Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути решения проблем предпринимательства






 

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:

Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

Поддержку новых производств.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то

-старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

-переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;

-на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

В) Информационную поддержку предприятий-производителей.

1.Сведения о производственных предприятиях города:

-основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),

-данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,

-данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

-сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),

-сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

2.сведения о государственных или муниципальных ресурсах:

-сведения о муниципальном и областном заказах,

-сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

-утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,

-утвержденный на год объем зачетов.

Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

1.Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);

2.Нормативно-правовое обеспечение:

-разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;

3.формирование производственной инфраструктуры:

-имущественная поддержка малых предприятий: аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет;

4.Информационно-консультационное обеспечение:

-развитие единой системы информационного обеспечения на территории области;

-обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности;

-проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать

 

Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства

Анализ сложившейся в стране предпринимательской среды позво­ляет выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухуд­шение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ста­вок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • низкий уровень экономических и правовых знаний предпри­нимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • негативное отношение определенной части населения, свя­зывающей предпринимательство напрямую только с куплей-про­дажей;
  • неотработанность организационных и правовых основ регу­лирования предпринимательства на региональном уровне;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
  • резкое повышение цен на все факторы производства в ре­зультате финансово-экономического кризиса 1998 г., катастрофи­ческое снижение покупательной способности населения.

Экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. В первую очередь, предприя­тия, функционирующие в сфере производства отечественных това­ров и бытовых услуг для населения, потребляющих сырье, мате­риалы, стоимость которых постоянно растет. Сложившиеся эконо­мические условия подрывают стимулы к предпринимательской де­ятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Так, обобщая результаты социологических опросов по вопро­сам развития малого предпринимательства, в аналитическом до­кладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы следующие основные проблемы малого бизнеса в России:

  • налоги;
  • законодательство;
  • инфляция;
  • экономическая ситуация в целом;
  • поставки, дефицит;
  • трудности получения ссуды и высокая ставка за кредит;
  • неплатежеспособность партнеров, клиентов; < ф> несовершенство банковской системы;
  • политическая ситуация;
  • бюрократия;
  • недостаток производственных площадей, офисов;
  • действия правительства, властей;
  • коррупция, взятки;
  • недостаток материальной базы;
  • финансовая политика государства;
  • действия Центрального банка России;
  • сбыт, поиск клиентов, потребителей;
  • высокие цены на сырье и материалы;
  • монополия государства, государственных предприятий;
  • разрыв экономических связей;
  • недостаток культуры, опыта;
  • необязательность партнеров;
  • проблемы собственности;
  • кадровые проблемы;
  • недостаток собственных средств и др.

Перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечест­венные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформи­рованы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, и малого в частности, несмотря на активную роль послед­него в экономике.

По данным проведенного Институтом стратегического анализа

предприятий, свыше 80% его участников отметили, что они нуж­даются в государственной поддержке своей деятельности, а 70% — что им нужны надежные законодательные гарантии. Анализ подтверждает, что около 75% малых предприятий постоянно нуж­даются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти; в предоставлении нало­говых льгот — около 83%; в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов — 57% малых предприятий.

 

12 Основой системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства является Закон " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления в регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства.

Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства. Закон определяет, что не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Согласно закону, правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. Аналогичные программы разрабатываются на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями.

В портфелях большинства российских банков займы малому бизнесу занимают весьма скромную долю. Надо отметить, что российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса - большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, да и низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы.

Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов.

Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слаборазвитой промышленностью, и др.

Развитие малого бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рывок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием государственных структур управления к данным проблемам, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержки Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении " О первоочередных мерах по раз витию малого предпринимательства в Российской Федерации" № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены так же приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе.

Федеральным законом " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

По-прежнему остается актуальной финансовая поддержка малого бизнеса. К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве - с 34 до 22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. Сегодня на повестке дня - увеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресурсов, чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.

Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством федерального законодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрошенной системы налогообложения, неработающий федеральный закон о господдержке малого предпринимательства.

Остро стоит также проблема использования для развития малого бизнеса нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая правительством, дает основание полагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологических зон, торговых предприятий " в шаговой доступности".

Новая программа поддержки малого бизнеса в предусматривает такие приоритеты, как поддержка предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья и действующих в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий, предоставляющих комплекс сервисных услуг.

 

 

 

 

14 Общие условия создания собственного дела Известный американский ученый Поль Самуэльсон пишет: «Люди всегда хотят начать самостоятельное дело....Если даже им никогда не удается заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность». Создание собственного дела является формой выражения экономической свободы и мотивации людей. Создание собственного дела в России осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах участников предпринимательской деятельности и нормативными/ актами, регулирующими весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций. Создание собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагает наличие следующих предпосылок: • наличие имущества для формирования первоначального капитала; • наличие определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального размера уставного (складочного) капитала; • наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для заключения договора аренды нежилых помещений; • предварительное изучение предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности; • формирование команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ведение бухгалтерского и финансового учета и др. Важно самому предпринимателю объективно ответить на следующий вопрос: обладаю ли я всем необходимым, чтобы вести собственное дело? Поскольку предприниматель на своей фирме будет самым главным работником, ему необходимо дать своим положительным и отрицательным чертам объективную оценку. Вот несколько вопросов, которые он должен задать себе: - Я сам начинаю дело? - Насколько умею я ладить с людьми? - Насколько я тверд в принятии решений? - Обладаю ли я достаточным запасом физических сил и эмоциональным потенциалом для успешного ведения дела? - Насколько хорошо я планирую и организую свои дела? - Достаточно ли сильно мое желание придерживаться намеченной цели? - Как ведение бизнеса отразится на моей семье? - Достаточно ли у меня знаний, чтобы заниматься данным видом бизнеса? Но нужно ответить и на вопрос, какой вид бизнеса следует выбрать? Обычно наилучшим видом бизнеса является тот, в котором будущий предприниматель наиболее заинтересован, а также тот, для ведения которого уже имеются определенные навыки. Он может проконсультироваться со службами поддержки предпринимательства о потенциальных возможностях различных видов бизнеса в своем районе. Соответствие его квалификации возможностям местного рынка увеличит шансы на успех. Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которой он намеревается создать собственное дело. По данным американской статистики, около 90% новых предприятий открывают люди в той области деятельности, в которой уже имеют опыт работы, или прошли специальное обучение и стажировку, или сумели привлечь к созданию собственного дела высококвалифицированных специалистов, которым они доверяют свою судьбу. Для выбора карьеры в бизнесе необходимо провести четкий анализ своих качеств, способностей и возможностей, чтобы, не отказываясь от мечты создать собственное дело, прояснить свои слабые места (особенно в области управления людьми) и постоянно учиться искусству быть, собственником дела, уметь разумно рисковать, предвидеть неудачи и стараться их избежать. Поэтому предприниматель должен уметь хорошо рассчитывать предполагаемые последствия от риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах в особенности. Учитывая, что в России до сих пор не сформирована позитивная предпринимательская среда, функционирует огромный бюрократический слой чиновников, действует агрессивная внешняя среда, будущему предпринимателю нужно уметь предвидеть решения федеральных и местных властей, которые часто ущемляют права предпринимателей, научиться защищать не только свое имущество и все активы от посягательств агрессивных сил, но и свою жизнь. Будущий российский предприниматель непременно должен помнить важнейшее правило: в организации своего бизнеса (дела) он должен рассчитывать на собственные силы, ибо только малое предпринимательство пользуется определенной поддержкой со стороны властей. Некоторые принципы создания собственного дела Задумав создать собственное дело, будущий предприниматель должен ответить на ряд ведущих вопросов: • для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели), есть ли для него место под «солнцем рынка». Поэтому процесс принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи — для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка); • что производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги, а затем уже определить, есть ли у него все условия и факторы для своей деятельности. При этом следует помнить, что предприниматели имеют право заниматься только законной и(или) лицензируемой деятельностью; • как производить продукцию (товары), выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентной способности. Поэтому очень важно знать, какое сложилось соотношение на рынке между спросом и предложением товара, который собирается предложить предприниматель (в любой сфере деятельности — производственной, торгово-посреднической, финансово-кредитной) на рынке, причем не вообще на рынке, а на определенном территориальном рынке. Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создавать собственное дело и производить данные товары. Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться важнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие: Во-первых, нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам соответственно получает прибыль (доход). Во-вторых, производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе рынок может не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать (продать) и получить планируемую прибыль. В-третьих, предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная оптовая (розничная) цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная — получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела, общий алгоритм которого можно выразить следующей краткой схемой: предпринимательская идея — цели предпринимателя — разработка предпринимательского проекта — реализация его в виде создания собственного дела — функционирование организации (первая стадия жизненного цикла). Этапы создания собственного дела Практически любой предприниматель, задумав создание собственного дела, осуществляет следующие этапы этого непростого решения: • возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности; • постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи; • формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме; • подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела; • определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования фирмы; • разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов; • проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др. • разработка обоснованного бизнес-плана; • государственная регистрация фирмы в установленном порядке; • постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуального предпринимателя); • регистрация своей фирмы в уполномоченных территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, Фонда социального страхования РФ и Государственного фонда занятости населения РФ; • открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов; • заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов произвоства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности; • получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности; • проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям; определение методов формирования цен на продукцию или услуги; • заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями; • проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг); • организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Минфина РФ и другие. Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающий — это обоснование предпринимательских идей, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное — идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком. Будущий предприниматель не должен исходить только из идеи «Я могу произвести товар» или идеи: «Этот товар нужен потребителям». А нужен ли он? Идея должна базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Сначала поиск неудовлетворенной потребности, а затем — организация процесса по ее удовлетворению. Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела целесообразно соизмерить возможности реализации идеи, которые формируются в стратегических и тактических целях, опосредствуются количественными расчетами, определенной системой показателей функционирования предприятия, а также оценкой всех условий и возможностей предпринимателя. Важным этапом создания собственного дела является этап решения вопросов о финансовых возможностях предпринимателя, которые необходимы при формировании уставного (складочного) капитала, т.е. решение вопроса, где взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия, а значит, для приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства. Источниками средств могут быть собственные накопления, средства, взятые в долг у родственников, знакомых, полученные ссуды в банках, у будущих потребителей, или средства, полученные от выпуска и реализации ценных бумаг, а также помощь государственных органов, занимающихся поддержкой предпринимательства. На этом этапе определяются возможности приобретения или взятия в аренду недвижимости, получения необходимой информации, использования новых технологий и др. Определяются на этом этапе конкретные цели по созданию всех необходимых условий для функционирования фирмы и получения прибыли. Данный этап реализуется посредством разработки проектов отдельных разделов бизнес-плана, который получает окончательное формирование (и экспертную оценку) на этапе завершения этапа создания собственного дела. Но на предыдущих стадиях предприниматель (совместно с партнерами) должен принять решение о выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности (фирмы), исходя из предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей, опыта, знаний и других факторов. На выбор организационно-правовой формы предпринимательства в немалой степени влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты), макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета деятельности. Важное значение для успеха деятельности имеют: месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления. Большое (если не определяющее) значение играет скорость оборота вложенных при создании собственного дела средств. Как известно, наибольшая скорость оборота денежных средств наблюдается в торгово-посредническом предпринимательстве, а наименьшая — в производственном. Поэтому в Москве, например, до 50% малых предприятий сосредоточили свою деятельность в торговле и в сфере обслуживания населения. Важную роль в процессе создания собственного дела играет разработка учредительных документов фирмы (в зависимости от организационно-правовой формы и числа учредителей), устанавливающих фактически весь механизм функционирования фирмы. Будущий предприниматель при разработке устава и (или) учредительного договора должен руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ, положениями федеральных законов об отдельных организационно-правовых формах предпринимательства и другими нормативными актами. Важное место в организации предпринимательской деятельности, в механизме создания собственного дела занимают поиск предпринимательских идей и формулирование целей. Идея и цели создания собственного дела В первых параграфах данной главы рассматриваются отдельные элементы механизма создания собственного дела. Ознакомившись с ними, будущий предприниматель может осознанно взяться за реализацию предпринимательской идеи, которая представляет собой экономический (финансовый, материальный) интерес инициативных дееспособных граждан для осуществления гипотетически реальных проектов, позволяющих осуществить намечаемые цели путем организации определенного вида бизнеса. Предпринимательская идея — это потенциальная возможность и необходимость собственной самореализации индивидуума для решения собственных целей путем удовлетворения потребностей других. Предпринимательская деятельность как процесс как раз и начинается с идеи, которая при определенных условиях реализуется в конкретный предпринимательский проект, суть которого должна базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Весьма успешный американский предприниматель М. Смолл формулирует пять правил достижений цели (идеи): 1. Примите решение: я могу делать деньги. В наше время в нашей стране человек может стать богатым. 2. Для того чтобы зарабатывать деньги, вы должны думать об этом постоянно — во время еды, прогулки и даже ночью, когда спите. 3. Существует много областей деятельности, в которых вы можете добиться успеха. Ищите и вы найдете их. 4. Вы будете ошибаться. Но не падайте духом. Учитесь на своих и чужих ошибках. Начинайте снова с того места, где вы споткнулись. Идите вперед! 5. Когда вы остановитесь на какой-либо идее, постоянно продумывайте ее, развивайте и не оставляйте до тех пор, пока не достигнете цели. Итак, идея реализуется в целях — в организации определенного вида бизнеса. Как писал знаменитый русский ученый-физиолог И.П. Павлов, прекрасна и удивительна жизнь того человека, который поставил цель и вечно к ней стремится: «Рефлекс целей есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того прекрасна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели... Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается людьми, стремящимися к поставленной ими в жизни цели». Без поставленной ближайшей (тактической) и отдаленной (стратегической) цели нечего и думать (хотя думать, конечно, можно) пускаться в плавание по морю, называемому предпринимательством, где вас ожидают рифы и штормы (риски), а может накрыть и «девятый вал» (банкротство). Невозможно заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели, которая была бы понятна и подчиненным, и потребителям результатов вашей деятельности (товаров, услуг). Цель должна быть четко сформулирована самим предпринимателем, руководителем фирмы, чтобы ее довести до всех сотрудников, которые воплощают вашу цель в конкретные результаты труда. Если вы одновременно предприниматель и менеджер, то вы с еще большей ответственностью должны отнестись к формулированию цели (целей). «В детстве я придумал личное кредо, которое обычно повторял на ночь. Хотя я вырос не в религиозной семье, оно напоминало молитву, обращение к таинственному духу жизни, способному вдохновлять и наполнять энергией. Я просил дать мне силы, чтобы мог помогать достойным людям. Я никогда не молил о власти, славе, богатстве, хотя это имел в изобилии. Надеюсь, я никогда не проявлял жадности. Если бы моим главным стремлением было обогащение, то я мог бы стать одним из самых богатых в мире. Однако я не принадлежу к их числу. Всю жизнь я раздавал часть своего состояния больше, чем мог сосчитать. К счастью, я всегда обладал способностью делать деньги, и у меня их оставалось достаточно для других. Кредо моего детства всю жизнь руководило моими действиями»'. Далее автор указывает, что его целью было не делание денег, не обогащение. «Для меня бизнес — это не просто средство обогащения: накопление богатства не было для меня самоцелью. Бизнес доставлял мне удовольствие, потому что постоянно стимулирует, требует ежедневной концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем, начиная с мельчайших деталей и кончая принципиальными решениями. Бизнес доставляет мне удовольствие потому, что он создал Америку, и я бы даже сказал, что именно в нем и заключается американский образ жизни». Формулируя цель предпринимательской фирмы, необходимо, на наш взгляд, учитывать зарубежный опыт, да и наш отечественный, особенно дореволюционный. Приступая к созданию собственного дела, целесообразно помнить следующее: 1. К цели ведут только ясные цели. (Например, нельзя сформулировать цель: «Качество наших товаров надо повысить». Каких товаров, насколько повысить, за счет чего и т.д. Качество можно повысить, но издержки производства резко возрастут, поэтому при продаже товаров вы не получите необходимый объем прибыли для развития фирмы). Следовательно, формулировка цели должна содержать: а) количественные показатели, которые фирма должна достичь, но нужно учитывать поведение конкурентов, покупателей, сегмент рынка, рыночные ниши; б) срок, в течение которого цель должна быть достигнута (или этапы); в) результаты, которые получат фирма и сотрудники; г) привлечение известных ответственных исполнителей; д) определение затрат на достижение этой цели и условий осуществления цели. 2. Чем ближе цель, тем больше она мобилизует, иначе говоря, краткосрочные цели в большей степени, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации, но при этом нельзя упускать из виду решение долгосрочной цели. Что лучше: - синица в руках или журавль в небесах? Здесь вопрос в управлении предпринимательской фирмой (как, впрочем, и во всех областях, да и в личной жизни): диалектическое сочетание тактики и стратегии. Но нужно помнить очень важный вывод, к которому многие из нас пришли на практике: «Кто берется за все, чаще всего ничего не достигнет!» Должна, видимо, действовать закономерность роли сомнения. Еще Вольтер писал: «Сомнение — начало мудрости». Но долго сомневаться невозможно: вас со всех сторон окружают конкуренты, можете опоздать. Локомотив предпринимательства не любит длительных и необоснованных остановок на пути саморазвития. Об этом четко свидетельствует вся история мирового предпринимательства. 3. Цель (или цели) фирмы должна быть сконцентрирована на самом важном — ваши товары должны удовлетворить потребность (потребности), не удовлетворенную другими товарами. Если данная потребность уже удовлетворена, то необходимо возбудить спрос на вашу продукцию другими средствами (мерами), т.е. сформировать новый спрос, новый рынок. Эта цель — самая главная, самая важная, определяющая на равновесном рынке (действовать на дефицитном рынке, конечно, проще), но цель формализована — удовлетворение неудовлетворенных потребностей. Нужно постоянно быть готовым практически ответить на вопросы: «Есть ли потребность в вашей продукции (работах, услугах)? Какая продукция, в какой экономической форме пользуется спросом? Каков этот спрос сегодня? Каким будет завтра, в перспективе?». В обществе свободной рыночной экономики, к которой мы стремимся, высшая цель любой предпринимательской организации — формирование потребностей рынка, удовлетворение спроса покупателей (потребителей). Но потребности нужно ранжировать по степени удовлетворенности, значимости, рентабельности, выгодности и т.д. 4. Цели нужно соизмерять с возможностями фирмы, с ее техническим, интеллектуальным, кадровым, финансовым уровнем и сырьевыми возможностями. 5. Цель (цели) необходимо конкретизировать в мероприятиях, при этом должно быть понимание целей и мероприятий другими сотрудниками, т.е. они должны быть убеждены в целесообразности достижения этой цели. Чем больше сотрудников фирмы имеет возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем выше будет результат при ее реализации. Искусство постановки цели — это искусство управления фирмой, это возможность контроля за ходом и результатом достижения цели, это возможность правильной мотивации сотрудников и т.д. Поэтому первейшая цель предпринимателя — это определение набора целей, выбор целей. Следовательно, чтобы стать предпринимателем, начать создавать собственное дело, нужно знать, чего хочет потребитель (потребители), сформулировать цель и стремиться ее достичь с меньшими затратами (расходами). Постоянно изучать, чего хотят люди, и искать возможность дать им то, что они хотят! Автор книги «Как делать деньги» М. Смолл по поводу осуществления предпринимательской цели и удачи сказал так: «Люди, которые считают, что только удача поможет им преуспеть в жизни, обычно говорят: «У меня должен быть капитал, без денег я ничего сделать не смогу». Конечно, чтобы претворить свою идею в жизнь, нужны деньги (и не малые, по нашему мнению). Но если вы точно знаете, что необходимо людям, то у вас больший шанс к процветанию, чем у тех, кто может вложить любую сумму». Автор книги «Зоны ваших ошибок» Уэйн Дайер считает, что «мысль (идея, цель) превратится в веру, если вы постоянно работаете над ней, а не в том случае, когда вы просто попробовали эту мысль и, не преуспев в ее реализации, затем используете свою неудачу для того, чтобы отказаться от нее». Итак, вы имеете предпринимательскую идею, четко сформулировали свои цели, теперь можно приступать к созданию собственного дела. Организация собственного дела при наличии соответствующих материальных, финансовых и других возможностей может быть осуществлена посредством следующих форм: приобретение (покупка) предприятия (бизнеса), аренда предприятия в целом как имущественного комплекта, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, использование метода франчайзинга и учреждение собственного дела в определенной организационно-правовой форме. В краткой форме расскажем об отдельных путях создания собственного дела.

 

Пятнадцатй






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.