Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение структуры экономики






Экономическая жизнь находится в развитии. Это проявляется в различных изменениях экономики, в том числе и в изменениях ее структуры.

Изменение структуры экономики могут быть:

  • Внутриотраслевые (внутри отрасли). Они происходят постоянно;
  • Межотраслевые (одни отрасли экономики развиваются быстрее, другие медленнее и т.д.). Они происходят более редко;
  • Весьма редко происходят сдвиги, изменяющие соотношения крупнейших сфер и секторов всей экономики. В результате кардинально меняется структура всей экономики.

Эволюция подходов к структурированию (состоянию структуры) экономики:

  1. вся экономика делится на две крупные части (двухсекторная модель экономики)

На протяжении многих веков основную роль в обеспечении жизнедеятельности людей играло материальное производство, которое, постоянно усложняясь, выступало ведущей сферой всей экономики.. Сейчас в индустриально развитых странах она включает более 55 отраслей, подотраслей и видов производства, тогда как в начале ХХ в. в промышленности насчитывалось только около 20 отраслей.

Двухсекторная структура экономики по мере развития и усложнения экономики уже неадекватно отражала происходящие изменения как внутри самого материального производства (соотношение добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности), так и с точки зрения места и роли нематериальной сферы, что объективно потребовало несколько иного взгляда на структуру хозяйства.

  1. Позднее (в 30-х гг. ХХ в.) появился подход, предложенный А. Фишером (1935 г.) и К. Кларком (1940 г.). Они впервые предложили трехсекторную модель экономики.

- Сельское хозяйство; - обрабатывающая - сфера услуг

промышленность

- Добывающая

промышленность;

- Рыболовство;

- Лесное хозяйство

Приведенная трехсекторная модель вполне соответствовала действительности, т.е. реалиям хозяйственной жизни середины ХХ в. в развитых странах, следовательно, лучше отвечала потребностям экономического анализа. Оказалось, что все секторы (первичный, вторичный и третичный) были в тот период однопорядковыми как по количеству занятых, так и по роли в создании общественного богатства.

Однако с 60—70-х годов ХХ в. в развитых странах стала нарастать диспропорциональность между этими секторами, которая приняла устойчивый и очевидный характер. Однопорядковость нарушилась в силу ярко выраженного преобладания третичного сектора сферы услуг над вторичным и первичным секторами, суммарный вклад которых в создание ВНП стал составлять 30—32%. Такие сдвиги рассматриваются как сущностные признаки возникновения постиндустриального общества, его сервисной модели.

  1. в 70-80 гг. ХХ в. были предложены 4-х, 5-ти, 6-ти секторные модели экономики.

Увеличение количества секторов происходило путем разделения

ранее единого сектора сферы услуг на несколько секторов. Этим подчеркивалось сложность, неоднородность состава сферы услуг.

2. Первичный, вторичный, третичный секторы экономики: состав и тенденция развития

Посмотрим, как изменилось соотношение этих секторов в развитых странах.

  1. Первичный сектор (добывающие отрасли): их доля в ВНП упала, как подчеркивают специалисты, до минимально возможных значений. Так, в конце ХХ в. она составляла не более 3%. Если в сельском хозяйстве на исходе XIXв. создавалось до 40% американского ВНП, после Первой мировой войны — 14%, то сейчас — не более 1, 4%. Все это отразилось и на структуре занятости в первичном секторе: в серединеXIXв. до 60% рабочей силы было занято в аграрном секторе, а сейчас, например в США, занято менее 3%. В результате с 1994 г. статистические органы США перестали учитывать долю фермеров в составе населения из-за ее незначительности. Такие же тенденции характерны и для развитых европейских стран (Германии, Франции), хотя цифры занятых в добывающих отраслях там несколько выше. В целом в добывающих отраслях США и стран ЕС численность занятых снизилась абсолютно, а доля добывающих отраслей в ВНП стран ЕС не превышает 3%.
  2. Вторичный сектор считался ведущим, доминирующим во всех развитых странах на протяжении почти двух третей ХХ в., но ситуация меняется и в нем, хотя не так однозначно, как это происходит в первичном секторе. Относительно вторичного сектора можно выделить две тенденции.

С одной стороны, начиная с 70-х годов ХХ в. здесь тоже наблюдается процесс абсолютного уменьшения числа занятых. Так, с 1980 по 1994 г. в США число занятых в обрабатывающих отраслях снизилось более чем на 11%, составив 18% трудоспособного населения. В США за 80-е годы численность персонала сталелитейных компаний уменьшилась в 6 раз при том же объеме выпуска продукции. «Дженерал Электрик» примерно за тот же период снизил численность персонала вдвое. В Западной Европе наблюдался такой же процесс. Доля промышленного производства в ВНП при этом колебалась: в США в первой половине 90-х годов она была от 22, 7 до 21, 3%; в странах ЕС — приблизительно 20% (от 15% в Греции до 30% в ФРГ).

С другой стороны, несмотря на сокращение своих количественных масштабов, вторичный сектор в современном обществе является весьма эффективно функционирующей производственной системой с высоким уровнем производительности труда. Это обусловлено прежде всего тем, что именно в нем находит свое применение все возрастающая масса технологических достижений. Хотя следует отметить, что наряду с высокотехнологичными отраслями вторичный сектор включает в себя и достаточно примитивные виды производства.

  1. Третичный сектор переживает бурное развитие. Если суммарная доля первых двух секторов в ВНП ведущих стран мира стабилизировалась, как уже отмечалось, на уровне 30—32%, а в занятости составляет не более 25—30%, то третичный сектор занимает в создании ВВП соответственно около 70% (свыше 75% в развитых странах). Динамика роста этого сектора столь велика, что многие специалисты считали процесс структурных изменений общественного производства развитых стран и превращение этого производства в экономику услуг завершенным в результате так называемой терциарной революции. Однако не все рассматривают это как благо, некоторые, например профессор С. Коэн из университета Беркли, высказывают опасение, что такой процесс приведет к деиндустриализации, к застою промышленного производства, что может вызвать катастрофу. Наличие таких противоположных мнений показывает, что проблема требует серьезного осмысления во всей многоаспектности и противоречивости.

Как бы то ни было, «если в 1900 году соотношение американцев, производивших материальные блага и услуги, оценивалось как 63: 37, то девяносто лет спустя — уже как 22: 78, причем изменения значительно ускорились с начала 50-х годов, когда началось сокращение численности занятых во всех отраслях, которые в той или иной степени могут быть отнесены к сфере материального производства».

В практике современного производства отчетливо выделяются две тенденции:

1) повышение наукоемкости продукции ведет к росту стоимости услуг в цене товара;

2) переход некоторых видов товаров в разряд услуг под воздействием научно-технического прогресса.

Практически все отрасли материального производства становятся все более «услугооказывающими» как внутренне, так и внешне.

Внутренне — поскольку большое количество работников промышленного производства неспосредственно не участвуют в производственных операциях. Они выполняют разные услуги. (Так, еще в начале 80-х годов доля работников, непосредственно занятых в производственных операциях, не превышала в США 12%, сегодня сократилась до 10%, в Японии подобные цифры составляют соответственно 15 и 12%. В последнее время появились оценки, определяющие этот показатель для США на уровне 5—6%. В 1993 г. в Бостоне (США) в сфере услуг было занято 463 тыс. человек, тогда как непосредственно в производстве — всего 29 тыс., и подобное соотношение в последние годы вполне типично для больших американских городов.)

Внешне — поскольку сейчас обычным явлением для промышленных фирм стало создание и расширение сети сервисных служб, центров для работы с внешними клиентами: наладочные работы, послепродажное обслуживание, лизинговые отделы и т.п .(«К примеру такой производственный гигант, как General Electric, в реальности получает 40% своих доходов от оказания различных услуг. Фирма Nike, считающаяся производителем кроссовок, на самом деле не выпускает обувь. Она занимается только ее разработкой, распространением и сбытом. Nike в первую очередь оказывает услуги».)

Вместе с тем сохраняется основополагающая роль материального производства, выступающего «скелетом» экономики, в том числе в современных условиях. Чем эффективнее сфера материального производства, чем богаче общество и человек, тем больше становится роль и значимость сферы услуг, ее сбалансированного сочетания с материальным производством и влияние на него.

Сокращение занятости в промышленности не означает снижения роли материальной составляющей современной хозяйственной жизни: объем производимых и потребляемых обществом благ не уменьшается, а растет. Современное производство с избытком обеспечивает потребности населения в товарах, потребительский рынок развитых стран перенасыщен разнообразными продуктами и вещами..

Развитая и динамично расширяющаяся сфера услуг — атрибут общества, достигшего достаточно высокого уровня богатства, благосостояния большей части своего населения, т.е. имеющего обширный средний класс.

При характеристике взаимосвязи двух сфер общественного производства необходимо обязательно учитывать фактор времени: в «текущем масштабе времени» непроизводственная сфера зависит от функционирования материального производства. В долговременном масштабе — развитие материального производства, его структура, эффективность во многом определяются масштабами и качеством функционирования сферы услуг: состоянием науки, образования, здравоохранения и т.д.

Изменение структуры самого материального производства связано с увеличением доли услуг в самом этом производстве. С другой стороны, развитие материального производства, усложнение его результатов требует развития широкого спектра на первый взгляд совершенно непроизводственных услуг, например, образовательных и всех тех, которые формируют современное качество экономического роста.

Современное производство — это преимущественно воздействие на продукт и услуги со стороны инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами-контрагентами. Сегодня знания воздействуют на все сферы жизни общества и все стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги.

Таким образом, дальнейшее развитие и полнокровное функционирование общества все в большей мере детерминируется развитием сферы услуг, которая способствует обеспечению перехода от «производства вещей» к «производству людей», что адекватно новому видению значимости человека в современном мире и общественном производстве.

3. Сфера услуг: понятие, структура, роль, особенности

В настоящее время в литературе весьма редко встречаются определения сферы услуг. Можно привести следующие определения:

«Сфера услуг — представляет собой воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами».

«Сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг».

«Сфера обслуживания — совокупность отраслей хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг».

«Service industry (сфера услуг): сектор экономики, который предоставляет услуги».

(Как отмечает Ф.Котлер, «Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относятся и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами — торговцами недвижимостью».)

Услуговые виды деятельности пронизывают практически все отрасли экономики, поэтому поэтому невозможно достаточно точно определить границы сферы услуг: можно говорить об области распространения услуговой деятельности, которая в одних отраслях экономики является основной, а в других, при обязательном присутствии, занимает меньший «ареал», как, например, в добывающей и обрабатывающей промышленности.

Таким образом, важнейшими чертами (особенностями) сферы услуг являются ее неоднородность, подвижность «границ». Очень остро проблема установления «границ» сферы услуг стоит перед статистической наукой и практикой.

Предпринимаются попытки представить в том или ином виде структуру сферы услуг. Приведем один из примеров

(см.рис.)

В современных условиях роль сферы услуг проявляется в том, что она:

  • выступает важным сектором национального и мирового хозяйства;
  • играет огромную роль в развитии человеческого капитала;
  • оказывает все возрастающее влияние на функционирование и развитие материального производства;
  • способствует увеличению свободного времени;
  • создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества;
  • выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни;
  • обеспечивает современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны.

В целом сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы услуг и уровня развития всей национальной экономики.

(Оной из своих работ известный американский экономист С. Кузнец правомерно отмечал, что «несмотря на величину сектора услуг, измерение его вклада более всего подвержено ошибкам, а данные и знания о нем слишком недостаточны для адекватного анализа. Может показаться иронией, но о секторе, который включает профессиональные группы, занятые в производстве и распространении фундаментального и прикладного знания, а также ответственные за принятия основных политических и социальных решений, мы знаем меньше, чем о других секторах; и это неудивительно, поскольку деятельность, не организованная в форме широкомасштабных повторяющихся операций, труднее поддается измерению и анализу». До сих пор даже в научной литературе нет единодушия по поводу того, какие области хозяйственной деятельности следует относить к услугам. Требуют более глубокого исследования такие феномены, как сфера услуг и услуга.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.