Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БХУТА-ШУДДХИ






 

Целью этого ритуала, описанного в «Маханирвана-тантре» (гл.У, стих 93 и следующие), является очищение стихий, составляющих тело247.

«Мантра-маходадхи» говорит о нем как о ритуале, предваряющем поклонение Деве248. Выше уже был описан процесс эволюции из Парабрахмана. Здесь же речь идет о ритуале, с помощью которого совершается мысленный процесс, благодаря которому тело находит прибежище в мысли, решительно утверждающей себя в благодатном источнике своего возникновения. Земля ассоциируется с чувством запаха, вода — вкуса, огонь — со зрением, воздух — с осязанием, и эфир — со звуком. Кундалши пробуждается и подходит к свадхиштхана-чакре. Элемент «земли» растворяется «водой», «вода» поглощается «огнем», «огонь» —«воздухом», а «воздух» — «эфиром». Каждый из элементов, таким образом, растворяется в более высоком и тонком и так продолжается вплоть до достижения общего для всех Источника. Растворив поочередно все грубые элементы (махабхуты) вместе с тонкими элементами (танматрами) и связанными с ними соответствующими органами восприятия (индриями), практикующий вбирает последний элемент, «эфир», вместе с соответствующей ему танматрой звука в свое самосознание (ахамкару), после чего ахамкара вбирается в махат, а тот, в свою очередь, в

Пракрити. Так он прослеживает в себе все ступени эволюции. Затем, в соответствии с монистическим учением веданты, Сама Пракрити воспринимается как Сам Брахман, энергией которого Она является и, следовательно, уже пребывает в единстве с Ним. Думая затем о черном пуруше, олицетворяющем собой образ всякого греха, садхака очищает свое тело мантрой, сопровождаемой кумбхакой и речакой249, и медитирует на свое обновленное тело как на небесное (дева) тело, которое затем укрепляется «пристальным небесным взглядом (см. ниже).

НЬЯСА

 

Это слово, происходящее от корня «помещать», означает наложение кончиков пальцев и ладони правой руки на различные части тела, сопровождаемое особыми мантрами. Нъясы бывают различных видов250. Джива-нъяса251 следует за бхута-шуддхи. После очищения старого, «земного», тела и формирования нового, «небесного», садхака приступает к наполнению тела жизнью Деви. Он делает это посредством джива-нъясы. Положа руку на сердце, он произносит мантру «сохам» («Я — Он»), отождествляя себя с Деви. Затем, помещая восемь проявлений Кула-Кундалини соответствующих им местах, он произносит следующую мантру: «Ам крим крим йам рам лам вам шаш шам сам ком хаум хамсах. Жизненные дыхания высочайше благословенной и благой Изначальной Калики — теперь здесь»252. «Ам (и т.д.). Воплощенный дух высочайше благословенной и благой Изначальной Калики помещен здесь»253. «Ам (и т.д.)- Все чувства высочайше благословенной и благой Изначальной Калики помещены здесь»254; и, наконец, «Ам (и т.д.). Пусть речь, разум, зрение, слух, обоняние и жизненные дыхания высочайше благословенной и благой Изначальной Калики, приходящие сюда, всегда пребывают здесь в мире и счастье. Сваха»255. Вслед за этим садхака становится девата-майей. В дальнейшем, после описанного выше растворения греховного тела, сотворив себе новое, божественное, тело и наполнив его жизнью Деви, он переходит к матрика-ньясе. Матри-ка — это пятьдесят букв санскритского алфавита; подобно тому, как рождаются от земной матери, так же от матрики, или звука, происходит мир. Шабдабрахман, «Звук», «Логос» или «Слово» — все это Творец миров имен и форм.

Тела Девять/ состоят из пятидесяти знаков матрики. Поэтому садхака вначале мысленно размещает (антар-матрика-нъяса) буквы алфавита на соответствующих местах в шести чакрах, а затем и на внешнем плане, посредством физического действия (бахъя-матрша-ньяса), располагает их, как представляющие и образующие собой различные части тела Деваты, которое таким образом создается внутри самого садхаки. Он помещает свою руку на различные части тела и одновременно четко произносит соответствующую данной части тела матрику.

Ментальное расположение матрики в чакрах следующее: в лотосе аджнихам и кшам (за каждой буквой в этом и последующих случаях, как говорится, идет мантра номах)256; в лотосе вишуддхиам, а м и остальные гласные; в лотосе анахатыкам, кхам и т.д. до тхам; в лотосе манипурыдам, дхам, и т.д. до пхам; в лотосе свадхиштханыбам, бхам, и т.д. до лам; в лотосе муладхарывам, шам 257, ша м 258, сам. Затем следует внешнее размещение. Гласные в своем обычном порядке с анусварой и висаргой размещаются на лбу, лице, правом и левом глазах, правом и левом ушах, правой и левой ноздрях, правой и левой щеках, верхней и нижней губах, верхних и нижних зубах, голове и внутренней полости рта. Согласные от кам до вам размещаются на основании правой руки и локте, на запястье, основаниях и кончиках пальцев, на левой руке, на правой и левой ногах, правом и левом боках, на спине, пупке, животе, сердце, на правом и левом плечах, в пространстве между лопатками (какуда), а затем от сердца до правой ладони помещается первая шам, а от сердца до левой ладони — вторая ш ам; от сердца до правой ступни — сам; от сердца до левой ступни — хам, и, наконец, от сердца до живота, и от сердца до рта — кшам. В каждом случае произносится Ом в начале и «номах» в конце. Согласно «Тантра-cape», матрика-нъя-са, также подразделяется на четыре вида, совершаемых с различными целями, а именно: кевала, где слоги матрики произносятся без бинду; бинду-самьюта — с бинду; сансарга — с висаргой; и собхъя — с висаргой и бинду.

Затем следует риши-нъяса для достижения чатур-варги259. Мантры прилагаются к голове, рту, сердцу, анусу, обеим стопам и ко всему телу в целом. Обычно используются следующие мантры: «В голове — приветствие Риши (Провидцу, дающему Откровение) Брахме260; во рту — приветствие Гаятри-мантре261; в сердце — приветствие Деви Матери Сарасвати262; в прикрываемой интимной части — приветствие бидже, согласным264; приветствие шакти, гласным — в ступнях264; приветствие висарге, килаке — во всем теле265». Иная форма нъясы, в которой используется б ид ж а, известна как ньяса Адъи (Изначальной). Она упоминается, но не приводится, в главе V, стих 123: «В голове — приветствие Брахме и (всем) брахмарши266; во рту — приветствие гаятри и другим формам стихосложения267; в сердце — приветствие изначальной Девате Кали268; в прикрываемой интимной части —приветствие бидже крим269; в обеих ступнях — приветствие шакти хрим 270; во всем теле — приветствие Калике. Шрим»271.

Потом следуют анга-ньяса и кара-ньяса. Обе они являются формами шаданга-нъясы212. Когда шаданга-нъяса выполняется на те-ае, она именуется хридайади-шаданга-нъясой, а когда ее совершают только пятью пальцами и ладонями рук — ангуштхади-шаданга-пьясой. Первая выполняется следующим образом: краткая гласная «а», согласные группы ка-варга и долгая «а» произносятся с «хрида-яя ламах»намах, или приветствие, сердцу»). Краткая гласная «и», согласные группы ча-варга и долгая «и» произносятся с «ширасе сваха» («сваха — голове»). Твердые согласные группы та-варга вместе с двумя гласными «у» (краткой и долгой) произносятся с «шикхаяй вашат» («вашат — макушечному локону»). Подобным же образом мягкие согласные группы та-варга вместе с гласной «е» и дифтонгом «аи» произносятся с «кавачая273 хум». Краткая гласная «о», группа согласных Па-варга и долгое «о» произносятся с «нетра-траяя-вау-шат» («ваушат — трем глазам»)274. Наконец, согласные от «йа» до «кша» вместе с бинду и висаргой275 произносятся с «кара-тала-пришт-хабхъям астрая пхат» («пхат — наружной и тыльной сторонам ладони»)276.

Мантры шаданга-нъясы на теле используются для кара - ньясы, в которой они соотносятся с большими пальцами, «грозящими», или указательными, пальцами, средними пальцами, безымянными пальцами, мизинцами, а также наружной и тыльной сторонами ладоней. Эти действия на теле, пальцах и ладонях стимулируют также и нервные центры и нервы в них.

В numxa-нъясе место матрики занимают питхи. Питха, в общеупотребительном смысле, — это Камарупа и другие места, список которых приводится в «Йогини-хридайе»277.

Нъяса — великий помощник в достижении такого состояния, когда садхака ощущает, что бхава (природа, состояние) Деваты наполняет его своим присутствием. В этом случае н ь яса уподобляется ношению драгоценных камней, которые садхака возлагает на раз-шчные части тела. Эти драгоценные камни — биджи Деваты. С помощью ньясы он помещает своего Абхишта-девату в эти части и посредством въяпака-нъясы распространяет Его присутствие на всего себя. Он пропитывается Им, теряя себя в Божественной Самости.

Нъяса используется также для правильного распределения шакти по всей системе человеческого тела путем направления ее к надлежащим местам. Это делается, чтобы избежать возникновения внутреннего дисбаланса и отвлечения внимания при почитании. Нъясы, так же как и асаны, необходимы для достижения желаемого состояния ума и его очищения (читта-шуддхи). «Das denken ist der mass der Dinge»279. Трансформация мышления есть трансформация существования. Это наиболее существенный принцип и рациональная основа всей этой и ей подобных тантрических садхан.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.