Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и основные виды субъектов политики.






Социальные субъекты власти – это общественные группы и отдельные индивиды, выполняющие полит. функции и реализующие властные полномочия. К ним относятся: группы интересов, правящие элиты, полит. лидерство.

Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов получили название лоббизма. Слово «лобби» (англ. Lobby – кулуары) первоначально применялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, в 40-х гг. XVII в. так назывался вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. Существования лоббизма как полит. явления тесно связано с функционированием групп интересов и возможностями их влиянием на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации полит. участия, характер полит. партий.

В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся:

1) Выступление на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

2) Разработка законопроектов и привлечение к выработки нормативных документов экспертов;

3) Личные встречи, контакты, переговоры;

4) Использование методов «public relations» для формирования общественного мнения

Очевидно, что существует два подхода к лоббизму. Сторонники первого – запретительного – приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании стремятся к его ликвидации. Сторонники второго подхода – регулятивно-правового - разделяют легальные и нелегальные метода лоббизма, стремятся ограничить лоббистскую деятельность правовыми рамками, исключить из полит. практики коррупцию. В отличии от первого, второй подход более продуктивен, т.к. сохраняет «каналы» связи между обществом и властью, ставят в цивилизованные рамки систему функционального представительства интересов.

Специфической формой представительства групповых интересов, наряду с лоббизмом, является корпоративизм.

Термин «корпорация» (лат. Corpus – тело) возник в период средневековья корпорациями в XIV – XV в. назывались сословно – профессиональные организации цехового типа, защищавшие и относившее интересы своих членов. Организации этого типа являлись своего рода «переходным звеном» между общинным типом общества и гражданским обществом. Вхождение индивидов в ту или иную корпорацию определяло возможности профессиональной деятельности и отстаивания социальных интересов; вне корпорации социальная жизнь становилась невозможным.

В современной науке под корпорацией понимается институционализированная замкнутая группа, монопольно распоряжающаяся определенными ресурсами, выполняющие определенные хозяйственные, административные, военные или полит. функции и, одновременно, отстаивающие и защищающиеся специфические коллективные интересы. Корпорация – это строго иерархизированная система, в которой реальная власть принадлежит небольшим элитным группировкам, а внутрикорпоративные отношения основываются на принципе лояльности и личной преданности рядовых членах руководства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.