Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обитатели миров






 

Миры населены бесчисленными существами самых различных ступеней совершенства — от высших девов (различных классов и градаций) до нижайшей животной жизни. Шкала существ нисходит от сияющих проявлений Духа к таким его проявлениям, в которых Он настолько завуалирован своей материальной оболочкой, что кажется почти исчезнувшим. Существует единый Свет, единый Дух, во множестве Своих проявлений. Так пламя, заключенное в прозрачное стекло хоть немного, но теряет в своей яркости. Если же заменим стекло бумагой, еще менее прозрачной, но все же пропускающей свет субстанцией, то блеск потускнеет. Металлический чехол уже может оказаться настолько плотным, что сделает невозможным восприятие света, горящего внутри с прежней яркостью. Все эти вуалирующие формы образуют майю, однако от этого они отнюдь не становятся менее реальными для тех, кто живет в них и сами являются частью мира маии. Термин «дева», или «небесный и сияющий» — ибо повсюду Дух есть самосущий Свет — применяется к таким весьма высоким проявлениям Брахмана, как Семь Шив, включая и Триаду (Тримурти) Брахма-Вишну-Рудра. Как и ранее, Деви — это наименование Великой Матери, которое применяется к многочисленным формам, манифестируемым единой Майей, таким как Кали, Са-расвати, Лакшми, Гаури, Гаятри, Сандхья и другим. Иногда термин «дева» употребляется в более широком смысле. Например, в цитируемом ниже отрывке74: «Истинно, в начале был Брахман. Он создал девов» этот термин включает в себя очень высокие сознания, принадлежащие к сотворенному миру, промежуточному между Ишварой (самим Пурушеи) и человеком, который в персонификации Брахмана известен как «земной дева» (бхудева)15. Эти духи бывают различных уровней, ибо не существует щелей в этом творении, представляющем собой зримое нисхождение Брахмана в постепенно грубеющие формы. В среде формопроявления струятся божественные потоки правритти и нивритти. Течение нивритти устремляет к Нему, тогда как правритти — от Него76.

Дева, джива и джара (неорганическая материя) в своем реальном (противоположном феноменальному, иллюзорному) бытии представляют собой единого Брахмана, кажущегося чем-то отличным от Самого Себя из-за своей связи с упадхи, или ограничивающими условиями, совместно с которыми Его облекает невежество (авидъя). Поэтому каждый объект поклонения есть ни что иное, как Брахман, воспринимаемый через вуаль авидъи. Хотя поклонники различных девов могут и не знать этого, их поклонение является в действительности поклонением Брахману, и поэтому «Маханир-вана-тантра» утверждает77, что «как все потоки устремляются к океану, так и почитание, воздаваемое любому деве, воспринимается Брахманом». С другой стороны, тот, кто зная это, почитает девов, как проявления Брахмана, тот, осведомленный, поклоняется непосредственно Ему. Солнце, как наиболее славный символ в физическом мире, служит покровом маии Той, которая «облечена в солнечные одежды».

На нижних уровнях божественной иерархии находятся де-вайони, некоторые из них упоминаются в обнародованных версиях первой части текста. Существуют два класса девов: «еще не родившиеся» (аджата) — то есть те, кто не восшел, и те (садх ь я), кто вос-шел из человечества, как в случае царя Нахуши, ставшего Индрой. Божественному воинству противопоставлены асуры, данавы, дайтъи, ракшасы, которые наряду с другими духами представляют тамаси-ческий, или демонический, элемент творения. Все девы, от самых верхних, до самых нижних, подчинены времени и карме. Поэтому говорится: «Приветствие Карме, над которой не господствует даже Видхи (Брахма)» (Намастат карммабхйовидхир апи на йебхйах пра-бхавати78. Толкование термина «дева» как «бог»79 привело к искаженному восприятию индийской мысли. Использование термина «ангел» также может ввести в заблуждение, поскольку, хотя мир девов и имеет некоторое сходство с ангельскими хорами80, христианское понимание этих Существ, их происхождения и функций не включает (и даже фактически исключает) некоторые идеи, содержащиеся в санскритском содержании термина.

Питри, или «отцы», — это (согласно одним источникам) существа, отличные от предков рода человеческого, и, согласно другим, это так называемые лунные предки, к которым обращаются в молитве вместе с девами. От Брахмы, который известен как «Дед» (Питамаха) человеческой расы, произошли Маричи, Атри и другие его «ментальные сыновья»: Агнишваттва, Саумнья, Хавишманта, Ушмапа и и все остальные классы питри, общее число которых, согласно «Маркандея-пуране», тридцать один. Тарпанам — это жертвенные возлияния, ежедневно приносимые этим питри. Термин применяется также и к человеческим предкам поклоняющегося вплоть до седьмого поколения, которым при совершении шраддхи (поминальных обрядов) с мантрой «свадха» приносятся пинда и вода.

Риши — это пророки-провидцы, обладающие знанием, благодаря которому они становятся создателями шастр и «зрят» все мантры. Слово «риши» происходит от корня «ри ш»81: Ришати-прапноти сарвам мантрам джнянена пашйати самсара-парамва, И т.д. Семью великими риши, или саптарши, первой манвантары являются Маричи, Атри, Ангирас, Пулаха, Крату, Пуластья и Васиштха. В каждой манвантаре свои саптарши. Вот имена семи саптарши настоящей манвантары: Атри, Кашьяпа, Васиштха, Вишвамитра, Гаутама, Джамадагни, Бхарадваджа. Веды были явлены провидцам- рии. Вьяса преподал явленную таким путем Ригведу Пайле, Яджурве-ду — Вайшампаяне, Самаведу — Джаймини, Атхарваведу — Саманту, а Итихасу и Пурану — Суте. Известны три основных класса ри - ши: брахмарши, рожденные из разума Брахмы; деварши — более низкого ранга, и раджарши, или цари, которые стали ри ш и благодаря своим знаниям и аскетическим подвигам, такие, как, например, Джанака, Ритапарна и т.д. Шрутарши — это создатели ш астр, как Сушрута. Кандарши относятся к кармаканде, как, например, Джаймини. Муни, который в то же время может быть и ри ш и, это мудрец. My пи называется так за его мананам (мананат мунир учйате). Мана-нам — это такая мысль, такое исследование и обсуждение, которые свойственны независимо мыслящему существу (уму). Сначала происходит шраванам, слушание; затем следует мананам, представляющее собой размышление или понимание, обсуждение и проверку услышанного, в противоположность явному принятию на веру, присущему низшему интеллекту. За этими двумя идет нидидхъясанам, внимание и глубочайшая медитация на выводах (сиддханте) из услышанного и обдуманного. Как гласит «Махабхарата»: «Веда различает, и это же делает Смрити. Не найдется муни, который бы не имел своего собственного независимого мнения».

Человеческое существо именуется дживой82, это означает, что воплощенный Атма, охваченный эгоизмом, пребывает в убежденности, что он управляет пуръяштакой, то есть пятью органами действия (кармендриями), пятью органами восприятия (джнянендри-ями), четверичной антахкараной, или ментальной самостью (мана-сом, б уддхи, ахамкарои, ч иттой), пятью жизненными дыханиями (пранами), пятью грубыми элементами, камой (желанием), кармой (действием и его результатами) и авидъей (иллюзией). При разрушении этой ложной убежденности рушится и воплощение, а носитель покровов майи достигает нирваны. После того, как джива поглощается Брахманом, не остается больше никакой другой дживы, подобной этой.

 

ВАРНЫ

 

Обычно рассматриваются четыре главных подразделения, или касты (варны), индийского общества, а именно: брахманы (жречество, учителя); кшатрии (воины); вайшьи (купцы); шудры (рабы и др.). О них говорят как о возникших соответственно изо рта, рук, бедер и стоп Брахмы. Человек первых трех классов считается дважды-рожденным (двиджей). Это происходит при надевании священного шнура во время церемонии упапаяны. Говорится, что от рождения все — шудры, но путем самскары (упанаяны) становятся дваждырож-денными (двиджами) изучением Вед достигается состояние випры, и тот, кто обрел знание Брахманабрахман83. «Маханирвана-тантра», однако, говорит о пятом, или гибридном, классе (саманъя), возникшем в результате смешения остальных. Особенностью тантры является то, что ее поклонение в значительной степени свободно от ведической замкнутости, независимо от того, основана ли эта замкнутость на касте, поле или чем-либо ином. Как гласит «Гаута-мия-тантра»: «Тантра — для всех мужчин, какой бы ни было касты, и для всех женщин» (Сарвва-варнадхикараш ча наринам йогйа эва ча).

 

АШРАМЫ

 

Это четыре стадии, состояния или периода в жизни брахмана: первая — стадия целомудренного ученика, или брахмачарьи; вторая — период мирской жизни в качестве женатого домохозяина, или грихастхи; третья — стадия отшельника, или ванапрастхи, когда имеет место быть уединение от мира, и последняя, четвертая, стадия — стадия нищенствующего, или бхикшу, просящего себе на одноразовое пропитание и медитирующего на Высший Дух, от возвращения к которому он недалек. Для кшатрия существуют первые три ашрамы; для вайшьи — первые две, и для шудры — только гриха-стха-ашрама84. Эта Тантра85 говорит, что в кали-югу существуют только две ашрамы — вторая, гархастхья, и последняя — бхикшука, или авадхута. Ни условия жизни, ни характер, ни возможности и силы подей этого периода не позволяют развиться первой и третьей. Две ашрамы, предписанные для кшш-юги, открыты для всех каст без ограничений86.

По общераспространенному мнению, существуют два основных подразделения авадхутышайвавадхута и брахмавадхута каждое из которых, в свою очередь, подразделяется еще на три разновидности87. Внутренние подразделения первого класса такие: сначала шайвавадхута, характеризующаяся как апурна (неполная). Будучи аскетом, поклонник остается домохозяином и этим уподобляет себя Шиве, откуда и наименование. Вторая соответствует странствующему состоянию шайвы (или паривраджаки), который уже оставил мир и проводит время в совершении пуджи, джапы и т.д., посещая тиртхи и питхи, или места паломничества. В этом более высоком, но все еще несовершенном состоянии, авадхута может практиковать так называемую обычную садхапу с шакти. Третья — совершенная стадия шайвы. Вся его одежда состоит из одной каупины 88, он отрекается от всех вещей и всех обрядов, хотя при этом ему оставляется (с некоторыми ограничениями) право практиковать йогу и разрешается удовлетворять желания женщины, которая сама обращается за этим к нему89. Деления второго класса такие: первым идет брахмавадхута, который, как и шайвавадхута, ведет жизнь домохозяина и несовершенен (апурна), однако, он не может иметь шайва-ишкти и ограничен в отношениях лишь со свия-шакти. Брахма-паривраджака второго класса подобен шайвавадхуте этого же класса, за тем исключением, что ему обычно не разрешается иметь какие-либо отношения с женщинами, хотя он может под руководством своего гуру практиковать йогу вместе с подходящей шакти. Третий и высший класс — хамсавадхута — подобен третьей степени шайва-иадхуты, за тем исключением, что он не должен ни при каких обстоятельствах прикасаться к женщине или металлам и не может исполнять никакие обряды или придерживаться каких-либо обычаев и правил.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.