Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грех и добродетель






 

Согласно христианским представлениям442, грех есть нарушение личной воли Бога и отступничество от Него. Плоть же — источник вожделения, противостоящего велениям Бога. Поэтому именно плоть играет немаловажную роль в возникновении жизни, нацеленной против воли Бога. Согласно святому Фоме, в первоначальном состоянии (недолго продержавшемся как нормальное) низшие силы были подчинены причине, а причина подчинялась Богу. «Первородный грех» есть формальное «искажение первоначальной праведности», а по существу — «отождествление с похотью». Как говорит святой Павел (Рим. VII. 8, 14), духовный закон, объявляющий войну вожделению, встречает сопротивление со стороны «закона в членах». Эти и подобные им представления заключают в себе осознанные моральные и религиозные взгляды, относительно которых полагается, что они присущи только человечеству. Индийские представления о папе (неправильном) и пун б е (то есть о том, что чисто, свято и правильно) имеют более широкое содержание. Чистота и святость заключаются в согласии с Ишварой (чьим воплощением является сама джива) и труде согласно Его воле, как в плане каждого конкретного момента времени, так и в состоянии видения общего направления, задаваемого космическим процессом. Грех же являет собой прямую противоположность этому. Оба термина относятся к состоянию эволюции и окружающим обстоятельствам дживы, в этой сфере они и применяются. Так импульс, направляющий дживу к эгоистическому бытию, в своей отдельности неизбежно представляется вступлением на путь потакания наклонностям или «движения наружу» (правритти-маргу). Этот путь ошибочен, так как он препятствует достижению единства. Единство является целью пути возвращения (нивритти-марги), где склонности к объединению подлежат прекращению (осуществлению). Короче говоря, что ведет к прогрессу по одному пути, то является препятствием для другого. При правильном понимании материя не рассматривается (кроме, может быть, эпизодических и популярных толкований) с юридической точки зрения внешнего Законодателя, Его заповедей и ее подчинения им. Правильна другая точка зрения, при которой каждый конкретный пример этического закона рассматривается как истинное и точное выражение эволюции самой дживы. Этика, как уже говорилось, суть истинная природа бытия. По той же самой причине зло есть разрушение бытия. Все, что выполняет джива, является результатом ее кармы. Далее, термин «джива» хотя и применяется обычно к человеческому воплощению Атмы, однако не ограничивается им. Как папа, так и пун ь я могут поэтому быть проявлены в существах более высокого уровня, чем человеческий, причем в той степени, в какой то, что они делают (сознательно или бессознательно), является помехой их правильному развитию. Так, в «Йога-васиш-тхе» говорится, что даже вьющееся растение приобретает заслугу вследствие своей близости к святому муни, на доме которого это растение растет. Объективно рассматриваемый грех сжато определяется как духкха-джанака-папам. Это то, что было, есть и будет причиной боли, ментальной и физической, в прошлых, настоящих и будущих рождениях. Боль, как последствие действия, не обязательно должна проявиться немедленно. Несмотря на то, что страдание может быть испытано как результат действия позднее, чем действие, являющееся его причиной, последствие действия не есть нечто отдельное, но это часть действия — именно та его часть, которая принадлежит будущему. Шесть главных грехов — это кама, кродха, лоб-ха, моха, мада, матсаръя (вожделение, гнев, алчность, невежество или заблуждение, гордыня и зависть)343. Всякое зло есть в своей основе своекорыстие, проявляющееся в невежестве или пренебрежении к единству Себя во всех творениях. Добродетель же (пунья), как нечто противоположное греху, является причиной счастья (сукха-джана-кам-пуньям). Это счастье производится либо в текущем, либо в будущем рождениях, либо же ведет к наслаждению небес (сварги). Добродетель суть нечто, ведущее к единству, чья субстанция — блаженство (ананда). Такая хорошая карма приносит приятный плод, который, подобно всем результатам кармы, является преходящим. Как гласит Шрути: «Не действиями или пиндами, предлагаемыми чьими-либо детьми, или богатством, но отречением эти мужи достигли освобождения»344. Только избавляясь от кармы с помощью знания, д ж ива, становящаяся единой с неизменным Абсолютом, достигает постоянного покоя. Совершенно очевидно, что для тех, кто получил такое, не существует ни порока, ни добродетели, ибо и то и другое суть категории феноменального бытия.

КАРМА

Карма представляет собой действие, его причину и резуль-тат. Не существует ни беспричинного действия, ни действия без результата. Прошлое, настоящее и будущее объединены в одно целое. В жизни дживатмы на мирском плане и чч ха -, джняна- и крия-шакти воплощаются как желания, знание и действие. Как говорит «Брихад-араньяка Упанишад»: «Воистину человек состоит из желаний. Каково его желание, такова и его мысль. Какова его мысль, таково и его действие. Каково его действие, таково и его достижение»345. Такой вид имеет карма индивида. «У кого есть желание, тот своим трудом продвигается вперед к цели, на которой остановился его разум»346. «О чем он думает, тем и становится»447. Теперь о действии: «Что посеешь, то и пожнешь». Дело не в наказании или вознаграждении, а в последствиях, да и результаты действия есть не что иное, как часть действия. Если действие совершено, то тем самым произведен и его результат; результат представляется частью действия, которое продолжается и трансформируется в результат. Дживатма испытывает счастье как последствие своих добрых дел, тогда как несчастье — последствие дурных деяний348.

Карма бывает трех видов, а именно: санъчита-карма, то есть вся громадная накопленная масса неисчерпанной кармы прошлого, как хорошего, так и дурного, которая должна еще подлежать отработке. Эта прошлая карма является причиной, определяющей характер последующих рождений, и, как таковая, называется также сам о карой, или васаной. Второй формой кармы является прарабдха, или та часть санъчита-кармы, которая уже истощена (отработана) и приносит плод в настоящем рождении.

Третья форма — это новая карма, которую человек непрерывно производит настоящими и будущими поступками, она именуется вартаманой, или агами*49. Пока воплощенная душа (дживатма) находится в сансаре, или феноменальном мире, она, вследствие своей природы, беспрестанно совершает настоящую карму и испытывает влияние прошлой. Даже Девы сами подвержены времени и карме 350. Через карму джива может стать Индрой351.

Таким образом, карма является невидимой (адришта), это продукт предписанных или запрещенных действий, к которому восприимчивы воплощенные тела. Она или хорошая, или дурная, и, взятое в целом, все это называется нечистотой действия (карма-малой). Даже добрые дела, если они делаются ради их плода, никогда не могут гарантировать освобождения. Тот, кто помышляет о вознаграждении, получит благо в виде этого вознаграждения. Освобождение — это работа Шива-Шакти, и достигается только брахма-джпяной, разрушением стремления к отдельной жизни и реализацией единства с Высшим. Все сопутствующие действия должны быть без мысли о себе С прекращением желания узы, которые привязывают человека к сансаре, разрываются. Согласно Тантре, садхана и а ч ара (см. выше), подходящие для индивида, зависят от его кармы. Наклонности, его характер и темперамент формируются его саньчита-кармои. Что же касается прарабдха-кармы, то она неизбежна. Без ее отработки ничто не может быть сделано. Некоторые системы предписывают один и тот же метод для людей самых разнообразных наклонностей. Но Тантра распознает силу кармы и формирует свой метод в зависимости от темперамента, задаваемого кармой. Нужды у каждого свои, как и методы, которые будут наиболее подходящими для того, чтобы привести их к общей цели. Так формы почитания, которые допустимы для виры, запрещены для пашу. Гуру должен определить то, к чему садхака является подготовленным (адхикари).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.