Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов актов Министерства бороны






4. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и проекты актов Министерства обороны РФ по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, правового статуса военнослужащих, размещению государственного заказа, лицензирования, безопасности, борьбы с правонарушениями.

5. Антикоппурционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов актов Министерства обороны РФ может осуществляться уполномоченными структурными подразделениями, должностными лицами, научными учреждениями и вузами, независимыми экспертами или группами экспертов, создаваемыми из числа ведущих ученых и специалистов в области правового регулирования проекта. Каждый военнослужащий (гражданский персонал вооруженных сил), связанный в своей профессиональной деятельности с правотворчеством, принятием управленческих решений, обязан владеть навыками первоначального антикоррупционного анализа.

6. В случае альтернативы в выборе эксперта предпочтение отдается аккредитованным независимым экспертам. Порядок аккредитации и выдачи свидетельств осуществляется уполномоченным органом государственной власти.

7. В качестве экспертов следует привлекать организации и лиц, не принимавших участия в подготовке соответствующего проекта. Не могут выступать экспертами лица, непосредственно принимавшие участие в разработке проекта, а также лица, заинтересованные в результате экспертизы.

8. Внешние эксперты участвуют в проведении экспертизы на договорных началах.

9. Эксперт не должен находиться в непосредственном подчинении того органа или структурного подразделения, которыми разработан проект нормативного правового акта. Эксперт не связан позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.

10. Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности экспертов осуществляется органом, по решению которого проводится экспертиза.

III. Содержание работы экспертов

11. В процессе антикоррпуционной экспертизы целесообразно использовать статистические данные, данные социологических исследований, материалы существующей практики правового регулирования (включая зарубежную) по данной проблеме, имеющиеся научные рекомендации, законодательство Российской Федерации.

12. В результате комплексного анализа эксперт, основываясь на своих специальных познаниях в юриспруденции, необходимых для разрешения возникающих в процессе экспертизы вопросов, а также основываясь на собственном опыте, должен оценить нормативный правовой акт или проект акта Министерства обороны РФ.

12. Антикоррпуционная экспертиза включает оценку нормативного правового акта или проекта акта Министерства обороны РФ с точки зрения его соответствия общим требованиям к законодательству, законодательной технике:

необходимости данного нормативного правового акта;

соответствия положений нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и законодательству в соответствии с принципами системности, иерархичности, федерализма;

связи нормативного правового акта с системой действующего законодательства;

соотношения экспертируемого нормативного правового акта с действующим законодательством по соответствующему предмету правового регулирования;

соотношения нормативного правового акта с договорами и соглашениями, в которых участвует Российская Федерация, а также с признаваемыми Россией международно-правовыми актами;

обоснованности формы акта;

обоснованности конкретных правовых решений (с учетом состояния и перспектив развития соответствующей сферы законодательства);

обеспеченности положений проекта нормативного правового акта (финансовыми, организационными и другими мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрения и т. п.);

целесообразности соотношения предполагаемых затрат на осуществление нормативного правового акта с ожидаемыми результатами;

возможных негативных последствий (социальных, экономических, юридических, экологических и др.), которые могут быть вызваны реализацией нормативного правового акта;

соответствия нормативного правового акта правилам законодательной техники, требованиям использования русского языка и общепринятой терминологии;

соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.

13. Антикоррпуционная экспертиза имеет специальные цели:

- установление компетенции органа на принятие данного акта;

- соответствие формы издаваемого акта формам, предусмотренным для Министерства обороны РФ и органов военного управления;

- выявление методов и способов правового регулирования;

- установление потребности в нормах, предусматривающих нестандартное правоприменение.

14. В цепях выработки единообразных подходов к подготовке заключений по антикоррупицонной экспертизе нормативных правовых актов и проектов актов Министерства обороны РФ экспертам целесообразно ответить на следующие вопросы:

а) насколько данный проект нормативного правового акта актуален, т.е. имеется ли действительная потребность в его действии;

б) существует ли необходимость именно правового урегулирования данной ситуации (проблемы), не будет ли акт избыточным;

в) относится ли данный вопрос к предмету регулирования соответствующего вида нормативного правового акта;

г) каковы цели проекта нормативного правового акта, ожидаемые последствия его действия;

д) каков затратный механизм нормативного правового акта: соизмеримы ли предполагаемые затраты с ожидаемыми результатами;

с) имеется ли опыт регулирования аналогичных или сходных отношений (проблем) в других государствах;

ж) соответствуют ли положения проекта нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам международного права и международным договорам Российской Федерации;

з) соответствует ли нормативный правовой акт направлениям общей правовой политики в регулировании данной сферы отношений;

и) имеется ли в самом нормативном правовом акте механизм реализации изложенных в нем норм: насколько он реален и эффективен;

к) может ли нормативный правовой акт своим действием вызвать какие-либо коллизии в законодательстве;

л) потребует ли принятие данного проекта нормативного правового акта внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты;

м) насколько нормативный правовой акт увязан с иными актами законодательства, которые останутся в законодательстве и впредь;

и) насколько полно урегулированы в нормативном правовом акте вопросы, составляющие его предмет, не оставляет ли он пробелы в законодательстве;

о) какие иные нормативные правовые акты потребуется принять в связи с оцениваемым нормативным правовым актом и какой период времени может потребоваться для принятия производных нормативных правовых актов;

п) нет ли в проекте избыточных норм, т. е. норм, без которых его цели все равно окажутся достижимыми;

р) имеются ли иные варианты правового решения (урегулирования) данной проблемы;

с) имеются ли нормы, позволяющие субъектам регулируемых отношений злоупотребить своим правом.

15. Факторами, повышающими коррупциогенность нормативного правового акта или проекта акта Министерства обороны РФ, являются:

- обилие отсылочных норм к подзаконным правовым актам, предмет правового регулирования которых не определен в законе даже рамочным способом;

- отсылки к нормативным правовым актам, разработка проектов которых не осуществлена и нет возможности определить их содержание, особенно при отсутствии переходных или временных правил;

- выход за пределы компетенции правотворческого органа;

- отсутствие требований информационного сопровождения процесса принятия решений;

- необоснованное установление ситуационного правоприменения с использованием формул «вправе», «по своему усмотрению», «в случае необходимости» и т.п.;

- необоснованное установление длительного периода осуществления процессуального действия, особенно с возможностью его продления;

- неопределенные требования к обладателю субъективного права, которые описываются незакрытыми списками, избыточные по содержанию характеристики;

- отсутствие конкурсных и других открытых процедур принятия правоприменительных решений;

- отсутствие контроля со стороны гражданского общества, в тех случаях, где он необходим или возможен;

- отсутствие юридической ответственности органов власти и их должностных лиц за свою деятельность;

- применение обратной силы нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы граждан;

- несоответствие регулятивных и охранительных норм целям, задачам правового регулирования;

- наличие немотивированных исключений из общих требований;

- необоснованное отложение вступления в силу правового акта.

15. При проведении антикоррупционной экспертизы эксперт, наряду с анализом и оценкой самого нормативного правового акта, может представить (разработать) предложения по совершенствованию правового регулирования той области общественных отношений, которая является предметом регламентации данного законопроекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.