Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический словарь. Хозяйственно-правовая ответственность, хозяйственные правонарушения, договорные правонарушения, позадоговорные правонарушения






Хозяйственно-правовая ответственность, хозяйственные правонарушения, договорные правонарушения, позадоговорные правонарушения, функции хозяйственно-правовой ответственности (стимулирующая, компенсационная, учетно-информационная), форма хозяйственно-правовой ответственности, видыхозяйственно-правовой ответственности (долевая, солидарная, субсидиарная), регрессивная форма ответственности, смешанная форма ответственности, основание ответственности, арест, изъятия, принудительная реализация.


Тема 5. Правовое регулирование банкротства (4 часа)

План.

1. Понятие банкротства. Субъекты банкротства.

2. Основания для возбуждения дела о банкротстве.

3. Возбуждение производства дела о банкротстве.

4. Последствия признания должника банкротом.

5. Очередность удовлетворения претензий кредиторов.

 

1.Понятие банкротства. Субъекты банкротства. (ст.209, п 1-3 ХКУ)

В первом вопросе раскрывается понятие неплатежеспособности и банкротства. Это стало актуально тем, что переход экономики Украины к рыночным отношениям сопровождается кризисом неплатежей, хозяйственной взаимозадолженностью и накопление долгов. В этой связи банкротство является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Банкротство с одной стороны позволяет отсеивать неэффективные предприятия, а с другой - способствует оздоровлению хозяйствующих субъектов, оказавшихся на грани банкротства. Вопрос банкротства регулируется ст. 209-215 Хозяйственного кодекса Украины.

Под банкротством в соответствии со ст. 1. Закона Украины «О банкротстве» № 2343 от 14 мая 1991 г., а также с изменениями и дополнениями внесенными Законами Украины и особенно Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» № 784 от 30.06.99 г. понимается:

- это связанное с недостаточностью активов в ликвидной форме не способность юридического лица – субъекта предпринимательской деятельности удовлетворить установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Субъектами банкротства в соответствии с Законом Украины «О банкротстве» являются юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности, кроме казённых предприятий неспособные своевременно выполнить свои обязательства перед кредиторами или перед бюджетом

(ст. 2) (ст.209-215 ХКУ)

Институт банкротства приходит на помощь кредиторам тогда, когда другие нормы хозяйственного права уже не могут ничего сделать для исполнения денежных обязательств должником. Такое состояние должника является неплатежеспособность.

Внешние признаки абсолютной неплатежеспособности. (ст.209-213 ХКУ)

- размер задолженности перед всеми кредиторами работниками и бюджетом в сумме 300 минимальных размеров заработной платы (это еще не учитываются размеры неустойки, пеня, штраф, убытки, финансовые санкции, требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина и т.д.);

- все требования должны быть исполнены в течении трёх месяцев со дня принудительного или добровольного взыскания через банк или государственную исполнительную службу.

Неплатежеспособность бывает обратимая и необратимая. Обратимая неплатежеспособность характеризуется возможностью восстановления через различные санкционные механизмы процедуры банкротства. Необратимая неплатежеспособность означает вероятное восстановление платежеспособности должника исключительно посредствам ликвидационной процедуры, а это ведет к участию в ней большого количества кредиторов. Ст. 3 Закона Украины к кредиторам относятся граждане и юридические лица, имеющие подтверждённые надлежащими документами существенные требования к должнику, кроме кредиторов, несущественные требования которых полностью обеспечены залогом.

В случае, когда к одному должнику имеют имущественные требования два или более кредиторов, последние должны образовать собрание кредиторов. Решение собрания кредиторов считается принятым, если за него проголосовали кредиторы, имущественные требования которых составляют не менее двух третей общей суммы претензий. Собрание кредиторов для оперативного руководства создает комитет кредиторов и определяет его функции и полномочия. В собрании кредиторов имеют право принимать участие распорядитель имущества, председатель ликвидационной комиссии и должник.

Государство не должно стоять в стороне процедуре банкротства, оно должно быть заинтересованным в сохранении хозяйствующих субъектов и принимать своевременные меры для предупреждения банкротства предприятия должника. В этих целях все субъекты заинтересованные в сохранности предприятия вступают в переговоры, направленные на оздоровление финансов предприятия. Результаты по финансовому оздоровлению оформляются договорами и подлежат обязательному исполнению. Результаты этих переговоров могут быть самыми разными: обмен долгов на акции, право распоряжения продукции, поручительство (гарантия исполнение обязательств другими способами). Эти отношения регулируются Постановлением Кабинета Министров Украины. «Об утверждении Порядка» проведении досудебной санации государственных предприятий от 17 марта 2000 г.

Для реализации этих целей создаётся институт банкротства и он начинает действовать тогда, когда нормы других институтов не могут ничего сделать для восстановления платежеспособности должника. В этом институте приоритет государственных интересов, и когда он начинает свою деятельность все другие институты хозяйственного права прекращают свою работу по отношению к должнику.

Основные принципы института банкротства:

- приоритет закона перед другими законодательными актами;

- сохранение хозяйствующего субъекта при возможности восстановления платежеспособности;

- ликвидация имущества должника при невозможности сохранения предприятия с целью погашения требований кредиторов;

- государственное регулирование процедуры банкротства.

В институт банкротства входят: должник, кредиторы, арбитражный управляющий, собственник, (уполномоченный орган), государственный орган по вопросам банкротства. Каждый из этих участников имеет свои полномочия. Общий контроль осуществляет хозяйственный суд.

Институт банкротства содержит в себе группы специальных норм- процедур банкротства. Таких процедур четыре: распоряжение имуществом, санация, ликвидация и мировое соглашение.

2. Основание для возбуждения дела о банкротстве.

Во - втором вопросе дается характеристика тех документов, которые являются основанием для возбуждения дела о банкротстве.

Ст. 3 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом» предусмотрено, что дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляет не менее трёх сот минимальных размеров заработной платы и которые не были удовлетворены должником в течении трёх месяцев после установленного срока их погашения.

Далее необходимо подать заявление о возбуждении дела о банкротстве. Такое заявление подается должником или кредитором в письменной форме и подписывается руководителем должника или кредитора, гражданином.

Это заявление должно содержать:

- наименование хозяйственного суда;

- наименование (фамилия, имя отчество) должника, его почтовый адрес;

- наименование кредитора, его почтовый адрес;

- номер (код), который идентифицирует кредитора как плательщика налогов и обязательных платежей;

- изложение обстоятельств, подтверждающих неплатежеспособность должника, с указанием суммы долговых требований кредиторов, срока их исполнения, размера неустойки(штрафа, пени), реквизитов расчетного документа о списании средств с банковского или корреспондентского счета должника и даты его приема банковским учреждением должника к исполнению;

- перечень документов прелагаемых к заявлению.

К заявлению должника прилагается:

- решение собственника имущества (органа уполномоченного управлять имуществом) должника об обращении должника в хозяйственный суд с заявлением;

- бухгалтерский баланс подписанный руководителем и бухгалтером предприятия- должника;

- перечень и полное описание заложенного имущества с указанием его стоимости и местонахождения;

- протокол общего собрания работников должника на котором избран представитель работников должника для участия в хозяйственном суде;

- другие документы, подтверждающие неплатежеспособность должника.

Заявление кредитора должно содержать кроме сведений как у должника дополнительные сведения:

- размер требования кредитора к должнику с указанием неустойки (штрафа, пени) подлежащего уплате;

- изложение обстоятельств, подтверждающих наличие обязательств должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;

- доказательства того, что сумма подтвержденных требований превышает сумму в триста минимальных размеров заработной платы;

- доказательства обоснованности требований кредитора;

- другие обстоятельства, на которых обосновывается заявление кредитора.

К заявлению кредитора прилагается соответствующие документы:

- решение суда рассматривающего требования кредитора к должнику;

- копии неоплаченных расчетных документов с подтверждением банковским учреждением должника о приеме этих документов к исполнению с указанием даты приема;

- доказательства того, что стоимость залога является недостаточной для полного удовлетворения требования, обеспеченного залогом.

Ст. 8 настоящего Закона Украины предусматривает, в каких случаях судья хозяйственного суда отказывает в приеме заявления о возбуждении дела о банкротстве:

- должник не включен в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины или в реестр субъектов предпринимательской деятельности;

- подано заявление о возбуждении дела о банкротстве ликвидированного или реорганизованного (кроме реорганизации в форме преобразования) юридического лица;

- если в адрес должника уже возбуждено дело о банкротстве;

- если требования кредиторов составляет менее 300 минимальных размеров заработной платы;

- требования кредиторов полностью обеспечены залогом.

Хозяйственный суд не позднее пяти дней со дня поступления возвращает заявление о возбуждении дела о банкротстве и приложенные к нему документы без рассмотрения, о чём выносит определение, если:

- заявление подписано лицом, которое не имеет права его подписывать, или лицом, должностное положение которого не указано;

- в заявлении не указанны полностью все реквизиты;

- не представлены доказательства об уплате государственной пошлины и размеры;

- заявителем не соблюден срок подачи.

3. Возбуждение производства дела о банкротстве.

В – третьем вопросе рассматривается весь механизм возбуждения дела о банкротстве.

В том случае, когда заявителю до опубликования объявления о возбуждении дела о банкротстве в официальном печатном органе не было отозвано заявление и в течении месяца не поступили другие заявления кредиторов об удовлетворении их требований, то судья, который принял заявление о возбуждении дела о банкротстве, не позднее чем на пятый день со дня его поступления выносит и направляет сторонам и государственному органу по вопросам банкротства определение о возбуждении производства по делу о банкротстве.

В этом определении указывается о приеме заявления к рассмотрению, о введении процедуры распоряжения имущества должника, назначении распорядителя имущества, дате проведения подготовительного заседания суда (не позднее чем на тринадцатый день со дня приема заявления), введении моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Законом предусмотрено до даты проведения подготовительного заседания должником представить в хозяйственный суд и заявителю отзыв на заявление о возбуждении дела о банкротстве, если предоставит соответствующие документы- у должника в наличии имеются возражения относительно требований заявителя:

- общая сумма задолженности должника перед кредиторами и по налогам и платежам;

- сведения об имеющемся в наличии в должника имущества в том числе и денежных средствах, находящихся на его счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях.

В случае отсутствия отзыва о возбуждении дела о банкротства должником или кредитором в подготовительном заседании судья оценивает представленные документы, заслушивает объяснение сторон, рассматривает обоснованное возражение должника. При необходимости судья может назначить экспертизу, если нет средств у должника, то с согласия кредитора за его счет.

После шести месяцев после даты проведения подготовительного заседания суда будет вынесено окончательное решение либо о санации должника, либо о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры или прекращении производства по делу о банкротстве.

Ст. 12 Закона Украины от 30.06.99 г. Хозяйственный суд имеет право по ходатайству сторон или участников производства по делу о банкротстве или по своей инициативе принимать меры к обеспечению денежных требований кредиторов, а именно:

- налагать арест на все или часть имущества или денежных средств должника;

- запрещать без согласия распорядителя имущества заключать и осуществлять сделки.

В определении о возбуждении производства по делу о банкротстве указывается о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов. На некоторые виды требований кредиторов действия моратория не распространяется.

К ним относятся: заработная плата, алименты, возмещение вреда причиненного здоровью или жизни граждан: авторское вознаграждение; требования по текущей задолженности.

По результатам рассмотрения реестра требований кредиторов, в отношении которых были возражения должника, хозяйственный суд выносит определение, которым утверждается реестр требований кредитора. В реестре требований кредиторов содержатся сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам или обязательствам по оплате налогов и обязательных платежей, о серьезности удовлетворения каждого требования, отдельно размер неустойки (штраф, пеня).

Определение требований является основанием для начисления количества голосов, которые принадлежат каждому кредитору. Далее проводится собрание кредиторов и создание комитета кредиторов.

Первое общее собрание кредиторов должно состояться не позднее 3 месяцев и 10 дней после даты проведения подготовительного заседания суда. На первом общем собрании кредиторов решается только один вопрос – создание комитета кредиторов (выборы членов комитета, определение численного состава комитета и его полномочий).

Далее заседание суда, которое принимает решение о введении процедуры санации или открытие ликвидационной процедуры.

Санация - система мер, осуществленных во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленных на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также полное или частичное удовлетворение требований кредиторов путем кредитования реструктуризации предприятия, долгов и капитала и смену организационно-правовой и производственной структура должника. Важной фигурой в процедуре санации является управляющей санацией, причем он должен иметь лицензию арбитражного управляющего.

Вся власть должника сосредотачивается в одних руках - управляющего санацией.

Основные задачи в процедуре санации:

во-первых, необходимо выбрать средства восстановления платежеспособности должника;

во-вторых, подготовить условия для реализации таких средств;

в-третьих, выполнить все поставленные задачи и оплатить (погасить задолженность перед всеми кредиторами).

План санации идет в комитет кредиторов и если они согласны, то он направляется в течении 5 дней в хозяйственный суд. Время на разработку плана санации и передачу его в суд законом определено 6 месяцев, а если его не будет, то суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии ликвидационной комиссии.

В случае ходатайства собрания кредиторов, отказа в утверждении отчета управляющего, неподачи такого отчета в установленный срок или не проведения расчетов с кредиторами в определенные сроки хозяйственный суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру.

 

4. Последствия признания должника банкротом.

В - четвертом вопросе раскрываются основные последствия признания должника банкротом.

Ликвидация предприятия – это прекращение деятельности, субъекта предпринимательской деятельности признанного хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий судом банкротом, с целью осуществления мероприятий по удовлетворению признанных судом требований кредиторов путем продажи его имущества.

Этот заключительный этап в деле о банкротстве, эффективность значительно меньше, чем при санации.

Процедура ликвидации открывается в четырёх случаях:

- когда кредиторы в лице комитета кредиторов ходатайствуют о введении такой процедуры;

- когда оказались неудовлетворительным итоги процедуры санации;

- когда хозяйственный суд принимает упрощенные процедуры банкротства (ст. 61 и 52 Закона);

- в случае банкротства граждан – субъектов предпринимательской деятельности.

Срок ликвидационной процедуры не может превышать 12 месяцев и суд может его продлить на 6 месяцев.

Основные этапы процедуры ликвидации:

- введение процедуры;

- выявление имущества должника и его оценка;

- реализация имущества должника;

- удовлетворение требований кредитора;

- утверждение ликвидационного баланса в хозяйственном суде.

При признании должника банкротом все права банкрота по управлению переходят к ликвидатору или ликвидационной комиссии, которую назначает суд.

Ликвидатор при формировании ликвидационной массы может отказаться от выполнения договоров банкрота, принимают меры по возврату имущества должника, предъявляет к третьим лицам требования по возврату дебиторской задолженности должника-банкрота.

Раньше ст. 15 «Закон о банкротстве» ликвидатор мог признать сделки недействительными по отчуждению имущества должника за год, либо три месяца до возбуждения дела о банкротстве по специальным основаниям. Сейчас такой нормы нет в новой редакции Закона, что снижает эффективность ликвидационной процедуры.

После выявления ликвидационной массы начинается процесс реализации имущества должника. Этот процесс очень сложный ибо продажа имущества осуществляется, как правило, в пять-десять раз меньше их балансовой стоимости.

 

5. Очередность удовлетворения претензий кредиторов.

После продажи имущества банкрота начинается этап погашения требований кредиторов Закон установил очередность удовлетворения требований кредиторов и ряд правил на удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности.

1. в первую очередь удовлетворяются:

а) требования обеспеченные залогом;

б) выплата выходного пособия уволенным работникам банкрота;

в) расходы, связанные с работой ликвидационной комиссии;

2. во вторую очередь удовлетворяются требования, возникшие из обязательств банкрота перед работниками предприятия, обязательств возникших вследствие причинения вреда жизни здоровью граждан, а также требования граждан – доверителей (вкладчиков) доверительных обществ;

3. в третью очередь удовлетворяются требования относительно уплаты налогов и сборов (платежей);

4. в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов, не обеспеченных залогом;

5. в пятую очередь удовлетворяются требования относительно возврата взносов трудового коллектива в уставной фонд предприятия;

6. в шестую очередь удовлетворяются другие требования.

В случае недостаточности средств, полученных от продажи имущества банкрота, для полного удовлетворения всех требований одной очереди требования удовлетворяются пропорционально каждому кредитору одной очереди, а если средств не хватает для удовлетворения требований кредиторов, то долги считаются погашенными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.