохранявшие элементы древненорвежского, тщательно изучил их и в результате создал грамматику нового письменного языка. В конце xix века нюношк был уравнен в статусе с государственным языком, и до Второй мировой войны около трети детей изучали его в школах в качестве основного языка. Сегодня популярность новонорвежского языка упала; повсеместно он распространен только в некоторых фюльке вокруг Бергена, и только каждый восьмой норвежец выбирает для своих детей образование на нюношк. Как правило, норвежцы, которые пишут на нюношк, в разговорной речи используют местные диалекты. В этом путеводителе по умолчанию используется букмол.

 

Как бы то ни было, все дети без исключения обязаны изучать оба литературных языка: те, кто изучает букмол в качестве основного языка, должны сдавать экзамены по новонорвежскому, и наоборот. Студенты нередко шутят, что если бы не господин Осен, у них было бы одним экзаменом меньше.

 

Если вы владеете немецким языком, то, скорее всего, поймете некоторые норвежские выражения и надписи на указателях. Если же нет — не беда. К счастью туристов, почти все норвежцы от мала до велика прекрасно говорят на английском языке. Те, кто не владеет английским в совершенстве, могут хотя бы немного на нем изъясняться.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.