Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поклонение в целом






Существуют четыре различных форм поклонения, соответствующих четырем состояниям (бхавам)114. Реализация того, что дживатма и Параматма суть одно, что все есть Брахман и ничего кроме Брахмана не существует, — это высшее состояние, или брах-ма-бхава. Постоянная йогическая медитация на Девату в сердце — менее высшая, средняя (дхъяна-бхава), джапа (см. ниже) и става (гимны и молитвы) — еще более низкие, и ниже всего стоит обычное внешнее почитание (пуджа). Пуджа-бхава представляет собой состояние поклоняющегося, проистекающее из дуалистических представлений о поклоняющемся и почитаемом, слуге и Господе. Этот дуализм существует в большей или меньшей степени во всех состояниях, кроме высшего. Но для того, кто, реализовав адвайта-тат-тву, знает, что все — Брахман, нет ни поклоняющегося, ни почитаемого, ни йоги, ни пуджи, ни дхараны, дхъяны, ставы, джапы, враты или других ритуалов, ни процесса садханы.

Во внешней форме почитание существует либо как почитание изображения (пратимы), либо янтры (см. ниже), занимающей место изображения. Сначала садхака должен совершить внутреннее почитание мысленному образу формы, принимаемой Д еви, затем, посредством церемоний «вдыхания жизни» (прана-пратиштхи), этот образ Д еви наполняется Ее жизнью через вливание в него света и энергии (теджаса) Брахмана, которые есть внутри самого медитирующего садхаки, но отсутствовали до этого в образе, из котолрого теперь, подобно пламени, светится сияние Той, чья сущностная субстанция — само сознание (чайтанъя-майи). Как Шакти, Она существует и в камне, и в металле и во многих других вещах, но там Она скрыта и кажется как бы инертной. Чайтанъя (сознание) пробуждается поклоняющимся с помощью прана-пратиштха-мантры.

Обряды (карма) бывают двух видов. Карма — это либо питья, либо наймиттика. Первые являются ежедневными и обязательными и осуществляются согласно предписаниям. Таковы, в частности, сандхъя (см. ниже), принимающая у ш удр тантрическую форму; ежедневная пуджа (см. ниже) Ишта- и Кула-деваты (см.ниже), а для брахмановпанъча-махаяджня (см. ниже). Вторые, или «обряды по случаю» (наймиттика-карма), не имеют такого регулярного характера и совершаются добровольно; они считаются добровольными (комья), когда делаются ради достижения какого - либо частного результата, как например, яджня с определенной целью, или совершаемый ради этого же тапас (тогда как некоторые формы тапаса относятся к нитъя-карме) и врата (см. ниже).

Шудра отстранен от исполнения ведических обрядов, равно как и от чтения Вед и произнесения ведических мантр. Их поклонение практически ограничено совершением Ишта-девата- и бана-линга-пуджи с тантрическими и пураничсскими мантрами, а также враты, состоящей из покаяния и раздачи милостыни. В других случаях врата совершается через брахмана. Тантра не делает кастовых различий в том, что касается поклонения. Все могут читать Тантры, совершать тантрическое поклонение, произносить тантрические мантры, такие как, например, тантрическую Гаятри. Все касты, даже нижайшие чандалы, могут быть членами чакры, или тантрического круга поклонения. В чакре все ее члены пьют и едят вместе, и о них следует думать как о тех, кто выше брахманов, хотя при распаде чакры обычные кастовые и социальные отношения восстанавливаются. Все обладают способностями для собственно тантрического поклонения, ибо, по словам «Гаутамия-тантры», «Тантра-шастра — для всех каст и всех женщин»175. Последние, также как и шудры, исключены из нынешней ведической системы, хотя в «Шанкха-дхарма-шастра-каре» и сказано, что жена может с согласия мужа поститься, давать обеты, совершать хому и б рату 176 и т.д. Согласно Тантре, женщина может не только получать мантру, но сама может, в качестве г уру, посвящать и давать ее177. Она почитаема как гуру и как супруга гуру 178. Сама Деви является гуру всех шастр119 и всех женщин, ибо в действительности все женские существа, будучи Ее воплощениями, являются в своеобразном смысле Ее земными представительницами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.