Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования






Антропоморфная концепция, предложенная В.Я. Дубровским и Л.П. Щедровицким, представляет собой один из вариантов применения идей системного подхода и строится на фундаменте, в основу которого заложены следующие посылки:

  1. Человек - рефлексивный элемент системы. Эта рефлексивность выражается, в частности, в том, что объект управления или вся система в целом вместе с человеком могут быть отображены в сознании человека;
  2. Цель системы является содержанием сознания человека-оператора. Эта цель рефлексивно определяет целостность функционирования человека в системе;
  3. Способ достижения цели человеком социально нормирован.

Исходя из этих посылок, вся концепция сводится к следующим, методологическим положениям:

  1. включение человека в информационно-управляющую систему независимо от того, на что рассчитывал проектировщик, превращает эту систему в объект принципиально иного типа, который уже не может быть представлен в виде «поточной» системы; этот объект - система человеческой деятельности;
  2. в системах человеческой деятельности машины с их функционированием не являются и не могут быть проектировочными компонентами;
  3. человек и машина не могут рассматриваться как компоненты системы «человек -- машина»;
  4. особенности способа функционирования человека в системе не позволяют представить его в виде поточной системы.

Не вызывает сомнения, что один из центральных вопросов, составляющих краеугольный камень любой концепции ИПП, - это вопрос о том, являются ли человек и машина компонентами системы «человек - машина» или же они не могут рассматриваться как таковые. Как мы видим, сторонники антропоморфного подхода дают на него отрицательный ответ. В то же время, по мнению ряда авторов, «изучение систем «человек – автомат», «человек – машина» как единого функционального целого может и должно осуществляться подобно изучению других сложных систем. Подход к человеку как к особому звену, включенному в систему автоматических устройств и машин, позволяет решить весьма важные вопросы, касающиеся повышения эффективности работы этой системы.

А.А. Крылов раскрывает содержание концепции человека-оператора в двух разных аспектах. Он характеризует автоматизированную систему управления как систему, включающую человека в качестве одного из своих звеньев, и рассматривает человека как звено системы управления, осуществляющее необходимую обработку информации.

Спорно и положение авторов антропоморфной концепции о том, что включение человека в информационно-управляющую систему превращает эту систему в объект, который уже не может быть представлен в виде «поточной» системы. Согласно современным системам представления, «любой объект можно рассматривать... в качестве преобразователя, в который поступают входные сигналы, или стимулы, и который отвечает на них. выходными сигналами-реакциями» [ с. 28], т. е. именно как поточную систему. Подобные взгляды высказывают и многие видные представители зарубежной инженерной психологии. Утверждение о том, что человек наряду с машинами является звеном эргатических систем, по мнению президента американского общества инженерных психологов Д. Адамса, следует рассматривать как первую предпосылку инженерной психологии.

Уже на основе приведенных мнений можно поставить под сомнение действенность главного вывода о бессмысленности постановки проблемы распределения функций. Однако целесообразно высказать несколько замечаний непосредственно по этому вопросу.

В качестве достаточно веских аргументов в поддержку своей позиции по проблеме распределения функций авторы антропоморфной концепции выдвигают мнение Н. Джордана и У. Синглтона. Однако интерпретация ими мнений этих действительно крупных исследователей проблемы распределения функций не всегда оказывается правильной. Ведь из констатации Н. Джорданом принципиальных трудностей решения проблемы и формирования им концепции взаимодополнительности человека и машины никак не следует, что Н. Джордан отрицал важность и необходимость распределения функций. Анализируя работы Н. Джордана и У. Синглтона, авторы антропоморфной концепции не обратили внимания на одно существенное обстоятельство, имеющее в данном случае первостепенное значение. Отношение Н. Джордана и У. Синглтона к проблеме распределения функций явилось скорее всего следствием неэффективности приложения существующих в то время (начало 60-х годов) методов к ее решению, чем задачей ее дискредитации. Говоря иными словами, они проводили мысль, что методы решения неприложимы к практическому решению проблемы, распределения функций. Повторяем, что ни Н. Джордан, ни У. Синглтон не ставили перед собой цели установить истинность или ложность проблемы распределения функций. Как это ни парадоксально, но эти авторы считают, что инженерная психология направлена как раз на решение проблемы распределения функций. Недаром эта проблема остается для одного из них центральной и в настоящее время [62, с. 142--143].

Вышеприведенный анализ позволяет сделать одно общее замечание. Построение концепции ИПП - сложнейшая задача, решение которой вряд ли возможно с помощью умозрительного конструирования. Такое конструирование может создать лишь видимость решения этой важной проблемы. Именно поэтому оказалось крайне трудно найти сколько-нибудь эффективное приложение антропоморфной концепции к решению конкретных задач инженерно-психологического проектирования. Представляется не случайным то обстоятельство, что реализация методических принципов этой концепции по существу свелась к работе, принципиально (и даже в деталях) не отличающейся от той, которая уже давно осуществлялась в рамках коррективной инженерной психологии и сводилась к реконструкции, а не к проектированию.

Вместе с тем не нужно недооценивать смысл идей, заложенных в антропоморфной концепции. Они не только способствовали определенной переориентации исследователей на проблематику ИПП, но и утвердили критический взгляд на него и связанные с ним задачи, исключив саму возможность сомнения в необходимости и целесообразности ИПП. Весьма существенно, что антропоморфная концепция, несмотря на отмеченные ошибочные выводы, продемонстрировала действенность применения в инженерно-психологических исследованиях системных идей.

В качестве альтернативы антропоморфной концепции в последние годы сформировалась концепция, определенная выше как процессуальная]. Если в антропоморфной концепции полемическое острие было направлено против исходных. постулатов инженерной психологии, то в процессуальной - против самого предмета инженерной психологии и одного из ее основополагающих принципов - принципа гуманизации. Весьма примечатлен фон, который предопределил появление этой концепции. С одной стороны, это резко подчеркиваемая практическая ориентация инженерно-психологического проектирования, с другой -- не менее резко выраженная критика системного подхода и отрицательное отношение к его применению в инженерно-психологических исследованиях. В качестве познавательного средства, на базе которого строится эта концепция, предлагается логико-статистический подход. Общую процедуру, основанную на этом подходе, предлагается определять как анализ процессов, в отличие от процедуры, основанной на системном подходе, которая определяется как анализ систем. При этом анализ процессов рассматривается как логико-математический метод, который основывается на диалектической логике и некоторых разделах математики (функциональный анализ и абстрактная алгебра).

Основываясь на развиваемых в рамках логико-статистического подхода положениях, авторы также подвергают ревизии исходные основания инженерной психологии. Они выступают против точки зрения, согласно которой предметом инженерной психологии является система «человек -- машина», и предлагают в качестве такого предмета рассматривать логические переходы между отдельными видами деятельности человека-оператора. Они доказывают также, что инженерно-психологические проблемы имеют тенденцию к центрированию, вследствие чего может быть выявлена новая центральная задача инженерной психологии. Такой новой ключевой проблемой (центральной задачей) инженерной психологии названа задача учета большого количества факторов, взаимодействующих между собой (ЗУБКФ). ЗУБКФ выступает как родовая (в терминах процедуры логического центрирования) проблема инженерной психологии, содержащая предельную неопределенность. Таким образом, основные трудности при решении задач ИПП (как и инженерной психологии в целом) вызывают проблемы критерия и принятия решения в условиях неопределенности. В рамках решения ЗУБКФ понимание ИПП весьма специфично: ИПП включает в себя три этапа: проектирование, испытание и эксплуатацию систем «человек - машина». Другими словами, под ИПП понимается обобщенный циклический процесс. В начале каждого цикла анализируются результаты эксплуатации существующих в настоящее время систем. Включение такого анализа в процесс проектирования объясняется тем, что только в процессе эксплуатации системы можно полностью выявить, проанализировать и оценить все ее качества как с точки зрения требований инженерной психологии, так и с точки зрения ее общих (основных) технических требований. При этом типовые методики и программы ИПП и оценки СЧМ должны создаваться на основе обобщения тех данных, которые получены в ходе многолетней работы коллективов проектировщиков, испытателей и эксплуатационников. Учет необходимости обобщения практических данных приводит авторов концепции к выводу, что основным средством решения проблем ИПП в математическом плане должна стать статистика, как описательная, так и математическая. Именно в этом и состоит одно из главных отличий процессуального подхода от системного, где главным научным орудием считается моделирование.

Таким образом, если антропоморфная концепция инженерно-психологического проектирования приводила при практической ее реализации к тупику, то и «процессуальные» представления об инженерно-психологическом проектировании не могли быть основой для научного решения задач, возникающих при создании принципиально новых эргатических систем. Совершенно естественным при таком положении представляется поиск других путей решения проблем инженерно-психологического проектирования. Этот поиск следует вести, опираясь, с одной стороны, на те научные принципы, которые были выработаны и оправдали себя на предшествующем этапе развития инженерно-психологической науки, а с другой -- на принципы, которые оправдали себя при развитии кибернетики, теории систем, системотехники. Конечно, применение последних должно связываться с учетом специфики реального объекта изучения -- эргатической системы. В настоящее время этим требованиям в значительной мере соответствует концепция ИПП, определенная выше как системно-антропоцентрическая.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.