Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя и внутренняя предпринимательская среда






Внешняя и внутренняя предпринимательская среда - раздел Образование, Основы предпринимательства Предпринимательская Среда Подразделяется На Внешнюю, Не Зависимую От Самих Пр...

 

Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которую предприниматели формируют (создают) сами.

Внешняя предпринимательская среда. Внешняя предпринимательская среда – это совокупность внешних факторов и условий прямо или косвенно влияющих на саму предпринимательскую деятельность, в том числе на ее становление и развитие.

Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны учитывать при ведении собственного дела.

Внешняя предпринимательская среда, как интегрированная система включает в себя следующие подсистемы:

· экономическое положение в регионе, стране;

· политическая ситуация, которая характеризуется стабильностью развития общества;

· правовая среда;

· государственная поддержка и регулирование предпринимательства;

· наличие природных факторов производства;

· физическую среду, связанную с климатическими (погодными) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствием проявления форс-мажорных природных катаклизмов;

· уровень безработицы и платежеспособности населения;

· институционально-организационную среду, свидетельствующую о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.;

· проявление терроризма.

Внешнюю предпринимательскую среду в сегодняшней России можно охарактеризовать, как не отвечающую требованию развития и становления предпринимательства. И главными факторами, которые могут подтвердить это утверждение, является:

Во-первых это всеобщая коррумпированность как самого общества, так и государственных органов управления;

Во–вторых это недостаточная государственная поддержка предпринимательства, которая бы отвечала современным требованиям построения рыночных отношений;

В–третьих это не адекватная и не достаточная правовая база, направленная на поддержку предпринимательства.

Особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, на основе которых осуществляется не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит таким высшим государственным органам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и ее органы в субъектах РФ, другим правоохранительным органам, а также Федеральным министерствам: по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, финансов, экономического развития и торговли, юстиции и др. Большая роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъектов РФ. Необходимо также устранить административные барьеры, сократить число органов, проверяющих предпринимателей.

Рассмотрим более подробно факторы внешней предпринимательской среды (далее среды) (табл. 14)

Таблица 14

Факторы внешней предпринимательской среды

   
Международная Международная конкуренция. Военные конфликты (горячие точки) в мире. Уровень терроризма. Международные выставки, конференции, выставки.
Политическая Уровень демократии. Политические реформы, происходящие в отдельных странах. Уровень коррупции и криминальной ситуации в стране.
Экономическая Среднегодовые темпы инфляции. Уровень финансовой системы страны. Уровень банковских процентов. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны. Уровень налогообложения участников предпринимательской деятельности. Инвестиционный климат. Уровень теневой и криминальной экономики.
Социально – демографическая Миграция населения. Структура населения по доходам, социальному положению, образованию, полу. Перспективность региона.
Правовая Правовая база, отвечающая принципам развития предпринимательства. Качество прокурорского контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих предпринимательство.
Внешняя среда Факторы внешней среды
Экологическая Техногенные катастрофы. Параметры экосистемы по отдельным городам и территориям. Уровень финансирования государством экологических программ (бюджет). Правовая база, регламентирующая состояние экосистемы.
Природно-климатическая Климат. Природные катаклизмы. Наличие природных ресурсов и их местонахождение.
Научно-техническая Уровень автоматизации промышленного производства и строительства. Уровень компьютеризации страны. Удельный вес научных работников в общей численности работающих. Материальное обеспечение научных кадров.

Отдельные ученые рассматривают внешнюю предпринимательскую среду для малых предприятий. Так А. Хоскинг выделяет макросреду и микросреду предпринимательства. Макросреда включает экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (географические) условия деятельности. Микросреда включает институциональную систему предпринимательства. Солодков М.В. провел исследование на основе статистических данных за период 1995-1998 г.г. следующих факторов и выявил их влияние на МП с помощью применения корреляционно-регрессионного анализа:

· плотность населения территории региона;

· состав населения исследуемого региона (сельское или городское);

· валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения;

· доля собственных расходов регионального бюджета;

· ресурсно-сырьевой потенциал региона;

· инфраструктура региона;

· институциональный потенциал региона;

· производственный потенциал региона;

· интеллектуальный потенциал региона;

· инновационный потенциал региона;

· производительность труда (доход на одного жителя);

· риски: политический, криминальный, экологический, социальный.

Солодков М.В. выявил, что наибольшее влияние на активность МП региона оказывают такие факторы, как плотность проживающего на территории населения, (коэффициент корреляции 0, 28); удельного веса сельских жителей в общей численности населения (коэффициент корреляции составил –0, 36), производительность труда (коэффициент корреляции составил от 0, 34 до 0, 41), институциональный потенциал (коэффициент корреляции — от 0, 21 до 0, 40), интеллектуальный потенциал (коэффициент корреляции 0, 35).

Басарева В.Г. доказывает, что на относительный спрос на труд в сегменте МБ влияют региональные различия уровня риска, которые возникают из-за институциональной слабости регионов и консервативных установок региональной элиты. Различия в ожидаемых рисках обуславливают разную степень доверия людей к правилам ведения бизнеса.

Одно из последних исследований Всемирного банка, проведенное в 69 странах, где было опрошено 3 тыс. 600 предпринимателей, позволило утверждать: институциональные барьеры существуют во всех странах, но значимость отдельных факторов разная.

В качестве факторов, воздействующих на развитие и рождение новых малых фирм, авторы отмечали также:

· человеческий капитал;

· уровень различных затрат на создание предприятия, включая трансакцинные издержки;

· отраслевая структура экономики, удельный вес нестабильных отраслей, таких как строительство, розничная торговля, услуги);

· наличие факторов производства, рыночной инфраструктуры

доступ к исследованиям и разработкам, информации, нововведениям, новым технологиям;

· уровень затрат на общественную инфраструктуру;

· поддержка предпринимательства или ее отсутствие со стороны органов власти;

· общественные нормы, способствующие доверию к предпринимательству.

· Факторы, влияющие на развитие МП, можно разделить на объективные (которые мало зависят от воли предпринимателя, его желания) и субъективные. К объективным факторам относим плотность населения, территориальный фактор, потенциал региона, отраслевая структура региона. Предприниматель может лишь приспосабливаться к этим факторам, оценивая и прогнозируя направления их развития и адаптируясь к их изменению.

· К субъективным факторам можно отнести криминогенный риск, административные барьеры для предпринимателя, конкурентное окружение и другие. Эти факторы предприниматель имеет возможность изменять и влиять на них.

Внутренняя предпринимательская среда.Факторы внутренней среды напрямую связаны с финансово – хозяйственной деятельностью предпринимательских структур и теми отношениями, контактами, которые появляются в результате этой деятельности.

Внутренняя предпринимательская среда, как интегрированная система включает в себя следующие подсистемы:

· наличие собственного капитала;

· выбор организационно – правовой формы;

· выбор предмета деятельности;

· подбор партнеров;

· знание рынка;

· подбор кадров и управление ими и т.д.

К фактором внутренней среды можно отнести и соблюдение законов и правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

Внутреннюю предпринимательскую среду определяет так же и совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации (рис. 18).

Рис. 18. Внутренние условия и предпринимательская деятельность.

Получается, что внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер и во многом зависит от собственника (лидера), т.е. его компетентности и умения управлять персоналом, изменяющейся ситуацией, внешними и внутренними воздействиями. Во многом внутренняя предпринимательская среда зависит от морально – психологического климата, который царит в коллективе. К внутренним факторам необходимо отнести и мотивацию сотрудников, которая должна иметь не только материальную форму, но и духовную составляющую.

В этом аспекте несомненно, практический интерес для российских предпринимателей представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды японского предпринимателя К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринимательства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов по Татеиси, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием.

Большое значение, для эффективной деятельности персонала, а соответственно и компании, имеют условия работы работника (рис. 19).

 

Рис. 19. Эффективные условия работы.

Совокупность условий работы состоят из следующих требований работника:

а) рабочее место должно быть чистым, оснащенным необходимым оборудованием, средствами связи, при необходимости компьютеризированым и т.д;

б) коллектив должен обладать устойчивым морально-психологическим климатом, воспринимаемой системой управления, адекватным потребностям и требованиям работника;

в) работа для работника должна быть интересной, востребованной и перспективной;

г) труд работника должен быть достойно оплачен, исходя из его квалификации, трудолюбия, самоотдачи.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

 

Шестой

Экономическая свобода является одним из определяющих условий развития предпринимательства. При наличие в обществе экономических свобод, каждый законопослушный гражданин имеет право, используя свои способности, возможности, задействуя (привлекая) свое имущество, заниматься активной экономической деятельностью, т.е. заниматься предпринимательством.

Сущность экономической свободы заключается в государственных гарантиях дееспособным субъектам предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности.

Экономическая свобода не может быть по своей сути абсолютной свободой. Гарантии экономической свободы заложены в ст. 35 Конституции РФ, в которой определены фундаментальные положения:

· Право частной собственности охраняется законом.

· Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

· Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению судебных органов.

· Право наследования гарантируется.

При осуществлении предпринимательской деятельности сталкиваются интересы двух сторон: государства и предпринимателей. В этих отношениях государство посредством организационно – правовых и экономических институтов, норм и правил устанавливает определенный порядок, при этом должны соблюдаться интересы общества и поступательное развитие предпринимательства.

Говоря об экономической свободе предпринимательства в России можно привести в качестве положительного примера рост доли предприятий и организаций, находящихся в частной собственности, так с 1996 г. по 2009 г. удельный вес предприятий вырос с 63.4% до 83, 3 % (табл. 15).

Таблица 15

Распределение предприятий и организаций по формам

собственности[19] (на 1 января)

  Тыс.   В процентах к итогу
                   
Число предприятий и организаций - всего                    
в том числе по формам собственности:                    
государственная           14, 3 4, 5 3, 9 3, 0 2, 8
муниципальная           8, 8 6, 5 5, 9 5, 6 5, 4
частная           63, 4 75, 0 78, 0 82, 5 83, 3
собственность обществен­ных и религиозных организаций (объединений)           4, 2 6, 7 6, 1 4, 6 4, 1
прочие формы собственности, включая сме­шанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную           9, 3 9, 3 6, 4 4, 3 4, 4

С другой стороны практика деятельности субъектов предпринимательства свидетельствует о многочисленных и не адекватных административных барьерах:

· сложное законодательство не прямого действия;

· наличие многочисленных подзаконных актов;

· противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровне;

· высокая степень инспектирования и контроля;

· значительный объем различной отчетности;

· большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Под административными барьерами, с точки зрения «Ресурсного центра малого предпринимательства», понимаются помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти.

 

 

7 Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран. В мировой практике считается нормой государствен­ное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финан­совые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы под­держивать их любой ценой, а в том, чтобы создать право­вые и экономические условия для их выживания, способ­ности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

Малый бизнес рассматривается как явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не как один из основных наполнителей бюджета.

Следует отметить политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В России это влияние не достаточно сильное по причине не достаточной его развитости. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.

Развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики. Анализ экономической литературы и имеющихся статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя при этом устойчивость малых предприятий остается относительно низкой. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

· формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

· расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

· приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

· содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мо­бильность, маневренность;

· привлечение личных средств населения на развитие производства.

· создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

· способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талан­тов, развитию различных видов ремесел, народных про­мыслов;

· вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

· формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

· активизация научно-технического прогресса;

· освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств;

· содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

· освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

В современных условиях перехода экономики на путь устойчивого развития в т.ч. перевода российской экономики на инновационный путь, развитие малого предпринимательства становится важнейшей задачей, без решения которой невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие России.

В России использование экономического потенциала малого предпринимательства и его ориентация на обеспечение устойчивого развития страны и ее регионов пока не являются реальным приоритетом государственной политики, что в значительной степени обусловлено несовершенством системы государственной поддержки МП в т.ч. на региональном уровне.

 

 

Подходы к определению и общие структурные характеристики малых предприятий.Малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения. Во избежание разночтения необходимо сразу оговориться, что следует различать малое предпринимательство как определенное социально-экономическое явление, малое предпринимательство как объект статистического учета и малое предпринимательство как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются прежде всего четкие количественные критерии, то при рассмотрении малого предпринимательства в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты.

Малое предпринимательство как определенная макроэкономическая категория отражает наличие в экономике совокупности мелких экономических субъектов (компаний), обладающих полной экономической самостоятельностью и связывающих экономику в единое целое.

В определении экономической природы малого предпринимательства в экономической литературе как отечественной, так и зарубежной до настоящего времени нет единого мнения. Авторы многих научных исследований дают более или менее произвольные определения этому сектору, исходя из численности рабочей силы или размера вложенного капитала.

Представляется целесообразным выделить следующие основные моменты в подходах при определение понятия малого предприятия:

· определения малых и средних предприятий разнятся не только по странам, но и в том числе внутри страны по отраслям и территориям;

· всякая характеристика дается в зависимости от практических потребностей и служит конкретным целям;

· большая дифференциация определений показывает, что малые предприятия не имеют четко выделенных границ.

В зарубежной статистике для отнесения предприятия к сектору малого бизнеса, как правило, используются следующие количественные показатели: численность персонала, объем валовой продукции или оборота капитала (продаж) и объем производственных фондов.

Среди качественных характеристик малого предпринимательства можно выделить:

· единство права собственности и непосредственного управления предприятиями и связанного с ним риском;

· небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

· правовая независимость;

· персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия решений.

Значительная часть отечественных ученых определяет малые предприятия как технически и технологически передовое, специализированное, мобильное, экономически эффективное производство, имеющее относительно небольшую численность работающих. Сегодня некоторые мелкие предприятия (фирмы) по технической вооруженности, производительности часто не уступают крупным компаниям, все больше превращаясь в составные звенья крупного общественного производства. В этом плане противопоставление мелкого и крупного производства теряет всякий смысл.

Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это - классическое малое предпринимательство, из которого по мере углубления, разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы. Сферами деятельности такого традиционного малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение.

Выявляется необходимость четкого разделения малого, среднего и крупного предпринимательства и недопустимости обобщения малого и среднего предпринимательства в одну группу. Малое предпринимательство - это, в первую очередь, единство функций собственника, менеджера и, нередко, работника в одном лице. В то время как в среднем предпринимательстве в результате раздвоения капитала на капитал - собственность и капитал - функцию, происходит закрепление собственности (например, через акции) за одним лицом, а функции капитала (самовозрастание стоимости) за другим (менеджер).

Как показывает мировая практика, основным критериями, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Наиболее общими критериями в зарубежной практике, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).

Организационно-правовые формы предприятий в странах с развитой рыночной экономикой различны. Наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства в этих странах является индивидуальное предприятие (табл.17).

Таблица 17

Основные организационные формы субъектов малого бизнеса

в развитых странах.

Страна Организационно-правовые формы предприятий
Великобритания индивидуальное предприятие, ассоциированные владельцы, компании с ограниченной ответственностью
Франция индивидуальное предприятие, акционерная компания, товарищество с ограниченной ответственностью
США единоличное владение, товарищество, корпорация
Германия индивидуальная трудовая деятельность, партнерство (общее и ограниченное), малые акционерные общества

В каждой стране существуют свои критерии, по которым предприятие относится к малому или среднему. Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек, как весьма «малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек, как «средние» и свыше 500 человек как крупные.

В Великобритании отнесение предприятия к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 25 человек, а к мелким от 25 до 99 человек, включительно.

Российская федерация.В соответствии с Российским законодательством малые предпри­ятия как субъекты малого и среднего предпринимательства не яв­ляются особенной организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (орга­низации) к субъектам малого предпринимательства яв­ляется средняя численность работников за отчетный период. Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.

Необходимо отметить произошедшие изменения в критериях, по которым определяются субъекты МП. Так, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ – утратившего силу, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. И в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала предельных уровней:

· в промышленности - 100 чел;

· в строительстве - 100 чел;

· на транспорте - 100 чел;

· в сельском хозяйстве - 60 чел;

· в научно-технической сфере - 60 чел.;

· в оптовой торговле - 50 чел;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов

деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства в России является индивидуальное предприятие.

На сегодняшний момент понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии по которым они к ним относятся определяются Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Согласно этого закона, к субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ) относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП – государственные унитарные предприятия и МУ – муниципальные предприятия), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Также введено понятие не только малого предприятия, но и среднего предприятия и микропредприятия. Критерием отнесения предприятия к одному из видов осталась средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения:

а) для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;

б) для малых предприятий до 100 человек включительно;

в) для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий)

Критерием отнесения субъектов хозяйствования к МСБ так же является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. за №556 и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г., которая не должна превышать следующие предельные значения:

а) для средних предприятий - 1000 млн. руб.;

б) для малых предприятий – 400 млн. руб.;

в) для микропредприятий – 60 млн. руб.

Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно фи­зические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся пред­принимательской деятельностью без образования юри­дического лица, являющиеся учредителями хозяйствен­ных товариществ и обществ. Категория таких представителей малого предпринимательства весьма существенна.

 

 

В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Развитие малого предпринимательства вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, а так же отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Во всем мире взаимодействие власти и бизнеса строится на взаимовыгодной долгосрочной основе. При этом государство создает благоприятные и стабильные правовые условия для предпринимателей, формирует необходимую инфраструктуру поддержки, обеспечивает привлекательный инвестиционный климат, устраняет административные барьеры, повышает конкурентоспособность национальной экономики. В свою очередь бизнесмены помогают власти финансировать социальные программы и приоритетные отрасли, поддерживают в экономике принцип добросовестной конкуренции, расширяют налогооблагаемую базу и организуют новые рабочие места.

В развитых странах государственное содействие малому и среднему бизнесу осуществляется в самых разнообразных формах. Прежде всего это совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и реализация программ развития конкретных предприятий, информационно-консультационная помощь, льготное кредитование, дотации, налоговые льготы и др. – все, что создает более благоприятную среду для развития предпринимательства, выводит бизнес из теневого сектора экономики, увеличивает налогооблагаемую базу.

В странах со сложившей рыночно ориентированной экономикой – малое предпринимательство является самой массовой категорией субъектов предпринимательского бизнеса. МП в этих странах формируют конкурентные начала рыночной экономики, обеспечивают основную часть работающего населения рабочими местами, создают для крупного бизнеса необходимую инфраструктуру. Малое предпринимательство в развитых странах, является основой среднего класса и соответственно своеобразным индикатором стабильности общества этих стран. Уровень развития и состояния МП, темпы развития характеризуется рядом показателей (табл. 18, 19).

Таблица 18

Сравнительные экономические показатели деятельности

малых и средних предприятий (МСП) на середину 1990-х гг. [23]

  Число МСП тыс. Число МСП на 1000 чел. Занятость на МСП, млн. чел. Доля МСП в общей занятости, % Доля МСП в ВВП, %
Великобритания     13.6   50-53
Германия     18.5   50-52
Италия     16.8   57-60
Франция     15.2   55-62
Страны ЕС 15 770       63-67
США 19 300 74.2 70.2   50-52
Япония   49.6 39.5   52-55
Россия: ** а) Малые предприятия   5.65 8.3   10-11

** Только малые предприятия, без индивидуальных предпринимателей.

Таблица 19

Роль малых и средних предприятий (МСП) [24]

(Данные приведены в соответствии с национальными стандартами каждой страны на 1999-2000 гг., соответственно по Росси только по МП)

Страны Доля МПС в общей численности занятых, % Доля МПС в ВВП страны, %
Великобритания   53-56
Германия   55-57
США   50-52
Япония   52-55
Россия   10-11

В последние годы в странах Западной Европы, в США и Японии малый бизнес представляет собой совокупность многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса – мельчайшие предприятия (микропредприятия) с численностью занятых не более 20 человек.

Малые предприятия в развитых странах эффективны как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

США. В рыночной экономике США малый бизнес сегодня является тем «краеугольным камнем развития» и «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике и основой для ее устойчивого развития.

Что бы лучше понять роль МП для США приведем следующие данные: в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. На их долю оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обраба­тывающей промышленности - 21%. Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предприниматель­ству.

Приведем для примера классификацию отраслей в США, используя следующие показатели: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям (табл. 20).

 

 

Таблица 20

Отраслевая классификация в США (1986-1987 гг.)

Отрасль Вклад в национальный доход Занятость Предприятия частного сектора
млрд. USD долл. % тыс. Чел. % тыс. %
Сельское хозяйство, лесная промышленность         2.328  
Добывающая Промышленность            
Строительство            
Обрабатывающая промышленность            
Оптовая и розничная торговля            
Финансы, недвижимость            
Транспорт, связь            
Услуги            
Государственный сектор            
Иностранный            
Итого            

На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия.[25]

В США все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью-Йоркской исследовательской фирмы Link re Sources, в 1993 г. в США полностью или частично работали на дому 39 млн чел., в том числе 6 млн – после основной службы.

Экономическая политика в области МП определяется в ежегодном докладе Президента США. Он представляется в трёх сечениях: политическом, экономическом, социальном. Политическая часть составляет основное содержание доклада: государственное регулирование, местное законодательство, научно-техническая и инновационная деятельность, объёмы выполненных государственных заказов, тенденции в финансировании. Идея доклада: «Правительство сделало всё, чтобы МП развивалось свободно и стабильно».

Основными показателями, определяющими государственную политику в области МП объявляются: создание новых рабочих мест (МП генерирует до 70-80% мест), конкурентная борьба, экономическое оздоровление.

По уровню МП определяются такие федеральные мероприятия как установление минимального уровня оплаты труда, требования к технике безопасности, защита окружающей среды, т.к. минимальная заработная плата в основном находится либо в МП, либо в крупных компаниях сферы услуг (гостиницы, больницы).

Китай. Малый и средний бизнес получил в Китае бурное развитие за годы проведения реформы и политики открытости и продолжает развиваться уверенными темпами.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 50, 2% налоговых поступлений всей страны. В 2006 г. объем налоговых поступлений от частных предприятий вырос на 28, 6%. Объем налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей вырос на 18, 6%.

При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0, 6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек. На конец 2006 г. в Китае насчитывалось не менее 42 млн. средних и малых предприятий, ими создаются до 75% рабочих мест в городах и поселках городского типа (табл. 21).

 

Таблица 21

Уровень развития малого предпринимательства в России и Китае

Страна Общее количество МП, млн ед. Количество МП на 1 тыс. жителей, ед. Доля населения занятого на МП, % Доля МП в ВВП, %
Россия (2009) 1, 6 11, 3    
КНР (2007) 42, 0 30, 9    

Вклад малого и среднего сектора в ВВП Китая составил 40%. Данный сектор стал важным фактором экономики Китая, стимулирующим рост ВВП, бюджетных доходов, занятости, а также обеспечивающим стабильность общества.

Малый бизнес все больше становится локомотивом инновационного развития китайской экономики. Данные предприятия производят все большую долю инновационной продукции, дают большое количество технических изобретений. Основная часть экспортной продукции Китая также производится на малых и средних предприятиях.

В Китае малые и средние предприятия считаются важнейшим источником экономического роста страны, который создает основную массу товаров и эффективно решает проблему занятости населения. Сфера малого предпринимательства стала неотъемлемой частью экономики Китая, которая создает конкурентноспособную инновационную продукцию и технологии, экспортируя их во многие страны мира.

Государство активно поддерживает малый и средний бизнес, для этого в Китае создана «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC), которая формирует условия для развития малого и среднего бизнеса.

 

алые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технически и организационное нововведение. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированное в Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства.

Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:

численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

вкладом малых предприятий в создании ВВП, в производство продукции;

вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращении числа безработных;

насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения;

навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями.

Усиление роли малого предпринимательства в экономике зависит от увеличения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в хозяйственной деятельности.

Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а так же рост занятости населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях.

Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

Важным результатом деятельности малых предприятий является рост инвестиций в основной капитал малых предприятий, что позволяет им повышать технический уровень производства, наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения в товарах;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг);

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большой заинтересованностью, чем в крупных;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников. Владельцев предприятий (фирм, компаний);

активизация НТП;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

 

 

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малых предприятий:

· полная самостоятельность, свобода и оперативность действий, не требующая для принятия решений получения согласия партнеров;

· максимум побудительных мотивов. Все доходы поступают к единому владельцу предприятия, поэтому он заинтересован в упорной работе, в тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, увеличении объемов продаж;

· гибкость и оперативность в принятии решений;

· конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах бизнеса производственные секреты и специальная технология являются главным капиталом фирмы, а единоличное владение дает возможность сохранить в тайне секрет предприятия;

· более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

· малый управленческий персонал;

· простые организационные связи;

· быстрая, высокая восприимчивость к новшествам;

· использование сфер, которые невыгодны крупному предпринимательству;

· более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них высок уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний.

Но наряду с достоинствами этой организационной формы (малые предприятия) ей свойственны и недостатки, к которым относятся:

· ограниченность привлечения значительных финансовых средств;

· неограниченная (полная) имущественная ответствен­ность за долги в случае банкротства;

· недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий;

· слабость управления. Обычно владелец является управляющим по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже;

· трудность в получении кредита;

· более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке и более высокий уровень риска банкротства;

· сравнительно низкая доходность;

· высокая интенсивность труда;

· сложности с внедрением новых технологий;

· зависимость от крупных компаний;

· повышенный риск в конкурентной борьбе и др.

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малого бизнеса США главными причинами неудач чаще всего называют:

· некомпетентность;

· несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

· нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах;

· неумение налаживать и поддерживать деловые связи и контакты.

Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере взросления. Фирмы, долго не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм, более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.

Однако в силу объективного наличия менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной поддержке в соответствии с федеральной и региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.

Предпринимательской активности мешает ряд причин, в числе которых наиболее существенные:

· Недостаток финансовых средств.

· Бюрократические препоны.

· Коррупция.

· Взятничество властных структур и рэкет преступного мира.

· Неадекватная правовая база, регламентирующая предпринимательскую деятельность в т.ч. МП.

Перечисленные выше проблемы приводят к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года - 7-8%, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

Приведем результаты проведенного опроса представителей МП (за 2007-2008 гг.) об основных причинах, мешающих предпринимательской деятельности (по значимости самой проблемы) (табл. 52).

Таблица 52

Причины, мешающие предпринимательской деятельности МП.
(По значимости проблемы)

Причины. Население Руководители предприятий
Отсутствие средств    
Дефицит квалифицированных кадров: рабочих специальностей; менеджеров технического направления    
Правовая экономическая нормативная база    
Большие налоги    
Недостаточная поддержка со стороны государства    
Причины. Население Руководители предприятий
Вымогательство чиновников    
Рэкет    
Трудности оформления предприятия    
Трудности, связанные с бухгалтерской и другой отчетностью перед разными органами    
Личная некомпетентность. 10-11  
Недостаток опыта. 10-11  

При этом большинство опрошенных респондентов, о отметили: во-первых, усложнены правила экономической деятельности, которые задает государство, а во-вторых, и эти правила в значительной мере корректируются и дополняются по произволу бюрократического аппарата.

Экономический кризис 2008 г., согласно проведенных нами исследований среди представителей малого бизнеса Байкальского региона, изменил значимость и перечень причин, влияющих на предпринимательскую деятельность МП. В этот период и население и предприниматели считают главной проблемой отсутствие или не доступность финансовых средств и недостаточная поддержка со стороны государства, усиление конкуренции, рост цен (табл.53).

Таблица 53

Причины, мешающие предпринимательской деятельности МП
(по значимости проблемы)

Причины Население Руководители предприятий
Отсутствие средств    
Дефицит квалифицированных кадров: рабочих специальностей; технических специалистов    
Правовая экономическая нормативная база    
Большие налоги    
Недостаточная поддержка со стороны государства    
Вымогательство чиновников    
Рэкет    
Трудности оформления предприятия    
Трудности, связанные с бухгалтерской и другой отчетностью перед разными органами    
Личная некомпетентность. 10-11  
Недостаток опыта. 10-11  

Для минимизации потерь, связанных с неадекватными экономическими условиями в условиях кризиса, участники бизнеса и население вынуждены увеличивать масштабы теневых доходов, для покрытия нелегальных платежей, компенсации снижающейся эффективности бизнеса.

Ситуация с такова, что предприниматели, если и не бросают дело, то обязательно уводят большую долю своей деятельности в «теневой бизнес». Чтобы прекратить развитие этой тенденции необходимо снизить налоговое бремя, упростить систему отчетности, оградить предпринимателей от произвола чиновников. Бюджет должен пополняться деньгами, не за счет увеличения налогового бремени, а за счет создания большой сети малых предприятий, которые платят налоги.

 

11 Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.

Во – первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во – вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.

В – третьих, товарно – денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово – кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.

Кризис в России, как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестроечный период длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях.

Предпринимательский дух должен пронизать, прежде всего, всю организационно – экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству.

Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.

В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

-ускорить научно-технический прогресс;

-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.