Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и составляющие конкурентоспособности.






КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ТОВАРОВ

Понятие и составляющие конкурентоспособности.

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Различают пять функций конкуренции:

1. Регулирующая – конкуренция воздействует на спрос, удовлетворяя запросы потребителей.

2. Аллокационная – конкуренция концентрирует ресурсы в том месте на рынке, где они дадут наиболее эффективную отдачу.

3. Инновационная – конкуренция реализует перспективные направления развития предприятия и его товаров.

4. Распределительная – конкуренция распределяет социальный продукт, прежде всего по критерию степени дефицитности того или иного производственного фактора.

5. Контролирующая – конкуренция не позволяет отдельно взятому поставщику (продуценту) занять господствующее положение на рынке.

Различают три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий.

1 При креативном поведении действия конкурентов направлены на создание новых компонентов рынка, которые обеспечили бы превосходство над соперниками (новая продукция, новые формы технологии и организации производства, новые методы распределения и сбыта, включая рекламу). Креативная конкуренция ярко проявляется в стремлении фирм к изменению существующей структуры спроса и предложения.

2 Приспособленческое конкурентное поведение по сути своей представляет собой быстрое копирование ярких достижений конкурентов, а также попытки упреждения действий соперников, связанных с модернизацией производства.

3 Обеспечивающее конкурентное поведение заключается в сохранении и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке в условиях невозможности предприятия эффективно менять свою производственно-коммерческую программу развития при слабом инновационном потенциале. Инструментами здесь выступают повышение качества продукции, дополнительное гарантийное и постгарантийное обслуживание, видоизменение ассортимента и номенклатуры продукции.

Отмеченные типы конкурентного поведения применяются в зависимости от используемых методов конкурентного соперничества. Существуют две группы таких методов: ценовая и неценовая конкуренция.

а) Ценовая конкуренция – это соперничество за извлечение дополнительной прибыли на основе:

- уменьшения издержек производства и реализации продукции;

- изменения цен на ту же продукцию с сохранением ее ассортимента и качества в соответствии с допустимыми нормами.

б) Неценовая конкуренция – это блок методов конкурентного соперничества, основанных на изменении свойств товара, придания товару качественно новых свойств, создание новой продукции для удовлетворения уже существующих новых потребностей покупателей, совершенствование услуг сопутствующих товаров.

Разработка стратегии конкуренции предприятия осуществляется в зависимости от его ролевой и содержательной функций в процессе конкурентного взаимодействия. В соответствии с ролевой функцией могут выделяться следующие типы конкурентов:

- лидеры – 40% доли рынка;

- претенденты – 30% доли рынка;

- ведомые – 20% доли рынка;

- новички (окопавшиеся) в рыночных нишах – 10% доли рынка.

Такой разброс процентов является индивидуальным для каждого типа рынка.

В соответствии с содержательной функцией выделяется четыре группы предприятий:

а) крупные высоко устойчивые предприятия, осуществляющие массовое производство (виоленты);

б) специализированные предприятия, закрепляющиеся в определенных нишах (патиенты);

в) мелкие и средние предприятия, осуществляющие экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях (эксплеренты);

г) мелкие универсальные предприятия, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими компаниями (коммутанты).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.