Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности организации инновационной производственно-хозяйственной деятельности предприятий.






Инновационная деятельность предприятия есть система меро­приятий по использованию научного, научно-технического и интел­лектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовле­творения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-техноло­гического обновления зависит от конкретной ситуации, характера но­вовведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жиз­ненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой при­надлежности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внед­рению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

• проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных ис­следований, изготовлению лабораторных образцов новой про­дукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

• подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовле­ния новых видов продукции;

• разработку технологического процесса изготовления новой про­дукции;

• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

• разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

• исследование, разработку или приобретение необходимых ин­формационных ресурсов и информационного обеспечения ин­новаций;

• подготовку, обучение, переквалификацию и специальные мето­ды подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

• проведение работ или приобретение необходимой документа­ции по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

• организацию и проведение маркетинговых исследований по
продвижению инноваций и т.д.

Совокупность управленческих, технологических и экономичес­ких методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение но­вовведений, представляет собой инновационную политику предпри­ятия. Ее цель — предоставить предприятию существенные преиму­щества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта.

Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто слу­жат:

• необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;

• изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой по­литике;

• совершенствование и динамика рынков сбыта и потребитель­ских предпочтений, то есть давление спроса;

• активизация конкурентов;

• конъюнктурные колебания;

• структурные отраслевые изменения;

• появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факто­ров производства, то есть давление предложения, и т.д.

Внутренними мотивами инновационной деятельности предпри­ятия являются:

• стремление увеличить объем продаж;

• расширение доли рынка, переход на новые рынки;

• улучшение конкурентоспособности фирмы;

• экономическая безопасность и финансовая устойчивость пред­приятия;

• максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели:

• материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерам автоматическими устройствами и пр.;

• кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

• научно-теоретические, отражающие результаты поисковых фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятий;

• информационные, характеризующие состояние информацион­ных ресурсов, научно-технической информации, текущей на­учной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;

• организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

• инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализатор­ских предложений, изобретений и т.д.;

• рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности нов­шеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необ­ходимые маркетинговые мероприятия, по продвижению нов­шеств на рынок;

• экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оцени­вающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собствен­ности;

• финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность.

Принципиальные отличия инновационной деятельности пред­приятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и техно­логии, строится на выявлении условий успеха на основании прош­лого опыта и сложившихся тенденций.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.