Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления

(ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) " Об информации, информационных технологиях и о защите информации")

 

Ст. 5. п. 1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений ( однако информация была исключена из ст.128 ГК РФ и сегодня не признается самостоятельным объектом гражданских прав).

Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

 

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

 

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.

 

Общедоступная информация

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Информация, размещаемая ее обладателями в сети " Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

 

Ст. 8. п.1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

 

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) НПА, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

 

Информация ограниченного доступа.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

 

Объекты интеллектуальной собственности по своей природе являются информационными, однако главным отличием информации от объектов интеллектуальной собственности является невозможность установления в отношении информации исключительных прав, кроме такой специфической разновидности информации, как секрет производства (ноу-хау).

Право на секрет производства является своеобразным исключительным правом, которое носит абсолютный характер и является по своей природе имущественным правом. Своеобразие этого права состоит в том, что специфика информации требует установления для нее помимо режима исключительного права также фактической монополии. При передаче секрета производства другим лицам должно передаваться не только исключительное право, но также сама информация, составляющая коммерческую тайну.

 

60. Понятие и виды конфиденциальной информации.

 

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

(ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) " Об информации, информационных технологиях и о защите информации")

 

Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 23.09.2005) " Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами РФ.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

 

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) " О государственной тайне"

Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 26.09.2013) " Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"

Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 22.05.2008) " Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности"

 

1. Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013) " О персональных данных"

ТК РФ Глава 14. Защита персональных данных работника

 

2. Служебная тайна - сведения о сферах деятельности государственных органов, доступ к которым ограничивается служебной необходимостью и разглашение или утрата которых может нанести ущерб государственным органам или государству.

 

3. Профессиональная тайна – информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности.

 

· врачебная Ст. 13, 92 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в РФ"

· нотариальная Ст. 16 и 28 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1

· адвокатская Ст. 8 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"

· страховая (тайна страхования) Ст. 946 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц.

· аудиторская Ст. 9 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ " Об аудиторской деятельности"

· банковская

Ст. 857 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)

Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 " О банках и банковской деятельности"

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

 

4. Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

(ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) " О коммерческой тайне")

 

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

Установление режима коммерческой тайны:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа " Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

 

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

Ответственность за нарушение конфиденциальности информации ограниченного доступа

Виды:

  1. Дисциплинарная (увольнение работника за разглашение тайны – п.5 ст. 81 ТК РФ)
  2. Гражданско-правовая (возмещение банком убытков за разглашение банковской тайны - п. 3 ст. 857 ГК РФ)
  3. Административная

К административной ответственности могут быть привлечены как лица, разгласившие секреты производства (ст. 13.14 " Разглашение информации с ограниченным доступом" КоАП РФ), так и недобросовестные конкуренты, незаконно получившие, использующие и/или разглашающие информацию, составляющую коммерческую тайну (ст. 14.33 " Недобросовестная конкуренция" КоАП РФ и ст. 14 Федерального закона " О защите конкуренции")

Целесообразность привлечения нарушителей к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ вызывает сомнения в силу несущественности предусмотренных ею санкций (штраф, не превышающий 1000 руб. для физических и 5000 руб. для должностных лиц). Однако возбуждение дел о недобросовестной конкуренции и последующее привлечение компании к административной ответственности представляют собой весьма действенный инструмент для защиты нарушенных прав на секреты производства.

Рассмотрев дело о недобросовестной конкуренции, ФАС России может вынести предписание о необходимости устранить нарушение (например, прекратить дальнейшее использование секретов производства). Несоблюдение предписания ФАС России влечет за собой серьезную административную ответственность. Кроме того, на основании своего решения и предписания антимонопольный орган также вправе наложить штраф по ст. 14.33 КоАП РФ, размер которого для юридических лиц варьируется от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

При проведении проверки и рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России и ее территориальные органы имеют широкие полномочия истребовать и собирать доказательства, получение которых иными способами для правообладателя может представлять значительную трудность.

Например, Управление ФАС по Нижегородской области вынесло решение, предписание и наложило административный штраф в размере 100 тыс. руб. на ООО " Торговый дом " Олекс" по заявлению ООО " ПК " Инсерк-НН", в том числе в связи с незаконным получением и использованием информации, составляющей коммерческую тайну ООО " ПК " Инсерк-НН".

Как установило Нижегородское УФАС, бывшая начальница отдела внешнеэкономической деятельности ООО " ПК " Инсерк-НН", которой были известны сведения о деловых партнерах, сделках, ценах, скидках и тактике компании и которая приняла на себя обязательство не разглашать данную информацию, устроилась на работу в ООО " Торговый дом " Олекс", после чего данное общество наладило экономическое взаимодействие с китайским партнером ООО " ПК " Инсерк-НН" на аналогичных с ним условиях. Кроме того, материалами дела было подтверждено, что данная информация незаконно получена ООО " Торговый дом " Олекс" именно у ООО " ПК " Инсерк-НН". Данные действия признаны нарушением п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции. Арбитражные суды трех инстанций оставили решение антимонопольного органа в силе, Определением ВАС РФ в передаче дела в Президиум ВАС было отказано [1].

 

  1. Уголовная

Широкие возможности по защите секретов производства и пресечению их распространения предоставляет действующее уголовное законодательство. Оно позволяет привлекать к ответственности любых лиц независимо от того, состоят они в трудовых либо гражданско-правовых отношениях с правообладателями секретов производства или нет.

В соответствии со ст. 183 УК РФ наказуемым является: 1) собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом; 2) незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

В некоторых случаях сбор и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, могут квалифицироваться по ст. 272 УК РФ, запрещающей неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование данных. Эта статья применяется, например, если третье лицо незаконно скопировало с компьютера или через компьютерную сеть сведения, составляющие коммерческую тайну, либо если их использование привело к блокированию или модификации компьютерной информации.

В качестве примеров уголовных дел по фактам незаконного использования и разглашения секретов производства можно привести следующие:

- Х., а также Y., сотрудник организации-регистратора, ведущей реестр владельцев именных ценных бумаг, вступили в сговор, согласно которому Y. собирал информацию об акционерах, а X. должен был на возмездной основе продавать ее третьим лицам. Действия указанных лиц квалифицированы по ч. 2 ст. 272 и ч. 3 ст. 183 УК РФ, обвиняемые оштрафованы на 150 и 200 тыс. руб. соответственно [2];

- бывшая сотрудница хлебозавода, воспользовавшись доверительными отношениями с сотрудниками, получила незаконный доступ к компьютеру предприятия, скопировала и распечатала информацию о рецептуре определенной продукции хлебозавода, составляющей коммерческую тайну. Действия обвиняемой были также квалифицированы по ст. ст. 272 и 183 УК РФ, она оштрафована на сумму 13 тыс. руб. [3];

- системный администратор компании скопировал базу данных клиентов и продал ее сотруднику конкурирующей фирмы за 30 тыс. руб. Действия сотрудника квалифицированы по ст. 272 УК РФ, он приговорен к лишению свободы на полтора года (условно) [4]


[1] См.: решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2011 по делу N А43-29652/2010; Постановления Первого ААС от 05.09.2011, ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2012 и Определение ВАС РФ от 23.08.2012 N ВАС-6870/12 по тому же делу.

[2] Приговор Преображенского районного суда г. Москвы от 10.02.2011.

[3] Приговор Богдановичского городского суда Свердловской области (дата и номер обезличены).

[4] Приговор Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (дата и номер обезличены)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.