Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применимые международные и российские экологические нормы






Для оценки допустимости воздействия на окружающую среду от проекта строительства Томинского ГОКа были использованы следующие экологические и санитарно-гигиенические нормы и стандарты:

· в части качества атмосферного воздуха:

o предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и поверхностных водных объектах в соответствии с нормативами РФ;

o рекомендуемые допустимые уровни концентраций в выбросах загрязняющих веществ, рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения;

o общие рекомендации по содержанию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, рекомендуемые Всемирным банком и Международной Финансовой Корпорацией;

· в части шума:

o предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России,

o предельно-допустимые уровни шума, установленные нормативными документами международных организаций (Всемирная организация здравоохранения, группа Всемирного банка);

· в части качества водных объектов:

o рекомендации МФК к качеству очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод;

o предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение;

o нормативы сбросов в водный объект для горнодобывающей промышленности;

· в части качества почв:

o критерии допустимого содержания загрязняющих веществ в почвах, установленные российскими нормативными документами

o критерии допустимого содержания загрязняющих веществ в почвах, установленные «Голландским реестром».

Нормативы ПДВ/НДС загрязняющих веществ для каждого конкретного предприятия рассчитываются на основании утвержденных нормативных документов - «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» и «Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» (утверждены приказом МПР РФ от 12 декабря 2007 г. № 328). При этом главным условием таких расчетов является подтверждение того, что на границе санитарно-защитной зоны конкретного предприятия/объекта или в контрольном створе водного объекта ниже места выпуска сточных вод предприятия/объекта (если предусмотрен выпуск сточных вод в поверхностные водные объекты) гарантированно будут соблюдаться санитарные/ рыбохозяйственные нормативы, принятые в РФ для воздуха населенных мест /водных объектов.

Качество атмосферного воздуха

Российскими нормативами установлены требования к качеству воздуха населенных мест, которое оценивается по двум показателям – максимально разовым и среднесуточным предельно-допустимым концентрациям загрязняющих веществ.

В таблице 4.4-1. представлена сравнительная характеристика требований стандартов Всемирной организации здравоохранения и российских нормативов к качеству воздуха в жилых зонах.

Таблица 4.4-1. Величины ПДК загрязняющих веществ в воздухе населенных мест согласно стандартам ВОЗ, МФК, и российским нормативам

Загрязняющее вещество Российские нормативы[6] Нормативы ВОЗ[7], Применяемые МФК
Максимально разовая Среднесуточная 1 час 24 часа 1 год
мг/нм3
NO2 0, 2 0, 04 0, 2 - 0, 04
SO2 0, 5 0, 05 0, 5 – за 10 мин 0, 02 -
H2S 0, 008 0, 003 -
СО 5, 0 3, 0 -
Формальдегид 0, 035 - -
Взвешенные вещества 0, 5 0, 15 -
Взвешенные вещества PM 2, 5 (PM2, 5) -0, 3 0, 06 - 0, 025 0, 01
Взвешенные вещества PM 10 (PM10) -0, 16 0, 035 - 0, 050 0, 02
О3 0, 16 - 0, 1 – за 8 часов

Из сравнительного анализа можно сделать вывод, что требования к качеству атмосферного воздуха ВОЗ более жесткие, чем российские в отношении озона.


Шум

Для оценки уровня шума использовались предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России и нормативными документами международных организаций, которые представлены в Таблице 4.4-3.

Таблица 4.4-3. Предельно-допустимые уровни шума, установленные национальным законодательством России, нормативными документами международных организаций

Территория Российские нормативы[8] ВОЗ[9]/МФК[10]
Жилая зона День – 55 Ночь – 45 (вне помещений) День – 55 Ночь - 45
Коммерческая, промышленная зона Административные здания – 60 Рабочие места - 80 Административные здания – 60 Рабочие места - 85

Качество водных объектов

В рамках рекомендаций международных финансовых организаций, в частности группы Всемирного Банка и МФК, разработаны требования к качеству очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод для сброса в поверхностные водные объекты.

В таблице 4.4-4. приведены стандарты МФК для качества очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод и рыбохозяйственные нормативы, установленные для РФ

Таблица 4.4-4. Стандарты МФК для очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод и рыбохозяйственные нормативы РФ

Параметр Требования МФК Требования РФ в зависимости от категории водопользования
1 категория 2 категория
pH 6-9 6, 5-8, 5
БПК, мг / л      
ХПК, мг / л   - -
Общее азотосодержание, мг / л   40-нитрат-анион, 9-азот нитратов-
Общее фосфороосодержание, мг / л   0, 05 - олиготрофные водоемы 0, 15 – мезотрофные водоемы 0, 2 - эвтрофные водоемы
Взвешенные вещества, мг / л   Увеличение естественной концентрации ≤ 0, 25 Увеличение естественной концентрации ≤ 0, 75
Нефтепродукты, мг / л   0, 05

Общие нормативы концентраций загрязняющих веществ в сбросах для предприятий горнодобывающей промышленности приведены в Таблице 4.4-5.

Таблица 4.4-5. Нормативы специфических сбросов со сточными водами для горнодобывающей промышленности [11]

Загрязнитель Нормативное значение, мг/л
Грубодисперсные примеси  
pH 6-9
ХПК  
БПК  
Нефтепродукты  
Мышьяк 0, 1
Кадмий 0, 05
Хром (VI) 0, 1
Медь 0, 3
Цианид (общее содержание)  
Железо (общее содержание) 2, 0
Свинец 0, 2
Ртуть 0, 002
Никель 0, 5
Фенолы 0, 5
Цинк 0, 5

Качество почвы

В большинстве стран ЕС приняты так называемые голландские списки (Dutch List), которые считаются эталонными нормами, используемыми для оценки степени загрязнения почв и воды, и в соответствии с которыми определяется необходимость санации.

В России в качестве экологического стандарта принята так называемая Предельно допустимая концентрация (ПДК), которая представляет собой предельную концентрацию загрязняющего вещества, не вызывающую отрицательного воздействия на здоровье человека и не ухудшающая условий природопользования и гигиенических условий. Для оценки степени загрязненности почв в России используются критерии, установленные «Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель» (1994 г.) и " Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (2010)", согласно которой размеры ущерба от загрязнения земель определяются исходя из степени загрязнения земель, площади загрязненных участков и др. Наивысшая степень загрязнения земель (очень сильная) начинается при повышении уровня 5 ПДК по содержанию в ней загрязняющих веществ.

В Таблице 4.4-6 приведены критерии очень сильного загрязнения земель (при превышении которых может применяться наивысшая ставка платежа за загрязнение почв) в соответствии с российскими нормативами, и нормы на санацию земель – в соответствии с «Голландским реестром».

Таблица 4.4-6. Критерии очень сильного загрязнения земель (Россия) и требующего проведения санации (Голландский реестр) содержания загрязняющих веществ в почве

Загрязняющие вещества Критерии очень сильного загрязнения земель (Россия) и требующего проведения санации (Голландский реестр) содержания загрязняющих веществ в почве, мг/кг
Российские нормативы[12] Голландский реестр[13]
Общие нефтяные углеводороды > 5000  
Бензол > 10  
Толуол > 100  
Ксилол > 100  

 

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Цели взаимодействия с общественностью и Плана взаимодействия с заинтересованными сторонами

Целью взаимодействия с общественностью и др. заинтересованными сторонами является своевременное предоставление необходимой и понятной информации о Проекте, предоставление заинтересованным сторонам возможности высказать свою точку зрения, опасения и предложения по поводу Проекта, позволить Компании учесть мнения заинтересованных сторон и принять соответствующие меры. Также целью взаимодействия является установление и поддержка устойчивых и конструктивных связей с заинтересованными сторонами.

Для осуществления данных целей был разработан План взаимодействия с заинтересованными сторонами (ПВЗС).

Цели и структура ПВЗС

План взаимодействия с заинтересованными сторонами преследует следующие цели:

· Описание требований, предъявляемых к консультациям и раскрытию информации национальным законодательством и международными финансовыми организациями;

· Выявление основных заинтересованных сторон Проекта и расстановка их в приоритетном порядке;

· Определение стратегии обмена информацией и консультаций с заинтересованными сторонами;

· Определение процедуры, предоставляющей возможность заинтересованным сторонам выражать свое мнение по поводу реализации Проекта и учета этого мнения Компанией при реализации Проекта, и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.