Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданские воины в России ХVII–ХVIII вв. (Народные движения под руководством С.Разина, К.Булавина, Е.Пугачева): Общее и особенное.






Характерной чертой истории России ХVII–ХVIII вв. являются мощные народные движения. Наиболее крупные происходили под руководством Болотникова, Разина, Булавина и Пугачева.

Дискуссионные проблемы

В XIX в. С.Соловьев, " государственная школа" считал, что крестьянские восстания – выражение антигосударственного, анархического начала, их победа означала бы гибель страны, Разин и Пугачев – прежде всего разбойники. Очень высоко оценивала крестьянское движение марксистская, советская историческая наука. В соответствии с положением К.Маркса, классовая борьба является главной движущей силой истории. Понятие " крестьянская война", как высшая форма антифеодальной борьбы крестьянства, ввел Ф.Энгельс (статья " Крестьянская война в Германии").

В отношении крестьянского движения в России это понятие утвердилось с 30-х гг. Считалось, что крестьянская война отличается от обычных крестьянских восстаний особым размахом, продолжительностью, охватом значительной части страны, более высоким уровнем организации и идеологии.

В последнее время происходят значительные перемены в подходе. Во-первых, склоняются, что не четыре, а три крестьянских войны: движение К.Булавина не " дотягивает" до такого уровня (скорее было казацким восстанием). Во-вторых, сложность в оценке характера и значения этих движений, – возрождаются подходы " государственной школы", " Вех", часто вспоминают выражение А.Пушкина о " русском бунте бессмысленном и беспощадном". Поэтому сейчас иногда вместо понятия " крестьянская война" применяют понятие " гражданская война".

Событийная канва

Первая " крестьянская война" произошла в ходе " смутного времени" (движение Болотникова).

В 1667–1671 гг. или 1670–1671 гг. движение С.Разина. Спорная датировка начала: в школьном учебнике под редакцией академика Б.Рыбакова – с 1667 (с " похода за зипунами"). В брошюре " Основные события из отечественной истории", изданной в МГУ: 1667–1669 гг. – поход С.Разина в Иран; 1670–1771–" народное движение под руководством С.Разина". В " Хронике истории России" проф. М.Зуева: апрель 1670 г. – начало крест, войны (поход войска Разина на Волгу).

В 1707–1708 гг. произошло движение К.Булавина.

В 1773–1775 гг. – движение Е.Пугачева.

Выделяют три его этапа:

1. сентябрь 1773 г. – март 1774 г.: осада Оренбурга,

2. апрель–июль 1774 г.: на Урале,

3. июль–сентябрь 1774/1775 г.: арест Пугачева на Волге (датировка 1775 г., видимо, связана с тем, что хотя Пугачев был схвачен в сентябре 1774 г., но и после этого шла борьба, а казнен он был в январе 1775 г.).

Общее во всех этих движениях

Движение приобрело широкий размах, охват значительной части территории страны, длительность (несколько лет), упорство и взаимное ожесточение в борьбе.

Во всех движениях было сходство в движущих силах: во всех трех инициатором являлось казачество, основной силой было крепостное крестьянство, определенная роль угнетенных народов. Во всех трех движениях, в отличие от движения Болотникова, не было значительного участия представителей господствующих классов – лишь у Пугачева отдельные дворяне (вспомним " Капитанскую дочку").

Более-менее четкая социальная направленность: против помещиков и богачей

Особенности отдельных движений

По движущим силам движение Булавина наиболее " казачье", так как протекало в основном на Дону. Участие нерусских народов уже у Разина, но особенно широко – у Пугачева. У него и новая группа: горнозаводские рабочие Урала.

Идеология движений. С одной стороны, в движении Пугачева более высокий уровень: в его указах прямые требования об уничтожении крепостного права и всех помещиков, о переходе к " казачьему строю". С другой стороны, в этом движении – максимальное проявление " наивного монархизма", надежд на " доброго царя", " самозванчества". Все эти моменты четко проявились в движении Болотникова, у Разина более сдержанно (в его " прелестных письмах" в общих чертах говорилось, что борются " за великого государя") и не отразилось у Булавина.

Организация. Наивысший уровень организованности был достигнут у Пугачева, предпринимались попытки преодоления характерной для крестьянских движений стихийности: существовала штаб и Военная коллегия, сподвижники Пугачева именовались соответствующими воинскими званиями и титулами (" генералы", " графы" и т.п.), войско делилось на полки, посылались приказы и рапорты.

По размаху и мощи также наибольших размеров добилось движение Пугачева: более года противостояли военно-полицейским силам Российской империи, которые были гораздо мощнее, чем в XVII в. Территориальный охват: Оренбуржье, Урал, Поволжье; разведывательные отряды – относительно недалеко от Москвы.

Реформы Петра: Замыслы. Основное содержание. Ход и итоги.

Эпоха Петра Великого – это эпоха огромного перелома в жизни России. Существуют сложнейшие дискуссионные оценки этого времени.

Замыслы

Спорный вопрос, был ли четкий план реформ. Имеются противоположные оценки этого вопроса. Например, некоторые авторы " почвеннического" толка (современные " славянофилы") утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей жизни с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков. Противоположная точка зрения, особенно ярко у П.Милюкова: не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом, под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможный компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное: усиление мощи России и ее " европеизация"). Это и составляет Основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.

Ход реформ

Условно можно выделить три этапа

1. На рубеже двух веков существовали наиболее насущные меры, связанные с военными потребностями. В связи с Азовским походом (1695 г.) начал создаваться военный флот. В первые годы нового века применяются особенно решительные меры по созданию регулярной армии: ликвидация стрелецкого войска, введение рекрутских на боров, подготовка офицеров. Главным образом для военных нужд происходит массовое создание мануфактур: более 200 против 20 в конце XVII в. Выплавка железа выросла в 5, 5 раз.

Кроме этого, на рубеже веков происходят и наиболее неотложные культурные преобразования: широкая посылка молодых дворян для учебы за границу (начиная с " великого посольства") и массовое приглашение иностранных специалистов, создание начального светского образования (" цифирные школы"), специального образования (" школа математицких и навигацких наук"), первая русская газета " Ведомости", ломка быта (изменение костюма, запрет бороды, ассамблеи, новый календарь).

Крупнейшая мера по европеизации – основание Петербурга (1703 г.).

2. Начало более систематических государственных реформ после того, как обозначился перелом в ходе Северной войны: 1708 г. – изменение территориального деления страны на 8 губерний (делились еще на 50 провинций).

В 1711 г. первый крупный шаг в изменении структуры центрального управления: учрежден высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе – Сенат во главе с генерал–прокурором (" око государево") и штатом чиновников на местах.

1717–1718 гг. – упразднение приказов и создание коллегий.

Из других крупных мер: в 1714 г. выходит указ о приравнивании вотчин и поместий.

3. Завершающие меры в конце правления: в 1721 г. – провозглашение Петра императором. В том же году – создание Духовной коллегии (Синод), т.е. полное подчинение церкви государству (выборы патриарха не проводились с 1700 г.). В 1722 г. – " Табель о рангах", своего рода стержень социально–сословного деления, более резкое отграничение дворянского сословия, и в то же время, упорядочение путей попадания в него из других групп. 1724 г. – подушная подать: способствовала развитию крепостничества.

Из других мер: 1720 г. – более основательная попытка создания городского самоуправления (главный и местные магистраты, хотя еще в 1699 г. – " бурмистерская палата"). 1721 г. – важная мера по обеспечению мануфактур рабочей силой: указ о посессионных крестьянах. В области культуры – завершающий шаг: 1724 г. – указ о создании Академии наук

Итоги реформ

Существуют разные подходы по оценке реформ Петра:

1. Акцент на позитивные итоги. В XIX в. особенно Соловьев и " государственная школа": Петр Великий – преобразователь России, одна из наиболее великих исторических личностей, " революционер на троне". Со времени Петра Россия стала великой европейской державой, прорвалась к морю, создала мощную армию и промышленность. Безмерное восхваление Петра при Сталине, например, в известном романе А. Толстого.

2. Акцент на противоречивые итоги. Один из первых П. Милюков, отмечает рост мощи за счет непомерных жертв (население уменьшилось на 1/4).

В советской исторической науке полагают: при Петре наряду с ростом мощи происходит усиление самодержавия (окончательное утверждение абсолютизма) и крепостничества, что стало впоследствии главным тормозом для развития России.

Н.Бердяев, " веховцы" считают, что в результате реформ произошел культурно–психологический раскол русского общества на " два народа" (европеизированная интеллигенция и традиционный народ): это глубинная основа для революции 1917 г. и большевизма.

3. Негативная оценка – славянофилы и современные " почвенники": Петр изменил естественный ход российской истории, сломал национальные основы и традиции, подчинил Россию западному влиянию, создал самодержавно–полицейский строй. Особо отмечаем усиление феодально-крепостнического гнета; введение подушного налога, рекрутские наборы; мобилизация населения на строительство крепостей и каналов (например, Санкт–Петербург)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.