Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качество как объект управления






 

Деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена. Эта деятельность должна осуществляться в ходе производства.

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:

1) принятие решения «что производить?» и подготовку технической и нормативной базы;

2) проверку готовности производства и распределение организационной ответственности;

3) осуществление процесса изготовления продукции;

4) устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процессы производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем;

5) разработку долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов и органов управления предприятия. Такое взаимодействие обеспечивает система управления качеством. Исключение одного из этапов приводит к сбою всей системы.

Для того чтобы управлять качеством, необходимо определить все факторы и условия, влияющие на создание продукции оптимального качества, обеспечить организацию и проведение контроля, учета, анализа и принятия решений по ним.

Система обеспечения качества продукции складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии жизненного цикла продукции, и охватывает планирование и систематическое обеспечение мероприятий, создающих такие условия для реализации целей и задач по качеству на всех этапах жизненного цикла продукции, чтобы качество продукции соответствовало заданным требованиям.

Жизненный цикл продукции (петля или спираль качества) складывается из таких стадий, как:

1) маркетинг, поиск и изучение рынка;

2) проектирование и разработка технических требований к продукции;

3) материально-техническое снабжение;

4) подготовка и разработка технологических процессов;

5) производство продукции;

6) контроль и испытания;

7) упаковка и хранение;

8) реализация и распределение;

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь в обслуживании;

11) утилизация после использования.

Обеспечение качества в процессе производства достигается применением передовых технологий, соблюдением технологической дисциплины, обеспечением ритмичности и необходимым уровнем культуры производства, организацией тщательного контроля соответствия стандартам и иным нормативным документам на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие и готовые изделия, а также организацией контроля технологического процесса на всех его стадиях.

Контроль является неотъемлемой частью обеспечения качества продукции. Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик свойств продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным требованиям.

Организация контроля качества – это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации.

Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля, признаках и показателях его свойств и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в проектно-конструкторской документации, нормативных документах, договорах на поставку продукции и других документах.

Объектами контроля могут быть продукция или процесс ее создания, хранения, транспортирования, ремонта и соответствующая технологическая документация.

Объект контроля характеризуется отдельными признаками, которые имеют количественную или качественную характеристику свойств объекта и должны контролироваться.

При проведении контроля важно определить объект контроля, метод контроля (технологию проведения контроля, контролируемые прилики, средства и методы контроля, точность контроля), исполнителей контроля и нормативные документы на проведение контроля.

Требования к контролю качества устанавливают: виды испытаний, которым должна подвергаться продукция; периодичность испытаний; правила отбора и подготовки проб и выборок для испытаний при применении выборочного контроля; порядок проведения контроля; параметры процесса контроля и критерии суждения о соответствии качества продукции требованиям нормативных документов; требования к контрольно-измерительной аппаратуре, приборам и инструментам с указанием необходимой точности, а также требования к испытательным стендам и установкам; способы обработки результатов контроля; форму протокола результатов контроля.

Различают два вида контроля по широте охвата продукции –сплошной и выборочный.

При сплошном контроле проверяются все изделия из контролируемой партии, при выборочном – только часть изделий контролируемой партии, которая называется выборкой.

Сплошной контроль, как правило, применяется: при освоении новой продукции, если качество исполнения технологической операции не может быть проверено на последующих этапах; при высоких требованиях к качеству выпускаемой продукции; когда количество объектов контроля недостаточно для получения выборок или проб с установленным риском изготовителя и потребителя, например, единичного, мелкосерийного производства.

Выборочный контроль имеет значительные экономические преимущества перед сплошным контролем.

По характеру поступления продукции на контроль различают следующие виды контроля.

Непрерывный контроль – контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно.

Периодический контроль – контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы времени.

Летучий контроль проводится в случаях, установленных и оговоренных в фирменных стандартах и в случайные моменты времени. Он может назначаться для проверки правильности проведенной операции контроля, технологической дисциплины и т.д.

Входной контроль – это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю (заказчику).

Входной контрольпредназначается для контроля продукции при ее изготовлении, ремонте, эксплуатации на предприятии-потребителе.

Этому виду контроля подвергаются сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция поставщиков, техническая документация и т.д.

Операционный контроль – это контроль продукции или процесса во время исполнения или после завершения определенной операции.

Приемочный контроль – это последний этап контроля в процессе производства, при котором осуществляется комплексная проверка, а при необходимости регулировка, настройка готового изделия или системы.

По влиянию на объект контроля различают разрушающий и неразрушающий контроль.

По стадии создания и существования продукции существуют два вида контроля – производственный и эксплуатационный.

Производственный контроль, как правило, охватывает все вспомогательные, подготовительные и технологические операции.

Одна из основных задач контроля – это определение показателей качества. Определение показателей качества – обычная измерительная задача, которая может решаться инструментальным или экспертным методом.

Разновидностями последнего можно считать регистрационный, органолептический и социологический методы.

Инструментальный методосновывается на использовании технических средств измерений.

Экспертный методизмерений показателей качества используется тогда, когда применение технических средств измерений невозможно или экономически неоправданно.

Регистрационный методзаключается в регистрации значений контролируемых параметров продукции или процессов.

В органолептическом методев роли первичных измерительных преобразователей используются органы чувств экспертов зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Социологический методизмерений показателей качества строится на массовых опросах населения или отдельных его социальных групп, члены которых тем самым выступают в роли экспертов.

Комбинированный методизмерений обычно сочетает инструментальный и экспертный методы(например, технический осмотр).

Технический осмотр – это контроль, осуществляемый в основном при помощи органов чувств и (в случае необходимости) средств контроля, номенклатура которых установлена соответствующей документацией.

В соответствии с ГОСТ 16504 испытания – это экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий.

Следует различать следующие виды испытаний: государственные; приемо-сдаточные; периодические; типовые; эксплуатационные; сертификационные и др.

Государственные испытания – испытания установленных важнейших видов продукции, проводимые государственной комиссией или организацией, которой предоставлено право на их проведение.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.